СтраницаТЕАТР ДРАМЫ ТОЛСТОГО

ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. А. К. ТОЛСТОГО Брянск

Драматический театр им. А.К. Толстого

Адрес: г. Брянск, ул. Фокина, д. 26 Телефон: 74-27-25

С момента своего основания репертуар театра формировался в двух параллельно идущих традициях: героико-патриотическая тема (обусловленная временем - гражданская война, становление нового государства, рождение советской драматургии) и пьесы классического репертуара. Главный режиссер театра В.А.Чиркин извещал горожан о том, что "... Политпросветом на зимний сезон в Брянск приглашена драматическая труппа в составе 25 человек актеров и 12 человек технического персонала". Труппа, приехавшая из Москвы, состояла из профессиональных актеров. Среди них А.Л. Миклашевская, Т.А.Снежинская, Н.А. Александрова-Фок, М. Т. Кисель-Загорянский, С.С. Карнович-Валуа.Брянск. На первый сезон в репертуаре были объявлены спектакли: "Старческая любовь", "Декабристы", "Дочь генерал-губернатора", "Девичий переполох" и "Хорошо сшитый фрак" - образцы классической русской драматургии. Наряду с ними с огромным успехом шли спектакли героико-патриотической тематики. И это понятно - само время диктовало : еще не были залечены раны гражданской войны, строилось новое советское государство, готовящееся отметить свое первое 10-летие. Эти тенденции отражала и развивала родившаяся в эти годы советская драматургия. Коллектив театра подхватил веяния времени - в репертуар первых лет вошли спектакли "Виринея" Л.Сейфуллиной, "Любовь Яровая" К.Тренева, "Разлом" Б.Лавренева, "Оптимистическая трагедия" В.Вишневского.

В 1976 году, в год своего 50-летия, Брянский драматический театр за творческие достижения был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

  Театр начинается... с кошелька

        Беседа с директором театра Юрием ПОЯРКИНЫМ

                  ВДОВЬИ РАДОСТИ (премьера)

С ВЫБОРОМ НЕ ОШИБСЯ  (МИХАИЛУ КРИВОНОСОВУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РОССИИ)

       Машина времени (Игорь ИГНАТОВ)

Областной драматический театр.

Брянский край на спичечных этикетках. Брянский Вестник.

Групповое фото у входа в драмтеатр. 1929 год.

Май 1939 г.

Заканчивается реконструкция драмтеатра.1948 год.

Брянский театр драмы

БРЯНСК ТЕАТРАЛЬНЫЙ (КОНЕЦ ХIХ – ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ ХХ В.).

Комплекс зданий «Дома Советов» и «Дома съездов», построенный по проекту московского архитектора-конструктивиста Александра Гринберга, был открыт весной 1926 года, а 29 июля Брянский Губернский исполком издал постановление: «Об использовании здания Дома съездов в период между съездами под театр».

Фото комплекса Дома Советов 1926 –1927 годы

1943 год

Ордена Трудового Красного Знамени Драматический театр. Сцена из спектакля «Эхо Брянского леса».  Фото Н. Романова.

Весь театр на сцене

 

Страницы брянской театральной жизни. Из истории создания театра.

Будучи городом провинциальным, дореволюционный Брянск не имел ни официального театра, ни собственной театральной труппы. Приезжавшие артисты в теплое время года выступали в деревянном летнем театре, расположенном в саду брянского Общественного собрания (ныне это сквер им. Ф. И. Тютчева), либо в летнем театре Общества трезвости (теперь на этом месте располагаются поликлиника и помещения скорой помощи). Зимой спектакли давали в здании бывшего Офицерского собрания. Выступали артисты также в кинотеатре «Художественный»; как впоследствии писала газета «Брянский рабочий», «на все театральные помещения имелся один занавес – по мере надобности его переносили с места на место».

