Общий вид завода Бежица
Современному жителю города Брянска сходить на прогулку по территории Брянского завода (БМЗ) самостоятельно невозможно. Однако существует большое количество старых открыток с видами цехов и объектов завода. В этой главе книги мы расскажем о них, покажем на старом плане Брянского завода, а также приведем интересные воспоминания о жизни и быте Бежицы и завода А. К. Кузнецовой-Будановой.
С 1865 года на месте завода существовала лесопилка, на которой изготавливались шпалы для сооружавшейся Орловско-Витебской железной дороги.
20 июня 1873 года было подписано Высочайшее разрешение «на учреждение акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для добывания металлов и минералов, для выплавки чугуна, выделки железа и стали и приготовления.
из них изделий на продажу». Учредителями общества стали П. И. Губо-нин и В. Ф. Голубев, к которым вскоре присоединился князь В. Н. Тени-шев.
Для производства рельсовых скреплений была построена специальная мастерская с кузницей, а затем и мастерская для изготовления металлических мостов и оборудования водоснабжения, железных дорог.
В 1875 году было начато производство металлических конструкций для мостов и других сооружений, что позволило изготовить металлоконструкции 336-метрового моста через Днепр, 1590-метрового моста через Амударью, Брянского (теперь Киевского) и Варшавского (теперь Белорусского) вокзалов Москвы.
Из брянской стали были построены восемь броненосцев, в том числе знаменитый «Потемкин», четыре крейсера и другие суда Черноморского флота.
В 1876 году были поставлены шесть сталелитейных печей, рассчитанных на производство 600 тысяч пудов стали в год, что дало возможность вместо железных рельсов выпускать стальные.
Завод все больше превращался из металлургического в машиностроительный. В 1879 году на Брянском заводе были произведены первые вагоны для внутризаводского транспорта, в 1880 году - первые двухосные грузовые вагоны и платформы для продажи. В 1883 году организовано производство новой для России продукции - нефтяных цистерн, причем большегрузные четырехосные цистерны выпускались только на Брянском заводе. В 1913 году на заводе изготавливали до 300 вагонов и платформ в месяц.
Уже к началу XX века завод стал одним из крупнейших предприятий российского транспортного машиностроения и обладал обширной инфраструктурой, обеспечивающей нужды как завода, так и рабочего поселка Бежица.