СтраницаБ М З

«Брянский машиностроительный завод», Брянск.

ВЫПУСКАЕМАЯ ПРОДУКЦИЯ: дизели судовые; магистральные, маневровые тепловозы; вагоны и платформы различных модификаций; капитальный ремонт тепловозов, дизелей; запасные части ж/д транспорта; прокат.
Завод основан в 1873 году как рельсопрокатное и железоделательное производство. Со временем он стал выпускать паровозы, грузовые вагоны, платформы, другую технику и энергетическое оборудование. В бытность СССР предприятие считалось флагманом транспортно го машиностроения. Сегодня БМЗ специализируется на выпуске маневровых тепловозов, грузовых вагонов различных типов и модификаций, на производстве судовых дизелей. Развито металлургическое производство, внедряются высокотехнологические процессы.
Среди машиностроительных предприятий области ЗАО УК «БМЗ» — лидер по объемам выпускаемой продукции, которая исчисляется в миллиардах рублей. Треть машин, производимых на Брянщине, имеют бренд «БМЗ». Под его «зонтиком» со второго полугодия 2007 года начался серийный выпуск грузового магистрального тепловоза 2ТЭ25К «Пересвет», опытный образец которого был представлен Президенту России в августе 2006 года на выставке в Щербинке. Идут сертификационные испытания магистрального грузового локомотива с асинхронным приводом 2ТЭ25А «Витязь». Начался также серийный выпуск модернизированного тепловоза ТЭМ18Д.
Предприятие входит в компа¬нию ЗАО «Трансмашхолдинг». Это обстоятельство поднимает на качественно новый уровень отношения ЗАО УК «БМЗ» и ОАО «Российские железные дороги». Когда-то рабочие БМЗ завязали на узел... рельс. Сегодня старые символы высочайшего мастерства брянских машиностроителей обретают куда более глубокий и глобальный смысл.

 

История самого крупного предприятия — Производственного объединения орденов Ленина и Трудового Красного Знамени «Брянский машиностроительный завод» имени В.И. Ленина—полна славных страниц.

Начиналась Бежица так: - «Для устройства в Брянском уезде на р. Десне для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовлений из них изделий на продажу, построения всякого рода и принадлежности для железных дорог и судостроения, выделки и перекатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов учреждается акционерное общество под наименованием «Брянского рельсопрокатного железноделательного  механического завода».  Это решение о создании общества в 1873 году. Четыре человека стояли у истоков образования завода, (как акционеры и руководители): П.И. Губонин, А.Ф. Голубев, В.Н. Тенишев и В.Ф. Крафт.

Рос завод, а вокруг его жильё. Губонино – такое название носило сперва селение.

Первое поселение при заводе относится к 1877 году, ко времени построения самого завода. В 1882 году численность работающих на заводе достигла пяти тысяч человек, а население Бежицы перевалило за десять тысяч.

20 июля 1873 года учреждается Устав Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного завода. Эта дата считается днем рождения Брянского машиностроительного. Первой продукцией завода были железные рельсы и рельсовые крепления. Вскоре молодое предприятие заняло одно из ведущих мест в русской металлургии. Уже в 1878 году Брянский завод выпускал третью часть производимой в стране стали, прокатывал 334 тысячи пудов рельсов в год.

В книге «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин назвал Брянскии завод в числе крупнейших в стране наряду с Юзовским, Коломенским и другими.

С 80-х годов прошлого века завод начал осваивать продукцию машиностроения. Почти ежегодно здесь рождались новинки, еще нигде в России не производившиеся.

На Брянском заводе выпускались двухосные грузовые вагоны и платформы, паровозы различных типов, жатки, плуги, бороны, мосты, краны, трубы, прокат, литье... До 1917 года здесь было построено 2850 паровозов, более 50 тысяч вагонов. Броневыми листами, выпущенными на Брянском заводе, были обшиты все новые корабли Черноморского флота, в том числе и броненосец «Потемкин».