Десять лет, с 1912 по 1922 годы продержалась в Брянске профессиональная драматическая труппа под руководством братьев Матвея и Федора Кириковых, состоявшая преимущественно из артистов московской оперетты. В 1922г. труппа покинула город. Здесь остался только один из братьев, Матвей, вместе с приезжим актером Набатовым организовавший «Театр миниатюр» (о котором «Брянский рабочий» также был невысокого мнения, называя его «низкопробным»). В 1923г. здание, где выступал «Театр миниатюр» сгорело, и вновь брянцам пришлось довольствоваться лишь заезжими артистами.

Однако власти осознавали, собственный театр городу нужен. В 1924 году началось строительство архитектурного ансамбля, состоявшего из Дома Советов и здания драмтеатра. Одновременно со строительством шло формирование труппы. Открытие театра было приурочено к девятой годовщине октябрьской революции, но тогда, 7 ноября 1926г. концерт был дан ещё силами московских артистов.

Регулярные выступления, с которых и можно вести отчет начала деятельности театра, начались с 14 ноября 1926 года. Первую стационарную театральную труппу в Брянске возглавил известный режиссер и актер Василий Андреевич Чиркин. Учитывая, что город все ещё был небольшим, театру за примерно полгода пришлось поставить 28 пьес, чтобы обеспечить посещаемость.

Война застала труппу драмтеатра на гастролях в белорусском Гродно. Из 70 человек в Брянск вернулось только 11: кто-то вступил в ряды советской армии, кто-то ушел к партизанам, кто-то погиб или пропал без вести. Вернувшимися артистами в Брянске была организована агитбригада, обслуживавшая госпитали и проходившие через город фронтовые части. В годы оккупации немцами были расстреляны художественный руководитель театра Я. Волин, заведующий музыкальной частью М. Корнгольд, актеры С. Левицкий и С. Гундобина.

После освобождения города оживает и театральное дело. Война ещё продолжалась, а в декабре 1944-го в город уже была направлена на постоянную работу труппа из подмосковного Ногинска. На базе переведенного сюда коллектива Московского областного драматического театра должен был возродиться театр брянский.

Труппа, возглавляемая режиссером Ю. Решимовым, первоначально разместилась в Доме техники в Бежице; первой постановкой стали «Русские люди» К. Симонова. Одновременно с этим велось восстановление взорванного немцами драмтеатра. Первых зрителей обновленное, реконструированное и расширенное здание приняло уже после окончания войны, осенью 1949 года.

Сказывались на работе театра особенности географического расположения Брянска. Так, на требование о сокращении штата (ввиду нового курса страны на экономию в 1960-е) руководство театра отвечало, что «в связи с большой разбросанностью города … приходится систематически работать на трех стационарных площадках в полном сценическом оформлении». Помимо собственно здания театра в Советском районе, спектакли показывали также во Дворце культуры железнодорожников Володарского района и Дворце культуры БМЗ в Бежице.

Ежемесячно театр давал 12-14 спектаклей для работников местной промышленности и сельского хозяйства, параллельных тем, что шли на основных сценических площадках. Зачастую место выступления находилось более чем в 100 километрах от Брянска. Урезание штата при такой нагрузке, по мнению руководства театра, не представлялось возможным.

Долгое время традицией были летние гастроли. С конца мая и на протяжении всех летних месяцев коллектив театра, разделенный на несколько бригад, проводил выездные выступления как в Брянской области, так и в других городах Советского Союза. За годы своей деятельности театр давал спектакли в Москве, Киеве, Кишиневе, Вильнюсе Днепропетровске, Харькове, Гомеле, Тирасполе, Ромнах, Житомире, Орле, Туле, Тамбове, Липецке, Архангельске, Северодвинске, Вологде, Череповце, Калинине (ныне Тверь), Калуге, Бобруйске, Могилеве. Посещали Винницу, Луцк, Ивано-Франковск, Хмельницк, Тирасполь, Черновцы, Сумы, Полтаву, Николаев, Казань, Набережные Челны, Керчь, Феодосию, Каунас. Тесные отношения связывали Брянский областной театр с Болгарией. За гастрольный сезон труппа театра обычно давала более сотни спектаклей.

