Обновление брянской промышленности
Энергопоезд Бежицкого производства
В 1950-х годах была создана база для радикальной перестройки промышленности. Промышленное производство в Брянской области возросло более чем вдвое, производство строительных материалов в 3,3 раза. На месте бывшего сухарного завода появился первый в СССР завод красного ржаного солода (ныне - «Брянскпиво»], швейная фабрика в Новозыбкове, Брасовский, Севский и Рогнединский пенькозаводы, Климовский крахмало-паточный завод, два маслозавода, бисквитная и макаронная фабрики.
На месте уничтоженного во время войны Брянского вагоностроительного завода им. Урицкого к 1956 году был построен завод «Строммашина», сначала делавший оборудование для цементной промышленности, а затем, сменив название на «Завод ирригационных машин», начавший выпускать экскаваторы, машины для облицовки каналов, оборудование для производства железобетонных труб. В 1955 году начал действовать Брянский фосфоритный завод. Построенный на месте прежнего Полпинского, он вдвое превосходил его по мощности, был оснащён многоковшовыми экскаваторами. Руда шла на завод в саморазгружающихся 35-тонных вагонах.
К середине 1950-х на паровозостроительном заводе в Бежице свернули производство паровозов (в 1956 году, с объединением Брянска и Бежицы, завод был переименован в Брянский машиностроительный], и начали выпуск новой продукции. В 1951 году здесь была изготовлена первая паровая турбина мощностью 12 мегаватт, а всего до конца пятилетки было произведено 73 турбины разных типов. Технологическим прорывом стало создание в 1954 году передвижной паротурбинной электростанции, размещенной в десяти вагонах, - энергопоезда. Было изготовлено десять таких энергопоездов, которые работали на Братской и Красноярской ГЭС, снабжали энергией алмазодобытчиков Якутии, шахтёров Сахалина, строителей Волго-Донского канала, Куйбышевской и Каховской ГЭС.
Быстро наращивали производство и другие предприятия Бежицы: силикатный завод достиг мощности 100 млн. штук кирпича в год, сталелитейный стал заводом союзного значения и поставлял фасонное литьё многим предприятиям. В начале 1950-х годов стальзавод должен был организовать производство тяжёлых промышленных тракторов. В итоге из него выделили Брянский автозавод, начавший выпускать с 1958 года трактор Т-140. Правда, его себестоимость оказалась поначалу втрое выше проектной из-за низкой механизации труда. Здесь же стали производить для Министерства обороны амфибии ЗиС-475 или бронетранспортёр БТР-152.
В 1950-х годах родился камвольный комбинат - крупнейшее в регионе предприятие лёгкой промышленности. В 1954 году он был заложен на пустыре на северной окраине Бежицы, а к 1958 году уже выпустил первые метры тканей брянской марки.
Из других предприятий Брянска назовём созданные тогда же электромеханический, шлакоблочный заводы. Клавишная фабрика «Десна» выпустила в 1956 году 100 первых пианино. Брянский завод полупроводниковых приборов («Кремний»), как и завод «Литий», основную часть изделий поставлял на нужды обороны.
Амфибия ЗиС-475
Развивалось и обновлялось промышленное производство и в других районах Брянщины. В 1954 году был построен Рогнединский льнозавод, в 1956 -фанерная фабрика Селецкого домостроительного комбината (посёлок Белая Берёзка). Успешно наращивал производство в посёлке Фокино цементный завод, давший в 1956 году цемента вдвое больше, чем в 1940-м, при снижении числа рабочих на треть за счёт механизации трудоёмких процессов.
Прошли реконструкцию заводы Клинцовского и Новозыбковского районов. Так, на текстильных фабриках Клинцов в годы 5-й пятилетки стали внедряться автоматические ткацкие станки, общий объем продукции предприятий города за пять лет удвоился. Грузооборот на Брянском и Унечском отделениях железной дороги возрос на 65%.
Чернятинский стекольный завод в поселке Старь переключился на выпуск светотехнических изделий (линз, зеркальных отражателей, светофильтров) и декоративных облицовочных материалов. Ивотской завод был единственным в СССР предприятием, вырабатывавшим термоизоляционные материалы (стекловату и пеностекло). Более сотни новых видов продукции освоили дятьковские хрустальщики.
Прокладка газа Постройка дамбы Первый троллейбус
в Брянске, через Нижний Судок, на улицах Брянска
1953 г. Брянск
В 1957 году руководство страны реорганизовало управление промышленностью, упразднив отраслевые министерства и передав руководство предприятиями местным советам народного хозяйства. В ведении Брянского совнархоза оказалось около 120 предприятий (не были подчинены совнархозу предприятия военно-промышленного комплекса). Эта реорганизация приблизила систему управления к производству, сделала её более оперативной, позволила лучше учитывать местные условия.
Исключительную роль в развитии области сыграло строительство газопровода Дашава - Брянск - Москва. Промышленность и коммунальное хозяйство получили современную топливную базу, а в 1952 году и в квартирах жителей Брянска и Бежицы появился природный газ. В 1957 году в Брянске пошли первые троллейбусы.
В начале 1950-х годов Брянск стремительно увеличивался в размерах. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 июня 1956 года город Бе-жица был присоединён к Брянску и стал Бежицким районом. Это событие привело к необходимости совершенно нового подхода к организации системы общественного транспорта. По послевоенному проекту восстановления города первоначально предполагалось создание в Брянске трамвайного депо, однако его заменили на троллейбус. В 1957 году на окраине Советского района началась постройка троллейбусного депо на 50 машин, строилась первая тяговая подстанция. Директором депо стал герой Советского Союза А.В. Сидоров. Впоследствии Депо № 1 было названо в его честь.
Началось и развитие зон отдыха в крупных городах области - благо в большинстве случаев недалеко от жилой застройки находились удобные и живописные лесопарковые массивы и пляжи, например в роще Соловьи в Брянске. Возрастали темпы жилищного строительства. Трудности начали уходить в прошлое.