СтраницаВщиж

Вщиж Брянщина

Будто стонет Осажденный Вщиж,

Преданный огню Ордой косматой.

Николай Денисов

   

Второй старинный город Брянской земли Вщиж. 1238 год Монгольское нашествие, Вщиж разрушен и больше он как город не упоминался. Брянский областной краеведческий музей.

Овеянному легендами и ратной славой древнему городу Вщижу посвяща­ли произведения многие русские писатели. В их числе Ф.И. Тютчев, СП. Кузь­кин, Ю.С Фатнев, Н.Н. Денисов, Г.В. Карташова, В.В. Потапов и др.

С 1159 по 1167 год Брянск с прилегающими к нему землями входил в состав Вщижского княжества.

Вщиж (в старину также Щиж и др.), вероятно, возник в конце X в. для ограждения от кочевников, живущих в Степи. Расположен он на высоком и крутом правом берегу Десны, на треугольном мысе, в устье ручья Суток.

Весной 1238 года в результате монгольского нашествия Вщиж был пол­ностью разрушен. Позднее он возродился как село, которое существует и по­ныне в Жуковском районе Брянской области.

Поклонный крест на месте древнерусского храма во Вщиж

Вщиж

вщиж

ДРЕВНЕРУССКИЙ  ГОРОД ВЩИЖ,

9-13 вв.

Расположен в западной части села, на высоком и крутом правом берегу Десны, на треугольном мысу, в устье ручья Суток.

Предполагается, что уже в 3-й четв. 11 в. Вщиж стал удельным городом: В.Н. Татищев, использовавший неиз­вестный нам источник, называет внука Ярослава Мудрого - Бориса Святосла­вича (сына Святослава Ярославича Черниговского, погибшего в усобице 1078 г.) Вщижским. Известные источ­ники не подтверждают этого. Первое сохранившееся летописное свидетель­ство о событиях, связанных с Вщижем, относится к 1142 г. Всеволод Ольгович, ставший незадолго до этого киевским князем, рассадил воинственных родст­венников по далеким уделал» так, что города по Десне, в их числе Вщиж, дос­тались Владимиру Давыдовичу. К сер. 12 в. Подесенье стало ареной борь­бы Святослава Ольговича Черниговско­го с Давыдовичами. С 1156 по 1167 г. Вщиж упоминается как местопребыва-е Святослава Владимировича. Послед ний в 1160 г. с помощью великого кия Андрея Боголюбского выдержал пята-недельную осаду войска восьми княз-" под предводительством Святослава Ол говича Черниговского. В результате ус бицы, последовавшей за смертью Свято слава Владимировича, во Вщиже вокня жил сын киевского князя Святослав Всеволодовича. Более поздних упом ний о Вщиже нет. Всего 25 лет жизни рода отражены в летописи. Данные а хеологии придают этим сведениям мат риальную достоверность.

Возникновение городка-крепости формирование и развитие города на протяжении почти трех веков можно описать в основном по данным археол-гических раскопок сер. 19 - нач. 20 Значительные систематические иссле дования проведены в 1940-х гг. Б.А. Ры­баковым; они и являются основой сов­ременных представлений о Вщиже.

Городище занимает самую высоку часть массивного и длинного мыса. По дошва его - почти правильный остро угольник, а поверхность, преобразован­ная при сооружении укреплений, имеет сложную конфигурацию. Городище двухчастное, периметр его сгорон 0,9 км, площадь 3,8 га. Западный участок занят детинцем, восточный - посадом. Дети­нец - обращенная основанием к Десне асимметричная трапеция с востока ог­раничен неглубоким рвом и валом. По­сад ограничен с севера пологой дугой берега, с юга — прямой линией оврага, а с востока - глубоким рвом шириной 18 м и валом, проходящими поперек мыса по пологой дуге. С востока и юга он окайм­лен дополнительным внешним валом. Древний въезд на городище начинался у

южного подножия мыса и завершался в месте смыкания детинца с посадом. Проем в валах и во рву возник вместе с селом, и теперь через проем проходит одна из сельских улиц.

Напластования на месте городища со­стоят из пяти слоев: первый - 9-10 вв., с остатками поселения роменской культу­ры; второй - 1-я пол. 12 в. (до 1142 г.), с остатками городка (детинца и формиру­ющегося посада), поверхность его гори­зонтально выровнена и покрыта про­слойками строительного мусора, что сви­детельствует о последовавшей пере­стройке и перепланировке; третий -сер. 12 в. (1142-60), резко отличается от предшествующего совершенством соору­жений и богатством вещей, завершается мощной прослойкой пожарища; четвер­тый - 2-я пол. 12 - 1-я пол. 13 в. с боль­шим количеством дорогих вещей и, оче­видно, большей продолжительностью су­ществования сооружений по сравнению с предшествующим, завершается также прослойкой пожарища; пятый - 16-20 вв., образовался на месте села, кото­рое впервые упоминается в 1623 г. В пло­хо сохранившемся роменском (первом) слое нет следов укреплений - это остат­ки селища. Городок возник на обширном и удобном восточном мысу. В 11 — нач. 12 в. это небольшая крепость с поса­дом (второй слой), резиденция посадни­ков с дружиной, входившая в Чернигов­ское княжество. Крепость ограничена по периметру стеной, основу которой со­ставили небольшие (1 х 3 м) городни, и рвом с напольной стороны.

