Страницавид

Общий вид завода Бежица

Современному жителю города Брянска сходить на прогулку по тер­ритории Брянского завода (БМЗ) самостоятельно невозможно. Однако существует большое количество старых открыток с видами цехов и объ­ектов завода. В этой главе книги мы расскажем о них, покажем на ста­ром плане Брянского завода, а также приведем интересные воспоми­нания о жизни и быте Бежицы и завода А. К. Кузнецовой-Будановой.

С 1865 года на месте завода существовала лесопилка, на которой из­готавливались шпалы для сооружавшейся Орловско-Витебской желез­ной дороги.

20 июня 1873 года было подписано Высочайшее разрешение «на уч­реждение акционерного общества Брянского рельсопрокатного, желе­зоделательного и механического завода для добывания металлов и ми­нералов, для выплавки чугуна, выделки железа и стали и приготовления.

из них изделий на продажу». Учредителями общества стали П. И. Губо-нин и В. Ф. Голубев, к которым вскоре присоединился князь В. Н. Тени-шев.

Для производства рельсовых скреплений была построена специаль­ная мастерская с кузницей, а затем и мастерская для изготовления ме­таллических мостов и оборудования водоснабжения, железных дорог.

В 1875 году было начато производство металлических конструкций для мостов и других сооружений, что позволило изготовить металло­конструкции 336-метрового моста через Днепр, 1590-метрового моста через Амударью, Брянского (теперь Киевского) и Варшавского (теперь Белорусского) вокзалов Москвы.

Из брянской стали были построены восемь броненосцев, в том чис­ле знаменитый «Потемкин», четыре крейсера и другие суда Черномор­ского флота.

В 1876 году были поставлены шесть сталелитейных печей, рассчи­танных на производство 600 тысяч пудов стали в год, что дало возмож­ность вместо железных рельсов выпускать стальные.

Завод все больше превращался из металлургического в машиностро­ительный. В 1879 году на Брянском заводе были произведены первые вагоны для внутризаводского транспорта, в 1880 году - первые двух­осные грузовые вагоны и платформы для продажи. В 1883 году органи­зовано производство новой для России продукции - нефтяных цистерн, причем большегрузные четырехосные цистерны выпускались только на Брянском заводе. В 1913 году на заводе изготавливали до 300 ваго­нов и платформ в месяц.

Уже к началу XX века завод стал одним из крупнейших предприятий российского транспортного машиностроения и обладал обширной ин­фраструктурой, обеспечивающей нужды как завода, так и рабочего по­селка Бежица.