Вместе со всем пролетариатом страны встал на путь революционной борьбы отряд брянских машиностроителей. Первая крупная забастовка прошла здесь в 1885 году.

А в 1897 году на заводе была создана первая пролетарская политическая организация —«Союз сознательных рабочих». По его призыву в сентябрьской забастовке 1898 года приняло участие 10 тысяч рабочих, а в марте—июне 1916 года на Брянском заводе состоялась одна из крупнейших забастовок в России. В ней участвовало 16 тысяч человек. Подавить забастовку удалось лишь с помощью войск.

Победа Великого Октября открыла новые горизонты перед брянскими машиностроителями. 17 февраля 1918 года ВСНХ республики национализировал предприятие. Теперь хозяином его навсегда стал рабочий человек.

Он начал свою деятельность с наведения порядка, установления высокой и сознательной трудовой дисциплины. Рабочие Брянского завода первыми в республике разработали и ввели у себя «Временные правила внутреннего распорядка», получившие известность как «Брянские правила». Этот документ и инициатива были высоко оценены В. И. Лениным, рекомендовавшим «Брянские правила» к принятию на других заводах страны.

Вождь социалистической революции уделял Брянскому заводу, его трудовому коллективу постоянное внимание. В апреле 1918 года Совет Народных Комиссаров выделил заводу средства для развертывания социалистического производства. В 1921 году по личному заданию В.И. Ленина на Брянском заводе была изготовлена опытная партия электроплугов. В.И. Ленин присутствовал на испытаниях этой продукции и с похвалой отозвался об их создателях.

В 1923 году завод в связи с его 50-летием посетила делегация Красного Интернационала профессиональных союзов. По просьбе рабочих завод получил имя «Красный Профинтерн». На предприятии бывали М.И. Калинин, Н.К. Крупская.

В 1925 году было возобновлено производство паровозов. За годы довоенных пятилеток «Красный Профинтерн» превратился в настоящего гиганта социалистической индустрии. Объем его производства по сравнению с 1913 годом возрос в 16 раз. Он выпускал паровозы, вагоны, большегрузные цистерны и платформы.

Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на восток и работал на оборону. Тысячи машиностроителей ушли на фронт, другие ковали победу в далеком тылу. А после освобождения города героическим трудом коллектива предприятие было в кратчайшие сроки восстановлено. В 1946 году с заводских рельсов сошел первый послевоенный паровоз серии «Л». В 1949 году восстановлено вагоностроение. В 1950 году предприятие достигло объема довоенного производства.

И снова Брянский машиностроительный (так стал называться завод с 1956 года) в первом ряду, в числе ведущих предприятий страны. Снова его коллективу доверено выполнение важных государственных заказов. В 1951 году начат серийный выпуск паровых турбин. А еще через три года освоено производство энергопоездов мощностью четыре тысячи киловатт, первых в Советском Союзе. Энергопоезда сыграли огромную роль в освоении отдельных районов страны, на стройках Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Каждый из них обеспечивал электроэнергией город с 50-тысячным населением.

С 1958 года началось производство маневровых тепловозов ТЭМ-1, через десять лет—более мощных ТЭМ-2.

В 1961 году прошел испытания первый судовой дизель, построенный по лицензии датской фирмы «Бурмайстер и Вайн». А сейчас коллективом объединения создан первый в стране отечественный дизель для крупных океанских судов.

БМЗ выпускает судовые дизели мощностью от 3500 до 21100 лошадиных сил. Они успешно работают на всех морских дорогах земного шара. Брянскому дизелю присвоен государственный Знак качества. Такой же высокой оценки удостоены тепловоз ТЭМ-2 и пятивагонная рефрижераторная секция. Серебристые вагоны-холодильники, которые можно встретить на всех железных дорогах страны,— это тоже продукция БМЗ.

Здесь выпускаются также дизельные железнодорожные электростанции, товары народного потребления, производятся прокат и литье. В числе последних новинок — вагон для перевозки живой рыбы.