В сер. 12 в. происходят изменения и перестройки, связанные с превращени­ем Вщижа в удельный княжеский город (третий слой). Он увеличивается в не­сколько раз, достигая предельных раз­меров (четвертый слой) накануне раз­грома 1238 г. За стенами посада, на мы­су и южном склоне оврага (урочище Пастица) возникают неукрепленные слободы, а за стенами детинца, на за­падном мысу за оврагом, появляется го­родское кладбище. Старые стены кре­пости сломаны, ров с "приступа" засы­пан. В основании новых стен, охватыва-ющих детинец, установлены крупные (3 х 5 м) дубовые городни, в углу на око­нечности мыса возведена шестиуголь­ная башня. В центре детинца сооружена восьми- или двенадцатиугольная много­ярусная башня-вежа. Вокруг нее пло­щадь с коновязями - место сбора кня­жеской конницы (найдены скребница, много удил, стремян, шпор и пр.).

Небольшой вал разделял детинец и посад. Близ него, в наиболее безопас­ном месте, мог находиться княжеский дворец - именно здесь найдены гончар­ные клейма с княжескими знаками. До­ма боярской и княжеской челяди вы­строены на противоположной, западной стороне, почти вплотную один к друго­му и задними торцами к стене детинца. Они узкие (3,2—4- X 6 м), крытые соло­мой. Огромные печи с кирпичными ды­моходами, выведенными выше кровли, занимали весь задний торец. Сени от­крывались на средний двор детинца.

В ряду с домами челяди находился дом с теремом: большой (14 м но фаса­ду), сложного плана, двухэтажный, с надстройкой в центре, крытой медными листами ("златоверхий"). Дом обогрева­ли три печи и освещали бронзовые па­никадила. О знатности владельца, боя­рина или князя, свидетельствуют не только размеры и отделка дома, но и найденные вещи: железная личина от шлема, покрытая серебром и позоло­той, стальной стилет, медные котлы,

Около домов и на площади с коновя­зями очень много захоронений в ямах, прорезающих третий слой и прикрытых прослойкой пожарища. Вероятно, захо­ронения и пожарище - следствие и ос­татки пятинедельной осады 1160 г.

Посад изучен хуже детинца и его вну­тренняя планировка не выяснена. Мож­но лишь отметить, что центром посада был храм с небольшим кладбищем в ограде. На окраинах посада, у вала, се­лились ремесленники.

В городе одно­временно работало 15-20 гончаров.

Храм был выстроен из плинфы в кон. 12 - 1-й трети 13 в. в традициях чер­ниговского зодчества. Это было сравни­тельно небольшое (длина ок. 13 м, шири­на ок. 10 м), предположительно башне­образное, крестово-купольное здание, четырехстолпное, трехапсидное и одно­главое. Восточные его столбы квадрат­ные, западные круглые; против них на стенах плоские лопатки. Снаружи стены расчленены на три прясла пилястрами, украшенными полуколонками. Слож­ность объемной композиции усиливала примыкавшая с трех сторон арочная га­лерея с 12 пилонами-колоннами.

Интерьер украшали росписи, сохра­нявшиеся в нижних частях стен до нач. 19 в. В 1866 г. его стены возвыша­лись над землей на 2 м. В развале найде­ны предметы богатой церковной утва­ри: бронзовые хоросы, паникадила, две бронзовые арки (возможно, от царских врат) - прекрасный образец литья рус­ского мастера сер. 12 в. Судя по данным раскопок, ближайшие к храму жилища и сам храм вместе с десятками укрыв­шихся в нем вщижан погибли от пожара во время осады (1238 г.).

Рыбаков, 1951а. с. 34-41; 1953, с. 98-120; Древ­няя Русь. с. 12, 14. 49. 52, 58-59, 73, 94. 112, 142. 163. 236, 249, 273. 313, 397. 410; Археологическая карта России, 1993; АИА, № 1680.

 

В археологический комплекс «Вщиж», находящийся в 40 километрах от Брянска и 10 километрах от села Овстуг, входят памятники преимущественно древнерусского времени. Они представляют собой остатки летописного города Вщижа, впервые упомянутого в 1142 г., но существовавшего как укрепленный населенный пункт уже с IX в.

Это один из первых памятников археологии Брянщины, подвергшихся научному изучению (середина XIX в.). Детальные исследования были проведены в 1940-1950-х гг. академиком Б.А. Рыбаковым. Проводившиеся позднее работы брянских археологов Е.А. Шинакова и В.Н. Гурьянова дополнили и расширили представления о древнем Вщиже.

Кроме того, в окрестностях Вщижа известны поселения и могильники эпохи бронзы, неолитические стоянки, Ф.М. Заверняевым найден у подножия городища и раннепалеолитический кремневый нуклеус.

Вщижский археологический комплекс включен в разработанный Брянским краеведческим музеем туристический автобусный маршрут.

 

Вщиж

Во Вщиже на посаде селились люди

ремесленные. Особенно много было

гончаров. Осколки их изделий до сих

пор без труда можно найти на ме-

сте крепости. Для изготовления

горшков использовали глину, перед

лепкой ее смачивали водой и тща-

тельно разминали. Лепили сосуды на

круге или вручную жгутовым спосо-

бом: глину раскатывали на тонкие

валики, из которых по спирали фор-

мировали сосуд, потом валики сдав-

ливали, а швы затирали.