Обслуживание колхозов и производственных предприятий не несло театру большой материальной выгоды, но было важной частью его деятельности. Так, на заседании Художественного совета, посвященном грядущим гастролям на 1958г., прямо было отмечено, что при выезде «заранее планируется убыток». Также театр не располагал собственным транспортом, его должны были предоставлять предприятия области; несмотря на это, директор театра отмечал, что обслуживание тружеников является для театра «делом чести».

Немало внимания театр уделял организации обратной связи со зрителями: проводились конференции и встречи с актерами, принимались во внимание отзывы. Основными слушателями, были, прежде всего, представители местной самодеятельности, для которых очень важен был обмен опытом, лекции по искусству и актерскому мастерству.

Для театра такие встречи, наравне с рецензиями в прессе, были возможностью узнать о вкусах и запросах аудитории. Зрители обычно хотели больше спектаклей «на современные темы» - о жизни колхозной деревни, работе заводов. Из газет мы можем узнать о примерном количестве зрителей, посещавших спектакли. К примеру, в 1963 году Брянский драмтеатр за сезон принял более 230 тысяч человек.

Несомненно, одной из «фирменных» черт Брянского драматического театра было его стремление работать с новым материалом и молодыми авторами, в том числе местными. Как писал в свое время главный режиссер театра А. Новиков, «брянский театр никогда не ждал милостей от драматургии … работа со своими, брянскими, драматургами – наша генеральная линия». В подобном ключе высказывался и один из ведущих актеров труппы, заслуженный артист РСФСР П. Пухляков, на одном из совещаний Художественного совета театра заметивший: «нужно поддержать начинающего драматурга, кто кроме нашего театра может помочь в его работе?».

А. Беляевский, в 1961г. находясь на посту главного режиссера театра, вероятно не без гордости писал «…с первых же дней и до настоящего времени театр оставался прежде всего активным пропагандистом современной советской драматургии», тут же отмечая, что появлению интересного современного репертуара способствуют «попытки самого театра совместно с драматургом создавать оригинальные пьесы … В настоящее время его (театр) можно назвать своеобразной творческой лабораторией по созданию «своих» пьес. Достаточно сказать, что за последние годы театр поставил уже на своей сцене 12 пьес молодых драматургов. Не все они оказались удачными, не все пользовались успехом у зрителей, но опыт показывает, что театр занял правильную позицию, что только смелой инициативой и творческим риском можно добиться успеха».

Эту особенность Брянского драмтеатра охотно подмечали и подчеркивали многие. Д. Медведенко в статье «Зрители одобряют, рецензенты брюзжат» в газете «Советская культура», защищая театр от нападок критиков, не забыл упомянуть и про смелость в выборе постановок. «…Брянский театр не первый раз ставит пьесы, не дожидаясь апробации их другими театрами. Иногда на этом пути он одерживает победы («Если в сердце весна», «Эхо Брянского леса»), иногда терпит горькие поражения («Карташовы»). Но не оценить смелости поисков своего театра, не поддержать его на этом пути, а наоборот, ставить палки в колеса… к чему?».

Другой автор все в той же «Советской культуре», освещая выход очередной постановки брянского драматурга А. Козина, отмечает, что о происхождении автора возможно и «не следовало бы так много говорить, если бы Брянский театр вообще не обладал завидной и поучительной способностью создавать свой репертуар», добавляя, что «здесь никогда не руководствовались лозунгом «Хоть какая-нибудь пьеса, да своя!», а напротив, стремились выбирать лучшее.

Сотрудничество театра с местным актером и драматургом А. Козиным вообще было тесным и плодотворным. Театром были поставлены его работы «О самом дорогом», «Если в сердце весна», «Огонь людской», «Это знала березка». Однако театр сотрудничал не только с Козиным.

Первыми здесь заметили пьесу киевского драматурга И. Рачада «Девушка из Минусинска», которую затем ставили и другие театры. Сами обратились в брянский драмтеатр московские литераторы, совместно с которыми была создана постановка «Дженни Герхардт» по одноименному роману Т. Драйзера. Мечтавшая сыграть Дженни актриса Московского театра сатиры заслуженная артистка РСФСР Вера Васильева впервые исполнила эту роль на сцене нашего драмтеатра 4 апреля 1958 года.

