Страницагородищ

Ранний железный век. Строители городищ. Брянщина.

Памятники раннего железного века Брянской области. 1 - Днепро-двинская культура, 2 - Юхновская культура, 3 - Милоградская культура

Народы, населявшие в раннем железном веке нынешнюю территорию Брянской области, были «провинциалами» Скифии, бурные события доходили сюда, к относительно мирным зем­ледельцам и скотоводам, только в виде рассказов странников да новых товаров с юга, обмени­вавшихся на хлеб и пушнину Это были греческие амфоры с вином и оливковым маслом, ракови­ны каури для ожерелий, изделия ювелиров (в том числе бусы из цветного стекла - прозрачного и «глухого» ластового], бронза и, конечно, оружие.

Территорию Брянского края в раннем железном веке покрывал лес, очень похожий на со­временную тайгу. Обитатели этого леса относились к племенам балтов (далёких предков со­временных литовцев и латышей) и были потомками носителей сосницкой и бондарихинской культур бронзового века. По относительно небольшим отличиям в архитектуре, керамике и ведению хозяйства, археологи выделяют на территории Брянского края три археологических культуры - днепро-двинскую, юхновскую и милоградскую, вероятно, соответствующие трем родственным племенам.

Вдоль Десны в среднем ее течении и ее притока Судости с впадающими в нее мелкими ре­чушками, а также во всей центральной и северо-западной частях региона размещались поселе­ния юхновской культуры. Названа она по селу Юхново близ Новгорода-Северского, где распо­лагается первое, исследованное археологами поселение. Чтобы понять, как называли себя сами юхновцы, обратимся вновь к Геродоту. Живущий в лесах рыжеволосый и светлоглазый лесной народ, говорящий на особом - не скифском и не греческом - языке, любящий лесные орехи и охотящийся на выдр, бобров и-других зверей, греческий историк называет будинами.

В крайних юго-западных районах современной Брянской области обитали племена мило-градской культуры, лучше известной по многочисленным памятникам на территории сосед­них Беларуси и Украины. Исследовательница этой культуры О.Н. Мельниковская считает, что «милоградцы» упомянуты у Геродота под именем невров, хозяев лесной страны Невриды. Их считали колдунами, способными оборачиваться в волков - видимо, поклоняясь волку, они в ри­туальных плясках изображали этих зверей. В Брянской области известно несколько поселений милоградцев на реках Снов и Ипуть и их притоках, выявлены следы их пребывания и в районе села Курово под Погаром.

Северо-запад Брянской области занимали племена днепро-двинской культуры. Основная территория ее распространения лежит к северу, охватывая Смоленское Поднепровье и значи­тельную часть бассейна Западной Двины. В Рогнединском и Дубровском районах известно свы­ше 20 поселений днепро-двинцев, которые, согласно книгам Геродота, могут быть связаны с племенами андрофагов -то есть «людоедов». Это имя могло означать не людоедство, а прине­сение в жертву божествам людей.

Скифы и скифские наконечники стрел

  Хозяйство.

      ► Поселения.

          ► Оружие.

                ► Предметы быта, посуда.

                       ► Религия и погребальный обряд.

Изображения коней с памятников раннего железного века Брянской области