Легендарное место, жизнь в котором канула в Лету.

Здесь звенели голоса, цокали копыта лошадей и переклика-

лись между собой гончары. На холме в деревне Вщиж кипела

жизнь… В 1238 году она оборвалась навсегда. Теперь здесь

звучит тишина. Можно пофантазировать, как возникло на-

звание Вщиж. На высоком склоне над рекой стоял древне-

русский воин, он пришел в восторг от открывшихся взору

далей да по удали молодецкой пустил стрелу. «Вщижжж», —

издала стрела характерный звук, рассекая воздух. По ана-

логии родилось название местности. Но это — всего лишь

легенда…

Откуда же на самом деле взялось странное слово

«вщиж»? Оно ни на что не похоже. Сочетание согласных

букв «в» и «щ» в старославянском языке было свойствен-

но суффиксам, но уж никак не началу слова. Лингвисты

предполагают, что свое название город получил от ре-

чушки, которая текла под крепостными стенами. Имя ре-

чушки — Чиж. Говорили: «При устье Чижа, при Чиже…»

Отсюда название города — Вщиж. Убедительно?

Неперспективно сейчас село Вщиж Жуковского

района — 36 дворов, почти все заброшены. Мало жите-

лей, нет детей, остались одни пенсионеры. Несколько

лет назад один мальчик окончил 8 классов Шамордин-

ской восьмилетней школы, сейчас он учится в технику-

ме в Жуковке. А во Вщиже нет ни магазина, ни отделения

связи, ни медпункта, ни школы… Нет памятных зданий.

Древние курганы распаханы, летом здесь хозяйничают

дачники. Поговаривают, что прикупать земли стали мо-

сквичи. Да еще года три назад брянский нувориш прямо

на месте старинной крепости выстроил себе хоромы. До-

бротные, бревенчатые, как княжьи терема. Хотел краси-

во, а вышло как насмешка. Ведь в XI веке здесь стоял де-

тинец (кремль), а за крепостными стенами простирался

окольный град, его еще посадом называли…

В центре посада стояла башня-вежа, окруженная

коновязями, о чем свидетельствуют многочисленные

находки (подковы и скребки для лошадей). Ближе к сте-

нам замка по краю холма располагались дома боярской

и княжеской челяди, посередине был большой и бога-

тый княжеский дом. На самой оконечности мыса стояла

сторожевая башня.

Вщижское княжество исчезло так же внезапно,

как и появилось. Первое упоминание в летописи — в

середине XII века, в 1142 году, последнее — в 1167-м.

Сначала на месте города был двор, где князья оста-

навливались во время полюдий (сбора дани), а в XI —

начале XII века Вщиж представлял собой небольшую кре-

пость с посадом за ее стенами. Во время передела соб-

ственности черниговских и новгород-северских князей

город стал уделом князя Владимира Давыдовича, потом-

ка рода Ярослава Мудрого и Владимира Красно Солныш-

ко в пятом колене.

Сын Владимира Давыдовича Святослав унаследо-

вал Вщиж и прославился в летописи: историки описали

осаду города князем Святославом Ольговичем. Тот при-

шел во главе восьми дружин родственных ему князей и в

течение месяца с отрядом осаждал Вщиж. Это подтверж-

дают и раскопки археолога Рыбакова, который нашел сле-

ды пожарища в одном из слоев земли, относящихся к се-

редине XII века.

На помощь осажденному городу поспешили дру-

жины сильнейшего тогда на Руси великого владимир-

ского князя Андрея Боголюбского — сына Юрия Дол-

горукого. Осаду пришлось снять, а вщижский князь

заключил с Андреем Боголюбским союз, который скре-

пили женитьбой вщижского князя на дочери князя вла-

димирского.

В Радзивилловской летописи сохранилась мини-

атюра, изобразившая это событие: Андрей Боголюбский

с дружинниками по одну сторону стола, а Святослав Вла-

димирович протягивает ему кубок в знак союза.

После смерти Святослава Владимировича Вщи-

жем правил Святослав Всеволодович, представитель

чернигово-северского княжеского рода Олегови-

чей, как и прежний князь, потомок Ярослава Мудро-

го. Именно этот Святослав Всеволодович, ставший с го-

дами великим князем киевским, произносит в «Слове

о полку Игореве» «золотое слово», призывающее рус-

ских князей к объединению. Святослав Всеволодович

и герой поэмы Игорь Святославич были двоюродными

братьями. Их отцы Всеволод и Святослав — сыновья

беспокойного внука Ярослава Мудрого, Олега Святославича,

которого автор «Слова о полку Игореве» про-

звал за образ жизни, как теперь говорят, «экстремаль-

ный» — «Гориславичем»…

В «Истории государства Российского» Николая Ми-

хайловича Карамзина читаем:

«Сей древний город есть ныне село Вщиж... на берегу

Десны, в сорока верстах от Брянска... принадлежит

Михаилу Николаевичу Зиновьеву, который по своей

благосклонности писал ко мне следующее:

«В здешней стороне есть предание, что село Вщиж

было городом особенного удельного княжения. Еще

доныне в окрестностях видны следы земляных

укреплений и находятся большие гранитные кресты,

весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда

и кем эти кресты поставлены. Должно заметить,

что в этих местах совсем нет гранита». Здесь же

Карамзин приводит текст из Киевской летописи:

