СтраницаПОСЛЕВОЕННЫЕ

БРЯНЩИНА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1944-1959 гг.)

А.П. м СП. Ткачёвы «Лихолетье»

Отступая, гитлеровцы разрушили, сожгли и разграбили до 6 тысяч про­мышленных предприятий, колхозы и машинно-тракторные станции, зернох­ранилища и учебные заведения, больницы и дома культуры. Войной в городах и рабочих поселках было разрушено 70% жилищного фонда, сгорело 111 ты­сяч крестьянских домов.

Возрождение края. Создание Брянской области.

    ► Возрождение сельского хозяйства

        ► Обновление брянской промышленности

           ► Культура, наука, образование Брянщины в послевоенные годы

              ► Послевоенный повседневный быт

Для большинства жителей

Брянщины все послевоенные

годы слились в одно высокое

понятие – работа. Жили в зем-

лянках, лачугах, не было топлива,

водопровода, но люди, несмотря

ни на что, верили в свое пред-

назначение, верили в свой труд,

благодаря которому вершилось

будущее.

Брянщина вышла из войны

израненной, истощенной, разо-

ренной. Немецкие оккупанты

взорвали и сожгли почти все

промышленные предприятия,

уничтожили основные сред-

ства производства совхозов и

колхозов, МТС. Область лиши-

лась десятков тысяч домов – 70

процентов жилого фонда в го-

родской и сельской местности.

Были разрушены учебные, куль-

турно-просветительские, лечеб-

ные учреждения. Материальный

ущерб, причиненный войной,

исчислялся громадной суммой

– 24,4 миллиарда рублей.

Жители городов и сел выхо-

дили на расчистку завалов, вос-

станавливали железнодорожные

узлы, жилые дома, промышлен-

ные сооружения. Уже к концу

1944 года удалось восстановить

65 промышленных предприятий.

Объем выпускаемой ими про-

дукции составлял всего 1 про-

цент от довоенного уровня. Но

уже через год выпуск промыш-

ленной продукции подошел к

отметке 18 процентов.

Трудно заново отстраивать

разрушенное. Особенно тяжело

пришлось селу. Не хватало ма-

шин, людей, лошадей. На себе,

на волах и коровах колхозни-

ки вспахали 100 тысяч гекта-

ров земли... Сложно проходило

восстановление колхозов. Какая

кругом была бедность! Постро-

ек почти не осталось. На район

имелось несколько стареньких

тракторов да два-три полураз-

валившихся автомобиля. Но

жизнь шла, и надо было пахать

и сеять поле, заготавливать кор-

ма, разводить скот, благоустра-

ивать быт каждой семьи. В 1944

году план по продаже хлеба го-

сударству был выполнен ценой

невероятных усилий.

Большую помощь оказывали

Брянщине жители Москвы, Ал-

ма-Аты, Караганды, Семипала-

тинска многих городов страны.

Ежедневно в область прибыва-

ли на железнодорожные станции

эшелоны с техникой, сельскохо-

зяйственными орудиями, обо-

рудованием для больниц, ком-

мунальных предприятий, школ,

учреждений культуры. Возвра-

щались на прежние места ка-

дровые рабочие, мастера, инже-

неры...

Короткие осенние дни пере-

ходили в ночные рабочие смены.

Уже в октябре 1943 года были

приняты меры по восстановле-

нию первой очереди Брянского

цементного завода, Ивотского,

Бытошского, Чернятинского

стекольных заводов, Дятьков-

ского хрустального, Жуковско-

го механического, Клинцовской

суконной и Новозыбковской

спичечной фабрик. Возникали

десятки небольших предприя-

тий по выпуску изделий шир-

потреба.

До Дня Великой Победы

брянцы дали стране и фронту

различной продукции на 111

миллионов 388 тысяч рублей.

Невероятным усилием воли, об-

щим стремлением к скорейшему

восстановлению разрушенной

области уровень производства,

равный довоенному, был достиг-

нут к началу пятидесятых годов.

За первые шесть лет со дня осво-

бождения области было возведе-

но 542 школы, в городах области

открылись специализированные

хлебобулочные, гастрономиче-

ские, галантерейные магазины.

– При мягкой природе у лю-

дей были твердые и, что греха

таить, порой резкие характеры,

– вспоминал поэт Николай Гри-

бачев. – В 1945 году... я приехал

в машине в родное село Лопушь.

Большое оно, растянулось по бе-

регу реки километра на четыре,

а осталось в нем после ухода

немцев только две лошади. Две!

И неудивительно – в селе был

крупный гарнизон немцев и по-

лицаев, а за рекой начиналась

партизанская территория, по-

следний дом – передний край.

– Как же теперь? – спросил

председателя колхоза, глядя на

его опухавших коней, которые

в паре едва тащили один плуг.

– Ничего, выгребем, – сказал

он, подумав...

И когда я приехал в 51-м,

поля были засеяны, дома отре-

монтированы, к селу проклады-

вали шоссейную дорогу от го-

рода. Отстроили разрушенную

больницу, открыли аптеку. В

55-м почти все полевые рабо-

ты были выполнены трактора-

ми,через село пошли машины,

даже автобусы и грузовые так-

си. Так и пошло одно за дру-

гим...

Еще через несколько лет мне

сказали:

– Нас подключают к государ-

ственной электростанции...

– А о радиорелейных линиях

слыхал?.. У нас тоже пойдет, че-

рез Брянск на Киев. А потом...

К концу 1950-х по всем эко-

номическим показателям Брян-

щина шагнула далеко вперед,

возрос выпуск промышленной

продукции. Электропоезда, ав-

тогрейдеры, асфальтоукладчики

с брянской маркой пользовались

спросом в самых отдаленных ча-

стях Советского Союза, а также

в Польше, Румынии, Корейской

Народной Республике. Менял-

ся как крестьянский быт, так и

условия жизни городского на-

селения. Усиленными темпа-

ми развивалось строительство,

возводились индивидуальные

дома и государственные зда-

ния, современные здания со-

циально-культурного назначе-

ния – распахнули свои двери

драматический театр, областная

библиотека, Дворцы культуры

железнодорожников и машино-

строителей, детские сады, боль-

ницы. Каждый год привносил

что-то свое, новое.

Вот так и поднималась Брян-

щина с колен. И горизонт раз-

двигался перед нею, открывая

новые просторы завтрашнего

дня.