СтраницаВщиж

Вщиж, зкскурсии В. Восинского.

Со времени переезда в Бежицу, т. е с 1911 г., мне приходилось
слышать и находить литературные сведения о древности села Вщижа,
бывшего в XII веке стольным городом. Первые сведения о Вщиже я
получил от покойного любителя старины Дмитрия Юльевича Морица.
Он показал мне свои снимки вщижских курганов, вщижской церкви.
Литературные указания я встречал в „России" Семенова и в малень-
кой книжечке Ф. Дмитриева „История г. Брянска". Понятно поэтому
мое желание увидеть это село и остатки древностей, сохранившиеся на
его территории. Я побывал в нем несколько раз, распрашивал местных
жителей и получил указания только о месте, на котором в XII веке
стоял каменный храм, и о курганах в окрестностях села. Особенно па-
мятно мне путешествие во Вщиж летом 1917 г. Нагрузившись фото-
графическим аппаратом и принадлежностями для рисования, сел я с
сыном гимназистом на поезд до станции Ржаницы, а оттуда попали в
деревню Неготино- Переехали на пароме через р. Десну. Надвигались
темные тучи, в сумерках мы заблудились и пришли во Вщиж
мокрешеньки. Нас приютил местный житель. Здесь мы пробыли не-
сколько дней в обстановке малокультурной. Книг у хозяина не было ни
каких, кроме нескольких номеров „Журнала для хозяек*. Несколько
раз принимался итти дождь. Времени было много, а заполнить его не-
чем. Сфотографировал навес над храмовым местом (церкви XII века),
сходил на курганное поле—„Кальницу", зарисовал и фотографировал
два креста на кургане; ходил в ближнее село Токарево. О существо-
вании вала, реликвии древнего города Вщижа, тогда я еще ничего не
знал. Крестьяне относились ко мне подозрительно Один из них начал
допрашивать во время с'емки навеса, но узнавши, что я в гостях у его
односельчанина, несколько успокоился. В это время шла предпринятая
временным правительством поземельная перепись. Были арестованы зе-
мельные комитеты, деревня глухо волновалась, начинались захваты
земли. Помещик Аникеев еще жил в своем доме, но чувствовал себя
как на вулкане.

ИСТОРИЯ О ВЩИЖЕ.
Вщиж упоминается в летописи с XII века, как волость Северской
земли. Другие названия Вщижа, приводимые Тихановым в кн. „Брян-
ский говор'"—Овщиж (и Авщиж), Ущиж (1779 г.), Ущижы (запись в си-
нодике Клетневской обители, основанной в 1851 г.), Щиж (у Погодина).
Летописные упоминания о Вщиже малочисленны и кратки. Вели-
кий кня-ib киевский Всеволод П Ольгович (1139—1146) дал своим двою-
родным братьям Давыдовичам Владимиру и Изяславу Брест, Дроги-
чин, Вщиж и Орлину *).
Сын Владимира Давыдовпча - Святослав „оставил Березовой пере-
ехал Щиж и побрал города по Десне" (1156—1166). В 1159 г. он был
осажден Святославом Ольгоиичем и Святославом Всеволодовичем.
1166 Пресгавися Святослав Володимеричь, внук Давыдов в Вщиже
(Ипатьевская летопись).
После смерти вщижского князя Святослава Владимировича его
княжество было разделено мо.кду родственниками и утратило значе-
ние, разрушено. татарами до основания и потом не упоминается в ле-
тописях.

Крутой обрыв Вщижского городища вдоль берега р Десны.

ВЩИЖСКОЕ ГОРОДИЩЕ.
Местный край дает учителю историко-археологический материал
на протяжении большого времени. Работами Бежицкой мужской гимна-
зии, основанной в 1911 году (теперь 2-я советская школа 2-ой ступе-
ни), пущен в обиход школ первой ступени материал по новому камен-
ному веку в городищах Бежицы, теперь очередь за городом ХП века в
Киевской Руси. Княжеский Монастырь конца XIII века (Свенский мо-
настырь, основанный в 1288 г.) уже давно сделался обычным местом
школьных экскурсий.
Нет сомнения в том, что городище и остатки каменного храма во
Вщиже относятся именно к XII веку. План вщижско'о городища из
Брянского губернского музея оказался не вполне точным. Один из уча-
стников экскурсии 19 августа 1924 г. составил новый план. Со сторо-
ны р. Десны и примыкающей к Десне части Судка вала не было: кру-
той обрыв представлял сам по себе достаточную защиту.