«Пойде Святослав кы Вщижю, и Всеволодовичи

с ним оба, и Рюрик сы Киевским полком, и Олег

Святославович, Роман из Смоленска, Всеслав из

Полоцка… и стояша у него пять недель… и на этом

целова крест Володимирич кы Святославу, яко

имети ему его в отца место…»

Внушительным зданием был княжий терем. Двух-

этажный, длиною в двенадцать метров, венчала дом ба-

шенка, крытая медными листами. В теремной гридни-

це проходили пиры, рекой текли заморское вино и рус-

ский мед. Слуги разносили огромные блюда с мясом и

дичью. Женщины сидели за столом с мужчинами на рав-

ных. В княжеском тереме кушанья варились в бронзо-

вых котлах. При раскопках они были найдены с остат-

ками пищи, и это позволило археологам выяснить, что

именно кушали князья: преимущественно каши и мя-

со ели. А вот народ победнее — челядь, ремесленни-

ки — жил попроще. У всех была глиняная посуда, же-

лезные ножи, гвозди, замки на каждом доме.

Во Вщиже проживало не более тысячи человек,

но городок был не бедный: здесь находят и серебря-

ные подвески, и стеклянные браслеты,

Все в той же «Истории государства Российского»

Карамзина сказано:

«На полях много курганов. Один из них в самом селе,

и наполнен старинными кирпичами. Сказывают,

что тут была церковь. Выкапывают также немало

медных крестов, икон, железной конской сбруи и

прочее».

При раскопках так называемого Заветного кур-

гана в центре села Вщиж в 1840-х годах найдены остат-

ки древнерусского храма. Стены церкви уцелели и воз-

вышались над землей на два аршина, толщина стен до-

стигала полутора аршинов. Говорят, строился храм для

венчания князя Святослава Владимировича с Марией

Андреевной — дочкой Андрея Боголюбского. Близ ал-

таря найден склеп, а в нем — огромный человеческий

остов. Найденный скелет великана приписывают князю

Святославу Владимировичу.

Вплоть до ХХ века стены церкви стояли нетрону-

тые почти в человеческий рост. Здесь нашлись уникаль-

ные остатки царских врат, хоросы, водолеи, паникадила.

Вокруг храма было выстроено гульбище — галерея на

двенадцати столбах, а близ него — кладбище.

Все это уже вехи истории, а вот — ирония судьбы:

фрагменты средневековых гранитных крестов, венчавших

Кальницкие курганы близ Вщижа, вмазали в стену коров-

ника, чтоб была прочнее. Часть другого креста использо-

вали для мощения хозяйственного двора...

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь...

Да два-три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко, и смело.

Красуются, шумят, — и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.

Эти строки, написанные 17 августа 1871 года, Фе-

дор Иванович Тютчев посвятил селу Вщиж. Они выби-

ты на памятном камне при въезде в село, как раз возле

единственного княжеского кургана, в котором погребен

воин. В 1870-х годах в курганном могильнике «Кальница»

насчитывали семнадцать курганов, в 1901-м орловский

археолог С.А. Чуев нашел еще двенадцать. В 1907 го-

ду И.Е. Евсеев раскопал пять курганов. Они поразили

археолога бедностью находок: следы истлевшей одежды

и какие-то остатки пуговиц, железный наконечник ко-

пья, пережженные кости. В самом богатом кургане — по-

ловина скелета, лежащего на спине головой на восток,

под головой — остатки конской сбруи, выше — остатки

трупосожжения и горшок черной глины без орнамента.

Скелет, как считают археологи, балтский.

Историческая реконструкция. Турнир лучников

При раскопках на месте Вщижа об-

наружено зубчатое колесико, кото-

рым натягивалась тетива арбалета.

Это самая древняя из найденных

на территории Руси деталей,

которая свидетельствует о том,

что технически передовое по тем

временам оружие использовалось

и в среднерусских землях.

Экспонат музея — макет древнерусского храма, стоявшего во Вщиже

Церковь на первый взгляд напоми-

нает знаменитый храм Покрова-на-

Нерли, поэтому можно встретить

утверждение, что возводили ее в

честь брака Святослава Владимиро-

вича. Мол, задумал он во Вщиже по-

вторить храм, построенный в зем-

лях его тестя Андрея Боголюбско-

го. На самом деле храм возведен в

совершенно иной технике, из кирпи-

ча, ближайший сохранившийся ана-

лог — церковь Параскевы Пятницы

в Чернигове.

Вщижский храм и укрывшиеся в нем

горожане погибли в 1238 году во вре-

мя осады Вщижа татарами, после

чего город уже не возродился. В ле-

тописях нет подтверждения тому,

что город уничтожили татары.

По одной версии, здесь прошли вой-

ска хана Батыя. Согласно другой,

Вщиж спалили русские князья, ведь

время тогда было смутное — междоусобица.

Древнерусский курган в урочище Кальница близ Вщижа

Поэзия, запечатленная в камне

Стихотворение Тютчева: "По дороге во Вщиж"

"От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…

Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят, — и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной"

Древний город Вщиж. Худ. Е.И. Коньков

Памятный крест на Вщижском детинце

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери — музей истории Вщижа

 

Наталья Реброва, Юрий Соловьев   «Старый город. Новый Брянск»

*********************************

Музей Вщиж

Табличка возвещает о том, что в этом здании бывшей церковно-приходской школы находится музей археологии. Необычным является уже то, что сейчас это одновременно и церковь.

