Страница погребальный

Религия и погребальный обряд. Брянщина.

Судя по форме украшений (например уже названных ажурных булавок), балты видели мир состоящим из соединенных огромным мировым древом трехчастей - неба, земли и подземного царства. Солнце в первобытной мифологии земледельцев и скотоводов занимало центральное место и представало в виде скачущего по небу огненного коня, который изображался на привесках-амулетах из бронзы, крепившихся на самой магиче­ской части одежды - на поясе. Поклонение божествам лесные балты осуществляли на святили­щах-капищах, находившихся на территории городищ. Иногда капища представляли собой осо­бые городища с установленными на них деревянными идолами. Такое городище-святилище было раскопано акаде­миком Б.А. Рыбаковым в урочище Благовещен­ская гора у села Вщиж (Жуковский район).

Здесь молились, прино­сили жертвы, справляли праздники - например день весеннего равно­денствия. На точку вос­хода Солнца в этот день ориентирована длинная ось святилища на Благо­вещенской горе.

«На капище». С картины художника Н.Н. Сперанского (Велимира)

Если андрофаги днепро-двинцы могли приносить в жертву своим божествам пленных вра­гов и даже избранных «посланцами на небеса» соплеменников, то юхновцы были более миро­любивы. Их культ связан с земледелием, о чем говорит особая группа керамических изделий -глиняные «хлеба», приносившиеся в жертву богам. Настоящего хлеба было не столь много, чтоб делиться им с божеством. Хлеб из муки доставался людям, а хлеб из глины (образ хлеба) - бо­жеству. Священный хлеб имел форму округлой, уплощенной снизу и выпуклой сверху лепешки, покрытой сверху углублениями (возможно по количеству членов семьи, приносившей «хлебец» в жертву). Некоторые хлебцы имеют следы окрашивания красной краской - символом жизни, крови и огня. Ученые заметили любопытный факт: и по сей день в некоторых брянских, орлов­ских, черниговских, курских деревнях, выпекая хлеб, оставшееся тесто скатывают в «колобок», делают из него уплощенный хлебец, наносят сверху пальцем вмятины, после чего ставят в печь. Корни этого обычая крестьяне забыли, но копируют традицию, которой 2500 лет. Для жертво­приношений богам, вероятно, изготавливали и глиняные модели зёрен.

До недавнего времени погребальный обряд юхновцев и днепро-двинцев оставался за­гадкой для ученых. Лишь недавно исследования археолога Д.В. Караваико в соседней стране - Украине - позволили считать, что, по крайней мере некоторых своих умерших, юхновцы хоро­нили прямо под полом домов. Спустя некоторое время скелет откапывали и разрушали, чтобы «обезвредить» покойника, не дать ему «вернуться» в мир живых с «того света». Однако судя по тому, что у их соседей невров-милоградцев практиковался и обряд сожжения, и обряд по­гребения тела, не исключено, что захоронение под домом - не единственный способ проводов в «иной мир». Возможно, вид проводов в последний путь зависел от статуса члена родовой об­щины. Например, археолог О.Н. Мелъниковская, не один год проводившая раскопки в Брянском крае, считает, что большую часть умерших юхновские племена все же сжигали, а прах ссыпали в ямки без сопровождающих вещей.