Какова конструкция вщижского вала, трудно сказать, не произво-
дя раскопок, было ли это такое прочное и сложное укрепление, как
Белгородский вал, или более простое- (Смотри иллюстрации в „Исто-
рико-культурном атласе по русской истории" Н. Полонской). Вероятно
более простое, так как Вщиж не имел крупного стратегического зна-
чения и был самостоятельным княжеством не долго.
С возвышенностей на противоположном берегу Судка открывается
вид на Вщиж. Наиболее широкие горизонты открываются с Благове-
щенской горы, особенно, если забраться на крышу дома или овина,
откуда мне удалось сфотографировать общий вид вщижского городища.
Можно предполагать, что древний Вщиж раскинулся своими по-
садами за пределы укрепленного городища на возвышенностях за Суд-
ком и на Благовещенской горе. Местность за Судком не сохранилась
нетронутой—земля изборождена человеческой рукой. Здесь и в настоя-
щее время стоит несколько хозяйственных построек. На плане Брян-
ского губернского музея здесь нанесен какой то вал. На Благовещен-
ской горе когда то стояла церковь.
Семидесятилетняя старуха рассказывала нам, что на горе нахо-
дили церковную утварь, кадило, которые были переданы в церковь.
Тиханов в книжке „Брянский говор" упоминает, что с Благовещенской
горы, к стороне Кальвицы, видны поля, на которых еще в 1882 году
можно было различить нечто в роде окопов или земляных валов.

Кальница

В нескольких верстах от села Вщижа, по дороге в Овстуг и сель-
цо Рудное, находится местность, носящая название „Кальница", где
разбросаны до 10 курганов. На одном из них стоят два каменных
креста без надписей. Кресты имеют округлую форму, как будто камень
из'еден временем. По указаниям Пясецкого раньше было восемь кре-
стов. Священник Василий Митропольский говорил мне, что два креста
увез Евсеев.
Тиханов приводит легенду о вщижских крестах Кальницы: это де
заколдованный свадебный поезд (жених и невеста). На той же Кальнице
находится старый дуб с огромным дуплом. Некогда дерево это, также
по об'яснению местных жителей, стояло у Святого озера, бывшего здесь
на Кальнице, но ушедшего с горы вследствие того, что одна женщина
вымыла в нем пеленки. Что удивительно однако, продолжает Тиханов,
до сих пор ни один свадебный поезд не минует сего дуба без того,
чтобы не облить его водкой, т. е. совершается нечто в роде умилости-
вительной жертвы, при чем поезжане, конечно, не забывают себя, а
кресты на курганах по какому то суеверному обычаю увешиваются не-
большими медными или оловянными шейными крестиками. Об этих
крестах упоминал местный помещик М. Н. Зиновьев в письме к исто-
рику Карамзину.

ОСТАТКИ ХРАМА XII ВЕКА ВО ВЩИЖЕ.

Навес над местом урама  во Вщиже.

Первое упоминание об существовавшей в древности каменной цер-
кви во Вщиже находим в письме вщижского помещика Михаила Нико-
лаевича Зиновьева к Карамзину (см. его „Историю госуд Российск.
изд. 5, II примеч. 397). Вот оно:
„Село Вщиж, пожалованное государями Иоанном и Петром
„Алексеевичами и царевной Софией моему предку, было городом
„особенного удельного княжения. Еще доныне в окрестности вид-
„ны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные
„кресты, весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда и
„кем сии кресты поставлены. Должно заметить, что в наших ме-
„стах совсем нет гранита. На полях много курганов: один из них
„в самом селе, и наполнен старыми кирпичами: сказывают, что
„тут была церковь, выкапывают также не мало медных крестов,
„икон, железной конской сбруи и проч.)"
В 40-х годах 19 века этот курган, находившийся в самом селе
посреди городища, был раскопан *), и в нем оказались остатки древ-
него храма. Развалины стен от своего основания возвышались до 21 /з
аршин; толщина стен 1 аршин 3 четверти; в тех местах, где выпущены
были колонны—21ji арш. и 2 вершка; кирпичи—плитки длиной 6 верш-
ков, шириной 41/а вершка, толщиной 1 вершок. На верхней стороне
кирпичей можно заметить клеймо. Между кирпичами слой извести тол-
щиной в вершок. Длина всей церкви с алтарем 14'/а аршин, ширина
Ю1/? аршин. Исследование церкви доведено было до того места, где
лежали балки, на которых утверждался помост храма.