В музее представлены фрагменты керамики, грузила, амулеты из зубов зверей, древнеславянские украшения и другие археологические находки. Картины современных художников воспроизводят вид древнего города, сцены мирного времени и отчаянную оборону Вщижа от монголо-татарских войск.

На стене размещены портреты археологов, исследовавших Вщиж, и стихи Ф.И. Тютчева, навеянные поездкой в эти края. Изучение археологических памятников на Брянщине началось ещё в ХIХ веке. Но дореволюционных учёных интересовали в первую очередь курганные могильники. Некоторые из них были частично раскопаны и сразу же получили большую известность.
Кратко история открытия древнего Вщижа, рассказанная нам, такова. Примерно 200 лет назад Карамзин впервые рассказал об удельном княжестве Ярослава Мудрого древнем городе Вщиж. Где точно находился этот город, никто из учёных в то время ещё не знал. Но в 1818 году Карамзин получил письмо от М.Н. Зиновьева, владельца села Вщиж Брянского уезда Орловской губернии, помещика, гвардии штабс-капитана, отпрыска старинного дворянского рода. Карамзин по письму Зиновьева смог локализовать местонахождение Вщижа. В 1840 году дочь Зиновьева решилась на археологические исследования, курган раскопали. Как выяснилось, он представлял развалины каменного храма ХII века, под которым были погребены десятки вщижан и церковная утварь. Раскопки храма, начатые В.М. Зиновьевой, продолжались. В 1866 году его стены ещё возвышались над землёй. Здесь были найдены предметы богатой церковной утвари: бронзовые хоросы, паникадила, две бронзовые арки, хранящиеся ныне в Государственном историческом музее, на которых выполнен ажурный орнамент из переплетающихся жгутов с медальонами с изображением птиц, возможно от церковных врат - прекрасный образец литья русского мастера Константина середины ХII века.

А вот что рассказывает Н. М. Карамзин в примечании к событиям, связанным с нашим городом Вщижом: «Сей древний город есть ныне село Вщиж, в Орловской губернии, на берегу Десны, в 40 верстах от Брянска, в 90 верстах от Стародуба, и принадлежит Михаилу Николаевичу Зиновьеву, который по своей благосклонности писал ко мне следующее: «В здешней стороне есть предание, что село Вщиж, пожалованное Государями Иоанном к Петром Алексеевичами (читай — Петр 1-й) к Царевною Софьею моему предку, было городом особенного Удельного Княжения. Еще доныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты, весьма не худо выделанные. (Увы! Где они ныне?) Никто не знает, когда и кем эти кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов; один из них в самом селе, и наполнен старинными кирпичами: сказывают, что тут была церковь. (Это место и сейчас можно угадать.) Выкапывают также немало медных крестов, икон, железной конской сбруи и прочее».
Здесь же Н. М. Карамзин приводит текст из Киевской летописи:

«Пойде Святослав кы Вщижю, и Всеволодичи с ним оба, и Рюрик сы Киевским полком, и Олег Святославич, Роман (Ростиславич) из Смоленска, Всеслав (Васильевич) из Полоцка, Конятин Спрославич сы Галичаны, и стояша у него 5 недель… и на этом целова крест Володимирич кы Святославу, яко имети ему его в отца место…»
Известно, что еще до Великой Отечественной войны и после нее (в 1948- 1949 годах) здесь, во Вщиже, производились раскопки под руководством академика Б. А. Рыбакова. На странице 156 своей книги «Язычество Древней Руси», рассказывая о раскопках древнего святилища на Благовещенской горе во Вщиже, Б.А. Рыбаков пишет: «внешне святилище выглядело как настоящая крепость на высоком берегу Десны: глубокий ров, высокий подковообразный вал и деревянные стены (ограда?) по верхнему краю площадки…

На городище вплоть до конца XIX века стояла деревянная церковь Благовещения… Название церкви было связано с древней сущностью южновского, неславянского святилища…» (5-го века до нашей эры — 5- 7-го веков нашей эры).
Вот к каким временам относит Б. А. Рыбаков существование вщижской культуры.
Много интересного рассказывает он о Вщиже в другом труде «Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж» (М., 1953 год). Есть и другие работы по истории этого города. Они свидетельствуют о важном значении древнего Вщижа в истории нашего края, нашей Родины.

Вщиж — это недалеко от Овстуга, родины великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.
Здесь родились строки его знаменитого стихотворения: «От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас?..» Оно датировано 17 августа 1871 года. В эти августовские дни поэт побывал во Вщиже. Менее чем через два года он умирает в далеком Петербурге. Но Вщиж благодаря этим строчкам остался навечно в поэзии русской.