Некоторым постановкам удавалось задержаться не только на брянской сцене, но и выйти «за пределы родившего их города». Так стало, к примеру, с пьесой «О вкусах спорят» В. Васильева, которая впоследствии успешно шла в Московском театре оперетты, правда, уж под другим названием – «За витриной ателье».

Не забывали и про классику. Большой популярностью пользовалась постановка шекспировского «Короля Лира» - причем не только на брянской сцене. Осмелившись включить пьесу в свой гастрольный репертуар, театр не прогадал, и собрал множество восторженных отзывов в прессе: отдельно отмечали заслуженного артиста РСФСР Г. Акопяна в роли Лира, и молодую актрису А. Скаргу, сыгравшую младшую дочь Лира, Корделию. Не меньше хвалили сильную игру М. Гермацкой и Т. Силиной в постановке «Марии Стюарт» по пьесе Ф. Шиллера.

Конец 50-х для театра был отмечен большим ремонтом и получением нового оборудования. Автор посвященного этому репортажа в воскресном выпуске «Брянского рабочего» замечал: «…говорят, таким хорошо оборудованным радиоцехом похвалится далеко не всякий театр». Традиционно, среди сильных сторон драмтеатра были работа декораторов и художников-постановщиков (в их числе был заслуженный деятель искусств РСФСР И. Григорьев), костюмеров.

За заслуги в развитии советского театрального искусства Брянский областной драматический театр Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1976 года был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

По документам фонда Р-2499 - «Брянский областной драматический театр».
Главный архивист Смагина Д.Ф.

С 27 марта 2019г. начала работу виртуальная выставка «Кто ценит жизнь», приуроченная ко Всемирному дню театра. Пьеса Семена Григорьевича Шермана «Эхо брянского леса», написанная под псевдонимом С. Шаров, стала первой пьесой о брянских партизанах. Поставленный по пьесе спектакль более 25 лет был визитной карточкой Брянского драматического театра. Спектакль повествует о героической странице истории нашего края, о мужестве и отваге наших земляков-партизан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о жизни и делах тех 60 тысяч брянцев, кто с оружием в руках в тылу врага беспощадно уничтожал фашистов. Воскрешая одну из ярких страниц Великой Отечественной войны, Семен Григорьевич, сам в прошлом участник партизанских боев, показывал величие народа, боровшегося с немецко-фашистскими захватчиками, раскрывал жизнелюбивую душу русских людей.

Спектакль пользовался неизменной популярностью у зрителей. С гастролями театр неоднократно выезжал в разные регионы страны. Спектакль был показан в Москве на сцене Кремлевского театра (1961 г.), на сцене театра «Современник» (1976 г.), был поставлен на сцене драматического театра г. Кюстендила Республики Болгария (1967г.).

*******************

Страницы брянской театральной жизни. Новые направления в искусстве в первые годы советской власти.

Смагина Д.Ф.,
главный архивист
отдела публикации
и использования
документов ГАБО.

С окончательным установлением советской власти вся культурная жизнь страны бралась под строгий контроль. Теперь основополагающей характеристикой любого творчества становилась его связь с современностью и воспитательный потенциал. Вслед за социально-политической революцией молодое советское государство перешло к революции культурной, особое место в которой было отведено театру.

Главная цель театра, по мнению советских властей – нести в массы революционно-пролетарскую культуру. Поставленной цели должен был соответствовать обновленный репертуар. Основное предпочтение отдавалось агитационно-массовым формам искусства. Для привлечения зрительских масс в повестке присутствовали и постановки «легких» жанров – водевили, сказки; однако в основном ставившиеся пьесы все же представляли собой манифесты советской власти.

Творчество теперь должно было стать ближе к народу, сделать из зрителя не пассивного наблюдателя, а непосредственного участника творческого процесса. С этой целью поощрялось открытие библиотек при учреждениях культуры, создание художественных кружков, конференции и мастер-классы с артистами, гастроли по предприятиям и колхозам области.

Молодое советское государство большое внимание уделяло культурному воспитанию пропагандистской работе среди населения. Много сил направлялось на социалистическое воспитание рабочих и деревенских жителей. Кроме непосредственной агитационной работы и снабжения библиотек и изб-читален необходимой литературой, ставились выездные спектакли, проводились показы кинофильмов для просвещения и духовного обогащения советских граждан.

