Страницас кошелька

Театр начинается... с кошелька. Брянск.

За сценическим действом любого театра стоит большой труд не только режиссеров и актеров, но и менеджмента. По карману ли области, городу и зрителю брянская Мельпомена? С каким багажом — не только творческим, но и финансовым, вступает областной театр драмы имени А.К. Толстого в новый 88-й сезон, который открывается 19 октября.

За лето театралы успели соскучиться по брянской драме. На сайте театра в го­стевой книге один из зрите­лей признался: «Скорей бы октябрь!» Нынешний сезон открывается премьерой. «По­минальную молитву» Григория Горина по «Тевье молочнику» Шолом Алейхема в театре со­бирался ставить главный ре­жиссер Юрий Ильин. Он ушел из жизни. И теперь спектакль на брянской сцене пойдет в режиссуре Олега Пермякова из Барнаула.

— Думаю, мы не ошиблись, пригласив Пермякова на по­становку, — говорит директор театра Юрий Пояркин. — Акте­ры с ним замечательно рабо­тали. Да и сам материал уди­вительный. Иосиф Камышев очень хорош в главной роли Тевье. В роли Голды — Юлия Филиппова, которую все при­выкли видеть в ролях молодых красавиц-героинь.

Меж тем, Брянский театр драмы вновь остался без глав­ного режиссера, но готов рабо­тать в полную силу. Впрочем, финансовая поддержка могла быть и помощнее.

По сравнению, например, с расходами на содержание брянской футбольной команды (30 миллионов рублей в год), бюджет театра скромнее. Сей­час это 26 миллионов рублей в год, которые идут на зарпла­ту, отчисления в фонды, опла­ту коммунальных услуг. Два сезона назад было еще мень­ше — 16 миллионов рублей. С тех пор вышло постановление губернатора о 30 процентной надбавке к зарплате моло­дым специалистам и доплате за звание — народным и заслу­женным артистам. Нынешний разброс зарплат у актеров — от 12 до 26 тысяч рублей. В на­стоящее время завершается переход на контрактную си­стему оплаты труда. Выручают субсидии из областного бюд­жета на постановку спектаклей и гастролей по программе под­держки культуры Брянщины, а также гранты — областные и министерские. Но все равно основной доход театра ныне со­ставляет внебюджетная часть.

— 15 миллионов рублей в год мы должны заработать сами, — говорит Пояркин. — Средняя заполняемость зала составляет примерно 70% , хотелось бы ра­ботать лучше. Выручают проек­ты по работе с публикой. Брян­ский зритель легкий на подъем. Иосиф Камышев как-то пошу­тил: «Может, мы вообще уже будем называться проектным театром».

У театра есть договоры о со­трудничестве примерно с 30 уч­реждениями. Руководители учреждений образования по­могают нам организовать зри­теля. Мы находим также отклик и у руководства «Царь-мяса», магистрального нефтепровода «Дружба», местного отделе­ния РЖД. Они охотно покупают у нас билеты для своих сотруд­ников за счет предприятия.

Успешно работает социаль­ный проект «Билет в театр» при поддержке городской админи­страции Брянска и отделов соц­защиты. Это дает возможность пенсионерам и малообеспечен­ным чаще бывать в театре.

Наши проекты «Театр выход­ного дня» или «Театр плюс» по­могают расширить аудиторию. На детском спектакле мы зна­комим детей с творческими коллективами города. Они рас­сказывают о себе, приглашают в свои студии и кружки, делают выставки в фойе.

Дает свои плоды и проект «Театр — образование: шаг на­встречу». Охотно идут нам на­встречу ректоры БГУ и БГИТа. Большое пополнение в кассу театра приносят новогодние и весенние каникулы. Мы вто­рой год подряд проводим акцию «Весенние каникулы в областном драматическом», конкурсы «Лучшая театральная школа», «Лучший театральный класс». В этом году стали луч­шими 4-я школа и лицей. Дети здесь активно ходят в театр, обсуждают спектакли и встре­чаются с их создателями.

Каждый год проводим фе­стиваль «Театральная осень» — ездим по районам со спекта­клями, встречаемся с публикой. Но пока никак не можем нала­дить контакты с близлежащими районами, жителей которых могли бы привозить на спектак­ли спецрейсами из Дятьково, Карачева, Жуковки. Пока руко­водители этих райадминистра- ций туго идут на сотрудниче­ство с театром.