Что же сейчас представляет собой это древнее городище?
Неперспективное село Вщиж Дятьковичского сельского Совета Жуковского района Брянской области. 36 хозяйств, 53 человека жителей, из них 10 работающих в колхозе «Красным Восток». Остальные — пенсионеры. Нет ни одного ребенка школьного возраста. В прошлом году только один мальчик закончил 8 классов средней Шамординсксй восьмилетней школы. Сейчас он учится в Жуковском СПТУ. Ни магазина, ни отделения связи, ни медпункта, ни школы. Нет памятных зданий и не видно, почти нет курганов» — распаханы. Я еще помню: в начале 60-х годов была какая-то маленькая деревянная церковь. С разрешения Брянского облисполкома и она была разобрана на нужды крупного тогда колхоза имени Мичурина.
Сейчас здесь начинают хозяйничать дачники. Многие пустые дома им продали наследники, убежавшие в города. Колхоз «Красный Восток» продал дачникам здание школы из красного кирпича, построенное здесь когда-то в 1870-1680 годах земством — единственный памятник недавнего прошлого. Не то что древнего. От того — ничего нет!

Предлагаю для увековечивания памяти древнего Вщижского городища ввести его в состав комплекса тютчевских экскурсий. Благо уже улучшена дорога на Вщиж от трассы Брянск — Рославль, Брянск — Витебск. Остается только поставить указатель: «Вщиж. Древнерусское городище. 6 км». Поставить небольшой памятник со словами стихотворения Ф. И. Тютчева «От жизни той…» с датой 17 августа 1871 года. И, наконец, восстановить древнюю церковь по образцу Покрова на Нерли. Здесь, на Вщижском холме, над деснянскими просторами, она будет смотреться не хуже, чем там, на Нерли, у Владимира, Это наш долг. Долг нашей совести перед умершими.

Я верю, что все это и многое другое будет нами сделано.

(По материалам Н. Мишина, учителя истории, деревня Дятьковичи Жуковского района Брянской области).

Ладья из Вщижа 13 век. Экспозиция Брянского областного музея.

Вщиж. экскурсии В. Восинского. Брянский край.

Со времени переезда в Бежицу, т. е с 1911 г., мне приходилось

слышать и находить литературные сведения о древности села Вщижа,

бывшего в XII веке стольным городом. Первые сведения о Вщиже я

получил от покойного любителя старины Дмитрия Юльевича Морица.

Он показал мне свои снимки вщижских курганов, вщижской церкви.

Литературные указания я встречал в „России" Семенова и в малень-

кой книжечке Ф. Дмитриева „История г. Брянска". Понятно поэтому

мое желание увидеть это село и остатки древностей, сохранившиеся на

его территории. Я побывал в нем несколько раз, распрашивал местных

жителей и получил указания только о месте, на котором в XII веке

стоял каменный храм, и о курганах в окрестностях села. Особенно па-

мятно мне путешествие во Вщиж летом 1917 г.

Сфотографировал навес над храмовым местом (церкви XII века),

сходил на курганное поле—„Кальницу", зарисовал и фотографировал

два креста на кургане; ходил в ближнее село Токарево. О существо-

вании вала, реликвии древнего города Вщижа, тогда я еще ничего не

знал.

В нескольких собраниях наметили ряд тем, разбились по двое, по трое для обследования,

кто устной поэзии, кто домашнего быта, одежды, питания, обрядов,

иные занялись лингвистикой, говором, а я с Н. И. Томилиным приня-

лись за городище: Н. И. составил план и городища и села, я фотогра-

фировал городище с разных сторон и сделал несколько беглых рисун-

ков карандашом. Ознакомление в кружке с добытыми материалами до-

ставило нам несколько приятных вечеров. Я сделал сообщение об исто-

рии Вщижа; интересны были записанные песни и заметки об особен-

ностях местного говора. 18 и 19 августа я обошел Вщижское городи-

ще со всех еторон, прошел его вдоль и поперек, лазил на противо-

положный берег ручья Судка и забирался на Благовещенскую гору.

Тут я залез с помощью В. Р. Лобанова на соломенную крышу овина,

втащил с собой фотографический аппарат, и мие удалось запечатлеть

на фографической пластинке общий вид местности, где отоял древний

город; с одной стороны границей крутого обрыва служит река Десна,

с другой стороны еле заметен угол вала. На обследование городища

нас натолкнул план, который мы достали в Брянском губернском музее.

ИСТОРИЯ О ВЩИЖЕ.

Вщиж упоминается в летописи с XII века, как волость Северской

земли. Другие названия Вщижа, приводимые Тихановым в кн. „Брян-

ский говор'"—Овщиж (и Авщиж), Ущиж (1779 г.), Ущижы (запись в си-

нодике Клетневской обители, основанной в 1851 г.), Щиж (у Погодина).

Летописные упоминания о Вщиже малочисленны и кратки. Вели-

кий кня-ib киевский Всеволод П Ольгович (11391146) дал своим двою-

родным братьям Давыдовичам Владимиру и Изяславу Брест, Дроги-

чин, Вщиж и Орлину *).

Сын Владимира Давыдовпча - Святослав „оставил Березовой пере-

ехал Щиж и побрал города по Десне" (11561166). В 1159 г. он был

осажден Святославом Ольгоиичем и Святославом Всеволодовичем.

1166 Пресгавися Святослав Володимеричь, внук Давыдов в Вщиже

(Ипатьевская летопись).

После смерти вщижского князя Святослава Владимировича его

княжество было разделено мо.кду родственниками и утратило значе-

ние, разрушено татарами до основания и потом не упоминается в ле-

тописях.

Это произведение  безусловно литературного свойства  недавно опубликовал ресурс «Русский рубеж», а нам его переслала наша читательница Татьяна Жукова. 

