Страница в послевоенные

Культура, наука, образование Брянщины в послевоенные годы

Даниил Андреев с супругой Аллой   Н.М. Грибачёв на крыше Рейхстага, 1945 г.

Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры и науки рассчитывали, что наме­тившаяся в годы войны тенденция к некоторому смягчению контроля над интеллектуальной жизнью общества получит дальнейшее развитие. Однако послевоенное пятилетие и самое начало 1950-х годов стало для советской ин­теллигенции одним из самых тяжёлых периодов.

Официальные установки требовали от искусства воспевать «пафос вос­становления», подчёркивать позитивные явления общественного развития. Развернулись репрессии против писателей, композиторов, актеров и режиссе­ров, не придерживавшихся диктуемых партией правил. Одно постановление Центрального Комитета шло за другим, но это не только не помогало, а наобо­рот, всё сильнее мешало творчеству интеллигенции. Среди прочих оказался в сталинских застенках частый гость Брянщины, влюбленный в лесные чащи Неруссы и в древний Трубчевск поэт и писатель-мистик Даниил Андреев.

Была и другая, принимаемая и поощряемая официальной советской иде­ологией сторона литературы. Её видным деятелем стал наш земляк из села Лопушь поэт, писатель, публицист Николай Матвеевич Грибачев. Известность ему принесли поэмы о колхозной жизни, приукрашивавшие и лакировавшие действительность. Поэт переехал в Москву, стал редактором журнала «Совет­ский Союз», был удостоен двух Сталинских и Ленинской премий, звания Героя Социалистического труда, стал председателем Верховного Совета РСФСР.

Парадный, торжественный стиль приветствовался не только в литера­турном или музыкальном творчестве. Сталинская эпоха отличалась и своей особенной архитектурой. Существование дворцов должно было показывать коммунистическую перспективу обитателям бараков. После стольких лет тя­гот и лишений людям хотелось перенести в настоящее хотя бы частицу завет­ных мечтаний.

Стиль, проявившийся в архитектуре, в декоре помещений, мебели, при­нято называть «сталинский ампир». В соответствии с ним при восстановле­нии Брянска был отстроен целый ряд зданий, к примеру, обновленный Драма­тический театр, Областное управление внутренних дел, Областной комитет коммунистической партии (ныне - здание областной Думы) и другие. Во вто­рой половине 1950-х годов началась борьба с архитектурными излишествами, инициированная Н.С. Хрущевым, «сталинский ампир» ушёл в прошлое, сме­нившись массовым жилищным строительством.

Доска почёта на ул. Ленина          Здание УВД в Брянске в Брянске

Сталинский ампир (от французского empire - «империя») - лидирующее направление в архитектуре, монументальном и де­коративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов, классический и монументальный стиль - фасады с колонна­ми, портики, скульптурные композиции, сочетание помпезности, роскоши, величественности и монументальности. В декоре поме­щений - это массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники, статуэтки.

Кинотеатр «Октябрь»

Типичным зданием «сталинского ампира» в Брянске стал кинотеатр «Октябрь» на улице Фокина. Первый секретарь обкома ВКП(б) А.Н. Егоров, руководивший Брянской областью с 1946 по 1950 год, смог получить день­ги на строительство образцового кинотеатра от Г.М. Маленкова при условии, что средства будут освоены за полгода - к очередной советской дате. Рабо­тали на стройке немецкие военнопленные. Кинотеатр, спроектированный московским архитектором Г.Н. Зелененым, напоминал дворец: колонны, леп­нина, огромная люстра под потолком. Справа и слева от кинотеатра возвели два здания по проектам брянского архитектора В.Н. Городкова: Дом книги и жилой дом № 37, образовавшие архитектурный ансамбль. «Октябрь» был в 1949 году официально объявлен не толь­ко лучшим в городе, но и «Лучшим кино­театром РСФСР».