Ключевым критерием, от которого зависело, будут или не будут ставить ту или иную пьесу, становится их связь с настоящим и «идеологическая обоснованность» (именно с такой формулировкой было отказано в постановке «Бесприданницы» [1]). Повестка дня требовала больше пьес бытового характера, где основными действующими лицами были молодежь, рабочие заводов и колхозов[2]. Поставив целью привлечение молодого поколения к культурному досугу, Управление зрелищными предприятиями (УЗП) всячески поощряло её появление в учреждениях культуры. Меньше всего за билет платили представители рабочей молодежи – от 10 до 75 коп. (при обычной цене от 15 коп. до 1 р. 50 коп.) [3]. Для студентов, учащихся-стипендиатов была предусмотрена 50% скидка на посещение спектаклей[4].

Помимо театральных постановок, всё бо́льшую популярность приобретали кинофильмы. По размеру киносети Брянская губерния являлась самым крупным филиалом юго-западного отделения Совкино, ввиду чего даже был возбужден вопрос о переводе местного отделения Совкино из Орла в Брянск[5]. Чтобы привозить для кинопроката те фильмы, которые бы пользовались бы спросом у населения, зрителей просили подавать заявки[6].

Не менее важно было не только показать, но и разъяснить содержание нового фильма: некоторые газеты получали замечания, что не занимаются глубокой критикой киноработы[7]. Недовольство вызывало и то, что не все поставляемые фильмы имели нужную идеологическую направленность, были «идеологически невыдержанными» [8] (как например «Рейс мистера Ллойда»). «Нужно рассказывать клубам: какие картины хорошие, какие плохие» [9], отмечалось в одной из докладных записок.

Проблема была также в том, что основная часть идеологически выдержанных советских фильмов не могла похвастаться особой художественной выразительностью, в то время как хорошо оформленные картины получали претензии либо вовсе запрещались из-за слабой идеологической составляющей. Недовольство руководства, как и в случае с театральными постановками, вызывало отсутствие кинокартин, изображающих жизнь деревни и перестройку хозяйства на социалистический лад[10].Вместо «бессмысленных» [11] и «мещанских»[12] приключенческих фильмов клубам предлагалось сосредоточиться на агитационно-просветительских работах. Основная цель – «сделать так, чтобы фильмы способствовали культурному росту масс» [13].

В городе не хватало специализированных помещений, оборудованных для кинопроката. В частности, отмечалось, что «здания существующих городских кино в большинстве не специальные, не приспособленные под кино, а потому неудовлетворительны. Они тем более становятся неудовлетворительными, когда мы подходим к ним с современными требованиями, как к культурному учреждению, в котором были бы и клубная комната, и читальня, и выставка, и детская» [14].

С целью непрерывного обеспечения населения культурным досугом, после завершения циркового сезона здание брянского цирка переоборудовалось под кинотеатр. Галерея и манеж приспосабливались под зрительские места (по заверению руководства, число мест не должно было сократиться и помещение по-прежнему могло вместить 1000-1200 человек) [15], устраивалась сцена по образцу московского Мюзик-холла, оборудовалось паровое отопление, утеплялось здание. Чтобы не задерживать показ кинокартин, устанавливалось сразу два киноэкрана. Открытие киносезона в здании брянского цирка в 1928 году было намечено на 15 октября, одновременно с началом сезона в гостеатре[16]. Для привлечения зрителя, помимо кинопрограммы планировалось приглашать артистов эстрады. Практика привлечения артистов из других городов для культурного обогащения населения была для Советского Союза типичным явлением. Так, конец 20-х годов для Брянска был отмечен приездом квартета МХАТ[17], к тому времени уже шесть лет активно выступавшего на территории СССР и за рубежом. Основной репертуар квартета составляли русские народные песни.