Ждут

Западное крыло тьмы движется на юг. Покинув разоренную Суздальщину, монголы вторгаются в земли Черниговского княжества. Дальним северным бастионом черниговцев был Вщиж. Столица вассального Вщижского княжества на землях вятичей брянских. Названный от древнерусского «ущищать», маленький Вщиж прикрывал путь по реке Десне до самого Чернигова. Городок переживал расцвет. Был богатым центром ремесел и передовой крепостью.

Вщиж находился на высоком берегу  Десны. Узлом обороны был княжеский Детинец. Его дубовая стена в три метра толщиной и пять метров высотой пресекалась городнями (боевыми площадками) и замыкалась в шестиугольные стрелковые башни. На холме рядом, стоял большой посад

Князья немало вложились в любимый Вщиж. На стенах стояли метровые самострелы – арбалеты, стрелявшие железными стрелами. Общая численность дружин четырех князей не превышала 1000 мечей, но они были отлично оснащены. Многочисленные личины (защитные маски лица) тонкой работы, найденные археологами, тому подтверждение.

Ночь

На защиту вотчины отца — черниговского князя примчалась вся княжеская династия: Борис, Давыд, Андрей и Святослав с дружинами. На душе у братьев было неспокойно. Далеко на севере мерцал багровой полосой горизонт над Козельском. Что там, у маленького брата Василько?

А здесь тихая ночь. Спал Вщиж тревожным сном. Четыре дружины стояли в Детинце. По первому зову готовы примчаться ополченцы, посадской люд под защиту стен. Дозоры выставлены и все готово…

Но что-то терзает нутро старшего из князей, Бориса. Слишком тихо. И слишком ярко у соседа. Поворочавшись на лежаке, князь зовет воеводу Гаврило и отправляет проверить дозоры. Воевода не вернется.

Удар

Под Смоленском уйгуров потрепал Меркурий Смоленский. Но двигаясь параллельно Батыю, отряд вырос за счет таких же мародеров, рыщущих рядом. К Вщижу Ерлан привел 3000 татар. Проводники рассказали, как силен городок орусутов. Камнеметов и времени на осаду не было. Потому тысячники решили попытать счастья в быстрой ночной атаке.

Сняв русские дозоры, монголы подкрались к спящему городу и ударили по открытому посаду конной атакой…

Крики разбудили всех, загудели тревогой боевые трубы башен. Но татарские сотни уже врывались в мирный посад, рубя всех подряд. Нарастал стрелковый огонь со стены закрытого Детинца. Мало толку, все перемешалось в темноте и дыму.

Крепость Детинца татарам не по зубам. Надежно прикрыты дружины. Но рядом умирал посад – женщины, дети, старики.

Спасти

Князья отсиживаться не стали. Монголов было в три раза больше. Но открылись ворота княжеской крепости Вщижа. 200 конных гридней, маленькая дружина младшего брата – Святослава из деревеньки Брянск, ринулась на помощь посадским. Обрадовался Ерлан такой удаче. Княжеская казна лучше худосочных рабов.

Замахали бунчуки тысячников, меняя направление атаки. Оставив несколько сотен биться с брянским князем, татары радостно вливались в Детинец через открытые ворота…

И когда зашли все, князь Борис махнул рукой. Обвалились подсеченные дубовые потолки надвратной башни, посыпались камни и бревна в воротный проход. Стал детинец ареной боя без выхода. Удерживая татар и давая жителям посада возможность уйти. Прикрывал отход сколько мог, брянский княже Святослав. Закрывшись в каменной церкви с последними гриднями.

Стоять

А в детинце Вщижа отовсюду летели на татар стрелы, сулицы и бревна. Ратники всех братских дружин бросались навстречу монгольским сотням в тесноте городского боя. Лютая сеча развернулась среди горящих изб, на ступенях княжеского терема, на стенах. Укрываясь за телегами и завалами, ратники держали орду.

Несущихся монгольских коней били в лоб топорами, мечами подсекали ноги, копьями пороли брюхо. На тяжелых рогатинах пешцев визжали от боли насаженные уйгуры. По канавам шевелились раненые. Добивая друг друга камнями, ножами и зубами…

Детинец горел все ярче. От черного дыма задыхались и монголы и русские. Нестерпимый жар жег стеганые рубахи и лисьи малахаи. Десятки безумных коней с пылающими гривами носились по охваченной огненным смерчем крепости, сшибая своих и чужих. Крики и лязг мечей в костре княжеского терема. То бились с Ерланом и его тысяцкими братья-князья.

На рассвете бой утих. Потрескивали угли последних пожаров. И ничего не было слышно. В битве за Вщиж погибнут все его князья. Город исчезнет, новой столицей княжества станет Брянск. Начнется другая история.

***

Иллюстрация — памятный камень во Вщиже, поставленный потомками,  с текстом стихотворения Тютчева

Три дуба

«От жизни той, что бушевала здесь.

От крови той, что здесь рекой лилась.

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана видим мы поднесь.

Да два-три дуба выросли на них.

Раскинувшись и широко и смело,

Красуются, шумят, и нет им дела.

Чей прах, чью память кроют корни их.

Федор Тютчев

 «Брянские.РФ»

Вщиж.  Август 2014 г.