Как тут не вспомнить импе­ратрицу Елизавету Петровну, которая указом обязала хо­дить петербургских чиновников в театр, а на прогульщиков на­кладывала огромные штрафы. В Брянске первых лиц города и области в театре увидишь редко. И как не сравнить, что в Калуге губернатор Артамо­нов — сам театрал. И не случай­но там перед театром установи­ли памятник зрителю, который спрашивает лишний билетик.

Юрий Иванович Пояркин был приглашен на должность ди­ректора Брянского областного театра драмы два с лишним года назад. И в работе со зри­телем с его приходом у театра появилось второе дыхание. Он и лично многое делает для продвижения театра. Ведет «Театральную гостиную» на ра­дио, публикует статьи-портре­ты об актерах в прессе. С его участием на канале «Губерния» выходит «Брянск театральный», прошли передачи «Театр без грима: диалоги с молодежью» на других телеканалах. Со­стоялись встречи с народными артистами РФ Мариной Гавриловой и Иосифом Камышевым. На сайте театра в Интернете по­явилась рубрика «Медиа», где можно увидеть и услышать все эти радио- и телепередачи.

При Пояркине оживились и однодневные гастроли, кон­церты по понедельникам,когда в театре выходной. Это тоже приносит доход. На сцене те­атра выступили такие звезды, как Василий Лановой, Евгений Князев, Александр Михайлов, Петр Мамонов. Брянская публи­ка охотно ходила на спектакли Театра оперетты и Одесского русского театра, которые при­езжают также по приглашению нашей драмы.

За два последних сезона в те­атре состоялось около десятка премьер.

Самые кассовые спектакли минувшего сезона — «Левша» по сказу Н. Лескова и «День отдыха» по комедии В. Ката­ева. С успехом идут «Игроки» по Н. Гоголю и французская комедия «Ужин дураков». Здесь и прекрасные актерские работы, и блестящая режис­сура, и оригинальная сцено­графия. Спектакль «Игроки» в постановке Юрия Ильина был отмечен и столичными крити­ками, и местной театральной публикой, был восторженно принят на гастролях.

Самыми дорогостоящими постановками за последние годы стали мюзикл «Маугли» и классика — «Кречинский» и «Касатка». Около миллиона ушло на костюмы к мюзиклу и сценографию, а также — на техническую часть: фо­нограмму, радиомикрофоны и т.д. Костюмы вышли дороги­ми, шили в Москве. Спектакль получился эффектным, зре­лищным, музыкальным и дав­но окупил себя, — он прошел больше 60 раз. Кстати, спек­такль частично спонсировал брянский бизнесмен Вячеслав Гладилин. Он выделил 200 ты­сяч рублей на постановку спек­такля, помог театру оплатить часть затрат.

Для справки: цена биле­тов в театр вполне доступ­ная от 150 до 400 рублей (премьеры) Для детей и сту­дентов —150 рублей. Кро­ме театральной кассы есть еще точка продажи билетов в БУМе. Билеты можно зака­зать и по Интернету.

Министерство культуры и об­ластная администрация в про­шлом году выделили деньги на гастроли в Екатеринбурге, а в этом при поддержке област­ной администрации успешно прошли гастроли в Иркутске, сам театр заработал непло­хо на продаже билетов. Плюс в Тамбове в сентябре состоя­лись гастроли по обмену.

Главный бренд брянского театра, который в свое время принес ему известность в Рос­сии и странах СНГ — это, ко­нечно, Международный фести­валь «Славянские театральные встречи». Он проходит при под­держке Министерства культуры РФ, Фонда поддержки культу­ры стран СНГ, живом участии местной власти. В театре пере­живают, что отметив 20-летний юбилей, фестиваль перестал быть ежегодным. В этом году «Встреч» не было, в предстоя­щем сезоне они в конце мая не­пременно состоятся, обещает директор.

— Сегодня в труппе сорок человек, половина — моло­дежь, — отмечает Пояркин. — Ищем нового главного режиссера. Одну из премьер по пьесе американского дра­матурга А. Менчелла «Девич­ник» готовит Борис Ярыш. Для детей планируем мюзикл «Человек-амфибия». Будет но­вогодняя сказка. Будет капуст­ник к Международному дню театра. До конца года много интересного появится. К пред­стоящему 200-летию Алексея Константиновича Толстого планируем поставить спек­такль о нем.

Беседовала Татьяна РИВКИНД