Послевоенный повседневный быт. Брянщина.
Советская семья. Конец 1940-х
Вторая половина 1940-х - начало 1950-х годов были трудным и интересным временем. Война закончилась. Возвращались домой солдаты, торопясь наверстать всё, что было отнято войной. Всем казалось, что жизнь станет другой, все ждали перемен. Оптимизм был характерной чертой массового сознания послевоенных лет.
Одновременно война обострила критическое восприятие жизни. Сравнивая увиденный в европейских странах уровень культуры и благоустройства с советским, бывшие воины более объективно стали осмысливать советскую действительность. Часть людей вернулось с фронта калеками: слепыми, безногими, безрукими, контуженными. В первые послевоенные годы калек можно было встретить на вокзалах, в поездах, на рынках, у церквей [атеистическая пропаганда временно была тогда приостановлена}, а также в «чайных», где шла торговля куда более крепкими, чем чай, напитками.
В городах признаком времени были бараки, полуподвалы, переполненные коммунальные квартиры, в которых порой проживало 10 и более семей. На одного человека приходилось менее 4-х кв. метров жилой площади.
С одной стороны, всё это не могло не вызывать негативных эмоций, конфликтов между людьми: в условиях «культурного разнобоя» стычки, сплетни, вражда становились обычными, конфликтность - нормой поведения. С другой стороны, эти же явления привели к тому, что сложилась особая социально-психологическая атмосфера, отличительными чертами которой были взаимопомощь и коллективизм.
Если подбор жильцов оказывался «удачным», жизнь организовывалась по правилам сельского быта - и такая форма коммуналки хорошо известна по советскому кино. Итак, отношения соседей могли быть разными, но чаще они дружили, поскольку жили одинаково трудно, и приходилось занимать друг у друга то соль, то спички, а то и деньги до зарплаты. Вечерами, после работы, собирались они на большой общей кухне, пили чай (а порой не только его], делились воспоминаниями.
Облигация В одном из брянских гастрономов
государственного займа (ул. Фокина). 1950-е годы
Десятилетия спустя в сознании многих людей, переживших эту эпоху, сложилось впечатление о ней как о времени, когда в магазинах «всё было», происходили постоянные снижения цен, уровень жизни постоянно рос. Лишения военного времени вспоминались как неизбежные, а вот в декабре 1947 года была отменена карточная система и проведена денежная реформа. Промышленные и продовольственные товары стали свободно продаваться в магазинах.
Однако одновременно с отменой карточек цены на товары были повышены втрое по сравнению с предвоенным 1940 годом. Этот высокий стартовый уровень цен и дал на самом деле возможность их дальнейшего снижения, что активно использовалось пропагандой для доказательства заботы «Отца народов» (как часто величали И.В. Сталина) о благосостоянии населения.
Октябрятский, пионерский и комсомольский значки
Однако ни денежная реформа, ни снижение цен не привели к серьёзному росту покупательной способности населения. Тяжёлым бременем на бюджет трудящихся ложились ежегодные государственные займы восстановления народного хозяйства, проводившиеся с 1946 года в «добровольно-принудительном» порядке. Вплоть до 1956 года было размещено 11 таких займов, на покупку облигаций которых у рабочих и служащих уходило 1-2 месячные зарплаты в год. А это значило, что большинство трудящихся не могли жить на полноценную заработную плату.
Очередей в магазинах за большинством товаров тогда не было. Объясняется это, во-первых, высокими ценами по сравнению с низким уровнем заработной платы, во-вторых, образом жизни, не стимулирующим рост потребностей.
Например, мебель не пользовалась спросом, поскольку большинство населения проживало в столь стеснённых условиях, что не могло найти места для новой обстановки. Свободная же продажа красной и черной икры, деликатесов для большинства людей не играла роли, ибо всё это было для них попросту недоступно по цене.
После смерти Сталина краткое время правления Г.М. Маленкова отличалось снятием множества запретов: на иностранную прессу, на пересечение границ. Однако новая политика преподносилась как продолжение сталинского курса, и потому городское население почти не обратило внимания на перемены,плохо поняв и не запомнив их, зато в брянских сёлах долго распевали частушку о том, как «товарищ Маленков дал нам хлеба и блинков» за его постановление о резком снижении сельхозналога и обязательных поставок с личных хозяйств.