ХРАМ — ПРИДАНОЕ

И ростом, и силой, и добрым лицом

выделялся вщижский княжич Святос-

лав. Сказывают, когда взглянул на него

суздальский князь Андрей, то сразу

решил породниться с вщижским князем

Владимиром: дочь Мария на выданье,

да и град Вщиж на полпути от Суздаля

к заветному Киеву.

Вщижский князь Владимир согла-

сился с Андреем Суздальским — сыном

знатного Юрия Долгорукого. Остался

доволен и предложением князя Андрея

в качестве приданого своей дочери

Марии принять храм, который возведут

суздальские мастера на Вщижском

холме.

Призвал князь Андрей своего испы-

танного мастера Константина и сказал

ему: построй церковь во Вщиже не хуже

храма на Нерли. Мастер понял князя.

Долог ли, короток ли путь из Суздаля

до Вщижа, прибыли мастера в новое

царство-государство впору — к весне.

И сразу же за дело. Строг был наказ

князя. Закипела работа на берегах

Десны: Жгли кирпич и известь, же-

лезных дел мастера ковали двери,

оконные переплеты, литейных дел масте-

ра хлопотали над подготовкой к отливке

колоколов для новой церкви.

Сам Константин выбрал в центре

вщижского града площадь под церковь.

По центру намеченной площади он

поставил тонкий высокий столб, с полу-

ночной стороны столба посыпал песком

и стал наблюдать. Отмечая путь тени на

песке, Константин определил полуден-

ную линию и разметил фундамент

храма.

Вскоре горы заготовленного кирпича,

извести, лукошки яиц стали быстро

таять, а стены храма, словно грибы из-

под земли, росли не по дням, а по часам.

И князь Владимир, и его сын Святослав

наблюдали, как поднимался к небу над

родной землей сказочный храм.

Едва мастера свели купол, принялись

за отделку. Строители работали с восхо-

да до заката споро, дружно, как

и подобает истым мастерам.

Вот уже и киевские богомазы прибы-

ли, чтобы расписать стены нового Ьрама

чудными ликами святых. Так на вщиж-

ской земле, словно с неба, сходила

рукотворная сказка.

Когда храм во Вщиже был готов, все

стали ждать возвращения из Суздаля

свадебного обоза с женихом. Святосла-

вом и его невестой Марией вместе с их

родителями.

Наступила золотолистая осень, бога-

тая, светло-солнечная. Прискакал на

печенежском скакуне посол князя Суз-

дальского Андрея и князя Вщижского

Владимир'а: едет свадьба. Зазвенели

колокола в новом храме заливисто

и торжественно.

Было в новом храме венчание. Был

в граде Вщиже пир. Лилось там рекою

заморское вино, брянская пенная медо-

вина, янтарный ол вщижских пивова-

ров. И ломились столы от яств. Полную

неделю плясала и скоморошничала

свадьба.

Передавали из уст в уста, что

доволен был Суздал ьский князь Андрей,

получивший Щ/ть позже имя Боголюб-

ского за то, что поставил он новый город

Боголюбов на радость людям, во славу

свою. Горд был и Вшижский князь

Владимир знатНой и могучей родней,

доброй невесткой, чудным храмом, по-

добного которому не было в соседних

царствах-госфарствах...

Случилось это, сказывают, в 1160 го-

ду

Ф. ИСАЙЧИКОВ.__

 

ДРЕВНИЙ ХРАМ ВО ВЩИЖЕ

Передвижение избранным нами маршрутом по

Десне вниз к Брянску – это зримая история многих

веков, оставивших память на берегах реки – краса-

вицы. Следующий архитектурный маяк освещал путь

в глубокую древность Брянского Подесенья – Вщиж.

Здесь славянские корни далекой домонгольской

эпохи.

В сороковых годах прошлого века местная по-

мещица Фомина разрыла насыпь, неправильно

называемую курганом и оказавшуюся остатками

разрушенной каменной церкви, о чем говорили

обломки различных церковных предметов, древней

выделки кирпичи, все найденные предметы при-

надлежали XII веку, и разрушение храма отнесли

не позднее, чем к XII веку. По открытым в насыпи

следам удалось воссоздать план церкви, состоящий

«из квадрата, восточная часть которого оканчивалась

тремя полукружиями (апсидами алтаря), а западная

– архивольтами».

По своему типу и архитектурному решению вщиж-

ский храм был близок к ныне существующей церкви

Покрова на Нерли близ Владимира 1166 года, а по

скупым, но выразительным деталям внешней отделки

– к смоленским постройкам середины XII века.

В 1947 году экспедиция академика Б.А. Рыбакова

изучала материальные следы Вщижского княжества.

В результате, среди прочего, удалось реконструи-

ровать в графике и внешний облик древнего храма

на Вщижском городище. Куб церкви расчленен

профилированными пилястрами на три части с

каждой стороны, в соответствии с внутренними

столбами, на которых покоился световой барабан с

шлемообразным куполом. Церковь была окружена

галереей – гульбищем, приподнятым аркадой. Мо-

нументальность и спокойное величие, характерное

для памятников Древней Руси, являет образ храма,

вознесенного на холме над Десной.

Будем надеяться, что скрытые почти восемь веков

в земле остатки фундамента церкви когда-нибудь

будут открыты и музеефицированы. «Рука» тысяче-

летней культуры протянется к нам.

Вщиж. Графическая реконструкция храма нач. XII в. Рис. арх. В.Н. Городкова