Для лучшего снабжения жителей области культурным досугом в августе 1928г. был создан рабоче-крестьянский передвижной театр[18]. Он учреждался совместно с профсоюзными, кооперативными, хозяйственными, шефскими, комсомольскими организациями и политотделами Красной армии. Предоставление костюмов, грима, декораций и других предметов театрального обихода, а также пьес для постановки, брало на себя УЗП[19].

Бюджет передвижного театра складывался из ассигнований от учредителей и средств, вырученных от сборов за спектакли[20]. Маршрут следования передвижки разрабатывался с учетом охвата уездных городов, фабрично-заводских пунктов, больших поселений, лежащих на железнодорожных и водных путях, а также прилегающих к этим местностям сел, деревень, совхозов и коммун. Важной задачей после определения маршрута было найти подходящие помещения для выступления, оборудовать сцену и подсобные помещения, подготовить местное население к приезду театральной труппы. В перспективе планировалось добиться освобождения передвижки от всех местных налогов, взимаемых со зрелищных мероприятий, а также выделения помещения и бесплатного транспорта.

Что касалось репертуара, его должен был разрабатывать худсовет, после чего материал направлялся на утверждение в УЗП. Уже с 1 августа проходили репетиции пьес «Разлом», «Шлак», «Рельсы гудят» [21], а с 20 августа главный режиссер брянского гостеатра Г. А. Мирский приступил к работе над новой пьесой «Седьмая рана», до этого на территории губернии не ставившейся.

Декорации для постановок передвижки создавались особые – мобильные, увеличивающиеся и уменьшающиеся посредством выдвижения складных частей, что позволяло использовать их как на больших сценах рабочих клубов, так и на маленьких площадках изб-читален и народных домов[22]. Изготавливались костюмы, было заказано в Москве осветительное оборудование.

Чтобы увеличить доступность посещения театра для широких масс, цены в передвижном театре были на 50% ниже, чем в гостеатре. Кроме непосредственно показа спектаклей, передвижка также оказывала помощь местной художественной самодеятельности. Выступление не просто показывалось, но и разбиралось на составляющие, разъяснялись те или иные ходы и приемы. Актерам-любителям давались советы по декламации, громкому чтению и художественному рассказыванию, исполнению частушек и прочие «образцы эстрадно-профессионального искусства, которые окажутся в силах передвижки» [23]. Также при передвижном театре была организована библиотека с фондом вспомогательной художественной литературы. По возможности предполагалось проводить не только выездные выступления, но и показ кино, радиопередачи, выставки художников.

В целях привлечения населения к художественной самодеятельности в сентябре 1928г. начался прием заявок в балетную студию при городском театре[24]. К заявлению требовалось приложить справку о месте службы родителей и размере их оклада, поскольку обучение в студии было платным (от 5 до 8 рублей) [25]. Впрочем, чтобы обеспечить доступ к искусству и малоимущим слоям населения, было предусмотрено и несколько бесплатных мест. Всего планировалось зачислить 50-80 человек[26].

Свидетельством заинтересованности населения может послужить наличие в городе музыкально-художественного кружка. На январь 1928 года в нем состояло 23 человека, которые собирались 3-4 раза в неделю, ими было проведено уже 16 выступлений[27]. В дальнейшем планировалось расширять кружок за счет рабочих членов профсоюза. Также в адрес ГубОНО была подана записка с прошением об организации в городе государственного хора. Хоровое пение на Брянщине в этот период вообще пользовалось популярностью: «целый ряд хоров возникает здесь чисто стихийно, нередко при самых недостаточных условиях» [28]. Усилия по организации хоров прилагали и клубы, и профессиональные организации.

В дальнейшем музыкально-художественный кружок был прикреплен к гостеатру[29], дабы тот оказывал им помощь, предоставляя костюмы, грим, парики и оборудование на время премьер, помогая подбирать репертуар и пособия для пополнения театральной библиотеки. Также было подано прошение о предоставлении кружку бесплатного помещения для репетиций[30]. Впоследствии хоровой кружок клуба слился с музыкально-художественным кружком[31].

Источники:

1. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 67.

 

 

 

 

Книги в PDF  по данной теме:

"Брянский театр драмы им. А.К. Толстого" - Пряничникова Н.А. и Самусенко И.П.