КРЕП0СТНОЙ ВЩИЖ И ЕГО НЕКРОПОЛЬ.

Значительную часть крепостной эпохи, с начала XVII века „дол-
готерпеливое" крестьянское население Вщижа было во владении поме-
щиков Зиновьевых, фамилии которых, как владельцев Вщижа, упоми-
нается в писцовых книгах 1626 года. Надгробные памятники некоторых
представителей этого дворянского рода и других, может быть нахо-
дившихся в родстве или в свойстве с Зиновьевыми, сохранились на
погосте деревянной Вщижской церкви. Это по большей части чугунные
плиты, лежащие иЛи вровень с землей, или на кирпичном фундаментё.
Приведу надгробные надписи по возможности в хронологическом
порядке:
1) Тимофей Федорович Зиновьев, род. 1708 г. 13 янв. f 1746 г.
14 ноября.
2) Николай Тимофеевич Зиновьев, род. 1743 г. 20 апр. f 1803 г.
23 марта.
3) Коллежская ассесорша Фаена Егоровна Зиновьева, урожденная
Баскакова, род. 1745 г. 7 мая, сконч. 1829 г. 13 ноября.
4) Гвардии штабс-капитан Михаил Николаевич Зиновьев, род.
1782 г. 30 августа f 1839 г. 15 июня.
5) Девица Стефания Николаевна Зиновьева род. 1786 г. 20 янв.
f 1860 г. сент. 14, 74 лет.
6) На сем месте по(гребено) тело гвардии штабс-капитанши Анны
Никоноровны Зиновьевой, урожденной Хитрово, род. 1790 г. 10 дек.
f 1836 г. ноября 5. Жития ее было 45 лет 10 мц. и 21 д.
7) Майор Николай Иванович Щекин, род. 1808 г. "j" 1849 года
дек. 26.
8) Александр Петрович Вышеславцев, род. 24 июля 1813 года
t 3 июня 1857 г.
9) Артиллерии прапорщик Борис Анисимович Анисимов "j" 1860 г.
апреля 24.
Тут же младенец Елизавета Александровна Вышеславцева, род.
2 сент. 1855 г. f 17 февраля 1857 г.
Крестьянское кладбище расположено невдалеке от церкви на не-
большом выступе, выдающемся в долину р. Десны. Среди крестов здесь
встречается более древний вид надгробных памятников—„голубцы".
Так называются сооружения, напоминающие домик. Конечно, они имеют
связь с представлением о могиле, как жилище покойника: гроб часто
называется домовиной. Голубцы встречаются в небольшом числе на
сельских кладбищах Брянского уезда
Старый помещичий дом Зиновьевых стоял полуразрушенный еще
в 1917 году.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЩИЖ И ЕГО КУЛЬТУРА.

Более новый помещичий дом Аникеева сначала был переделан в
деревенский театр, потом в нем и в двух священнических домах раз-
мести ^ с ь многолюдная детская колония Бежицкого отдела народного
образования. После упразднения колонии помещичий дом стоял неко-
торое время пустым, пока котельный цех Брянского завода „Профин-
терн", совместно со школами фабрично-заводского ученичества и про-
фессионально-технической, не приняли шефства над Вщижем. В доме
помещика опять была сооружена сцена, открылась изба-читальня. Бар-
ский дом стал нардомом. В селе есть школа, работающая при одной
учительнице в две смены.
Потребительное общество в соседней деревне, куда обращаются
жители Вщижа, еще слабо развило свою деятельность. Имеется кре-
стьянский комитет взаимопомощи.
Вдали от города при малом числе культурных людей, к которым
надо причислить не одну учительницу, но и крестьян, активных уча-
стников культурной работы и создателей народного дома, современная
культура очень слабо проникает во Вщиж. За то здесь сохраняется
много интересного из старинной крестьянской культуры, как духовной,
так и материальной.
Учительская и ученические экскурсии вывезли из Вщижа много
фольклорного материала: записаны песни, весь свадебный сбряд, спо-
собы приготовления пищи, праздничный и будничный стол, описана одеж-
да. Материалы эти должны были поступить в коллекцию краеведческого
кружка при Бежицкой школе второй ступени, но вскоре судьба рассея-
ла участников Вщижской экскурсии, собранные материалы распылились
и исчезли. Мне пришлось ограничиться тем, что сохранилось у меня.