Почти каждый житель СССР поочередно вступал сначала в октябрята (7-9 лет), затем в пионеры (10-15 лет] и, наконец, в комсомол (старше 15 лет). Группы октябрят состояли из «звёздочек» (по 5 детей). Каждому выдавали значок - пятиконечную звезду с изображением Ленина в детском возрасте. Деятельность октябрят проходила в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми.
Основой Всесоюзной пионерской организации являлась дружина, состоявшая из отрядов, имевших название, девиз и речёвку. Пионерские символы - красный галстук, значок (три конца галстука и три языка пламени костра на значке означали три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов).
Пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные ритуалы. Многие школьники отдыхали в летних пионерских лагерях, самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», имевший международный статус. Целая сеть пионерских лагерей была создана и в Брянской области. Пионерлагерь «Деснянка» под Жуковкой входил в тройку лучших в РСФСР.
Комсомол - Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) - работал под руководством КПСС и имел огромное влияние во всех сферах жизни: в каждом учреждении, предприятии и даже силовых ведомствах была первичная организация ВЛКСМ. Каждый комсомолец имел номерной членский билет красного цвета и значок. В члены ВЛКСМ принимали уже не всех, а только считавшихся передовой, идеологически подкованной молодежью. В школах, техникумах, вузах особое внимание уделялось восхвалению партии и её судьбоносных для страны решений, прославлению В.И. Ленина и партийных лидеров, а главное - пропаганде превосходства советского образа жизни над западным.
Антизападная пропаганда, достигшая пика в конце 1940-х - начале 1950-х годов в свете развязанной по указке Сталина кампании против «космополитизма», для части послевоенной советской молодежи дала обратный эффект. В результате получила широкое распространение молодёжная субкультура под названием «стиляги», имевшая в качестве эталона американский образ жизни (сами себя стиляги называли «штатниками»).
Субкультура стиляг была своеобразным стихийным протестом против советских стереотипов, единообразия в одежде, в музыке. «Стилять» (англ. steal - похищать) у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, цинизм в суждениях, отрицательное отношение к некоторым нормам советской морали. Они выделялись яркой одеждой (брюки-дудочки и пиджак с широкими плечами, узкий галстук и полуботинки на толстой каучуковой подошве, у девушек - прическа в форме венца и узкие юбки, обтягивающие бёдра), манерой разговора (слова «чувак», «тусовка» и ряд других пришли в современный молодежный слэнг именно из 50-х годов). Особый интерес проявлялся к зарубежным музыке и танцам - джазу, буги-вуги, рок-н-роллу. Стиляги были мишенью критики: фельетоны, карикатуры и статьи в прессе не только высмеивали их, но и показывали потенциальными врагами советской власти. Их обсуждали на комсомольских собраниях, отчисляли из вузов, выгоняли из комсомола. Народные дружинники задержанных стиляг насильно стригли под полубокс, а узкие штаны распарывали.
К концу 1950-х годов относится нашумевший на всю страну показательный судебный процесс в Брянске над группой местных стиляг, именовавшей себя «Божья коровка». Десять человек по весьма сомнительным обвинениям удалось посадить в тюрьму - как бы в назидание остальным поклонникам западной поп-культуры. В прессе и на собраниях в учебных и производственных коллективах клеймили позором не только самих стиляг, но и их друзей и знакомых, а также просто людей, пытавшихся одеваться по западной моде.
Рок-н-ролл, записанный на рентгеновских снимках
Карикатура из журнала «Крокодил»
Брянские стиляги, 1950-е годы. Из домашнего архива Н. Непомнящего
Послевоенная культура повседневности выявила с предельной наглядностью, что далеко не всё в частной жизни, индивидуальной и массовой психологии, быту, обычаях, восприятии искусства и т. д. может быть подчинено партийно-государственному влиянию, контролю и управлению сверху административными и политическими методами.
«Оттепель» сделала невозможными для многих граждан явления ещё недавно обыденные: романтизацию насилия, доносы на близких людей во имя идеи, единогласие по вопросам государственной и личной жизни. А вот явления, казавшиеся в эпоху сталинского тоталитаризма невозможными - право на частную жизнь, стремление к индивидуальности, разнообразие мнений и эстетических оценок, проявление интереса к жизни и культуре зарубежья, - стали естественными и органичными для многих «простых» людей.