С кинотеатром «Октябрь» связана страшная катастрофа мирного времени в Брянске. Когда в зрительном зале во время вечернего киносеанса 25 апреля
1959 года находилось более 500 чело­век, на зрителей рухнул потолок. Точных  данных о числе погибших нет - разные источники дают цифры от 47 жертв (по данным докладной записки в ЦК КПСС] до 250 (по подсчётам очевидцев во время длившихся несколько дней похорон).

Газеты и радио скрыли информацию о трагедии, не был объявлен траур, телефонные разговоры о ней прерывались телефонистками, получившими со­ответствующие распоряжения. Жители страны узнали о катастрофе лишь из сообщений западных радиостанций. Причиной гибели людей оказался строи­тельный брак. Гонка, связанная с приказом сдать объект к определенной дате, привела к тому, что конструкция перекрытий была сделана не по проекту, из попавшихся под руку материалов.

И всё же трагедия не могла перечеркнуть поступательного движения культуры в регионе. Возрождались и строились библиотеки, музеи, клубы, дворцы культуры.

Развивали физическую культуру: к 1958 году 1580 спортивных коллек­тивов области объединяли 122600 человек. В Брянске на период «хрущёвской оттепели» приходится расцвет лёгкой атлетики. Надежда Мушта-Олизаренко, Евгений Синяев, Виктор Мишкин, Светлана Белова, Людмила Самотёсова - эти имена гремели на весь Союз. Областная легкоатлетическая сборная была как одна большая семья.

Ремонтировали и строили больницы, поликлиники, санатории, дома от­дыха. Возросло число медицинских работников. В 1958 году в Брянской об­ласти работало 1328 врачей - почти втрое больше, чем до войны. Интересно, что в 1947-1952 годах главным хирургом Брянской областной больницы работал Николай Михайлович Амосов - будущий академик, выдающийся карди­охирург. Сам он оценил в мемуарах свои брянские годы как самые светлые в жизни. Ныне Брянский ме­дицинский колледж носит имя выдающегося врача и учёного.

До конца 1950-х годов в Брянской области су­ществовали очень разные учебные заведения для подготовки трудовых резервов: школы фабрич­но-заводского обучения, ремесленные, строитель­ные,  железнодорожные училища,  училища  механизации сельского хозяйства и иные. За 1946-1955 годы они подготовили свыше 40 тысяч молодых рабочих для разных отраслей.

Количество школ в Брянской об­ласти в 1958 году превысило довоенный уровень. Были восстановлены Брянский машиностроительный, Брянский лесохозяйственный и Новозыбковский педаго­гический институты, техникумы. В школах области обучалось 242 тысячи детей.    
В специальных средних учебных заведениях было свыше 10 тысяч слушателей, в институтах - около 7 тысяч студентов.

Эти показатели были ниже довоенных цифр, что связано было и со сни­жением рождаемости, и с реальными потерями населения. В области после во­йны насчитывалось более 15 тысяч детей-сирот, родители которых погибли. Все они были определены в детские дома: советская власть дала им образова­ние, помогла получить специальность и место в жизни.

Немало выдающихся ученых 1940-1950-х годов подарила стране Брян­ская земля. Особую гордость должно чувствовать наше музыкальное обра­зование, открывшее миру талант выдающейся пианистки, композитора и педагога, народной артистки СССР Татьяны Петровны Николаевой. Окончив бежицукую музыкальную школу, она с 13 лет продолжала музыкальное обра­зование в Москве - в Центральной музыкальной школе, а затем в Московской консерватории. В 1945 году она стала победителем конкурса на лучшее испол­нение произведений А.Н. Скрябина, в 1950-м - конкурса И.С. Баха в Лейпциге, в 1951 году ей присуждена Сталинская премия. Последовавшие зарубежные турне в Австралию, по странам Европы, Латинской Америки принесли миро­вую известность. Не раз она выступала и в родном городе. Не случайно уже в 1999 году Бежицкая школа искусств, преобразованная из музыкальной шко­лы, где когда-то училась Николаева, была названа её именем.

Н.М. Амосов

Т.П. Николаева

Учреждения культуры на Брянщине в послевоенные годы.