Коллектив производственного объединения БМЗ не раз завоевывал первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании. В 1966 году предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени, а в 1973 году в связи со 100-летием со дня основания—орденом Ленина. В 1980 году за развитие производства, международных экономических связей и увеличение экспортных поставок коллективу присуждена международная премия «Золотой Меркурий»

       А. Василенко

БРЯНСКИЙ РЕЛЬСОПРОКАТНЫЙ, ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНЫЙ, СТАЛЕЛИТЕЙНЫЙ И МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД

Общий вид завода   Механическое производство   Паровозное производство   Котельный цех  

Цех железобетонных конструкций и крановый   Машиносборочный цех   Вагонное производство

Лесопилка   Деревообделочное производство   Сталелитейный цех   Кирпичный завод

Кузнечный цех   Молотовый цех   Сельскохозяйственное производство   Гвоздильный цех

Заводская электростанция   Водоснабжение завода

**********************

На «Красном профинтерне»

От брянского корреспондента «Смены».

У ритмично стукающих станков и машин, у пышущих жаром мартеновских печей и вагранок, в людных и шумных цехах завода «Красный Профинтерн» работает около 3.000 молодых рабочих и девушек — работниц.

И если три года тому назад старики с сожалением покачивали головами, глядя на «фартовых», вечно озорничающих ребят, готовых по каждому удобному и неудобному поводу заварить общецеховую драку или «гору ерихонскую», то теперь и мастера и высшая администрация не могут нахвалиться своими питомцами.

— У молодежи самый меньший процент прогулов. У молодежи меньше брака. На нашу молодежь можно теперь положиться, — говорит начальник чугунно — литейного цеха.

И впрямь, молодежь не зря потратила эти три года. На смену драчливым и хмельным по вечеркам, на смену пустому и бесцельному фланированию по улицам и танцулькам пришли клуб, кружки, вечерний рабфак, идет новый «Дворец культуры».

Молодежь нарасхват берет специальную техническую литературу (одна только библиотека клуба «III Интернационал» за 4 месяца выдала 3.000 этих книг), валом валит в цеховые красные уголки послушать беседу по интересному вопросу, это она заполняла хвосты в очереди у театра, стараясь захватить билет на лекцию о металлообрабатывающих заводах Америки (на лекции было 1.250 человек, из них 780 молодежи).

И все это берется не «просто так», даром, потому что «само в уши лезет», а сознательно, ибо для того, чтобы затратить из скромного 25 — 40 — рублевого бюджета 15 — 20 копеек на одну лекцию, несколько рублей на книги, тетради и пособия для учебы на рабфаке, в школе политграмоты, или фабзайцу — токарю купить книгу «Теория сопротивления металлов», а потом 1 — 2 дня просидеть без обеда — нужно чувствовать неодолимую тягу к знанию.

Не мало дает и клуб. Радиокружок, драмкружок, кружок по повышению квалификации — почти сплошь состоят из молодежи. Недавно драмкружок демонстрировал достижения своей работы. Силами кружка была поставлена пьеса «Святой Иорген». Молодежь с успехом преодолела постановочные трудности, сумев дать серьезную постановку и по содержанию и по оформлению. Эта постановка даже в центральной периодической печати была отмечена как большое достижение. Ну а шахматисты — металлисты (на 90% — ребята от 16 до 20 лет) славятся далеко за пределами Брянской губернии, уже третий год они сохраняют за собой межсоюзное первенство.

Правда, в семье не без урода. Среди трех тысяч находятся и «фартовые» ребята, которым и «море по колено». Им ничего не стоит во время лекции гаркнуть на весь зал или смачно оплевать, забросать семечками и окурками блестящие полы в клубе. Но таких немного. Масса дает им решительный отпор. И с каждым днем, с каждым месяцем их становится все меньше и меньше.

Культура — вещь заразительная, невидимый микроб культуры делает свое дело.

В. Зыбин

Смена. 1928. №7. С. 10