СтраницаТенишева

Тенишева 

М.К. Тенишев

23 декабря 2023 г. в Детской библиотеке № 8 им. М.К. Тенишевой состоялось знаменательное событие: впервые в городе Брянске для детей прошла Тенишевская елка в традициях благотворительницы и просветительницы Марии Клавдиевны Тенишевой. Праздник для детей устроил Фонд имени братьев Могилевцевых.

Ребята окунулись в веселое празднество ХIХ века, когда ёлку украшали сладостями и самодельными игрушками и пели песни. Сотрудница библиотеки, представшая перед гостями праздника в образе М.К. Тенишевой, рассказала о том, как княгиня встречала Новый год в своём имении в Хотылёво.

Гостями праздника стал Смоленский Театр книги.  Артистка Ирина Терехова выступила перед детьми в роли Марии Клавдиевны и поведала о новогодних праздниках во Фленово, что в Смоленской области, где жила М.К. Тенишева, а поэтическая зарисовка Михаила Терехова дополнила рассказ. Руководитель Театра книги Людмила Степановна Лисюкова поздравила  присутствующих с наступающим Новым Годом и преподнесла в подарок библиотеке книги.  С поздравлениями выступила Председатель правления Благотворительного фонда братьев Могилевцевых Ирина Кеня, она подарила библиотеке журналы «Край Смоленский», «Лига культуры» со статьями о княгине  М.К. Тенишевой.

Но главным сюрпризом на Тенишевской елке был Дед Мороз – доктор исторических наук, профессор БГУ им. И.Г. Петровского Александр Михайлович Дубровский. Дети читали Деду Морозу и Снегурочке стихи, танцевали, водили хоровод вокруг красивой елки.

Тенишевская елка в Детской библиотеке № 8 им. М.К. Тенишевой открыла традицию проведения новогодних елок для детей, заложенную 120 лет назад известным меценатом Марией Тенишевой.

«ГОРДОСТЬ ВСЕЙ РОССИИ»
Современники называли Марию Тенишеву «гордостью всей России». Для этого были веские основания. Вся ее жизнь, неутомимая творческая деятельность была посвящена служению русскому искусству, отечественной культуре. Имя Марии Клавдиевны Тенишевои не может быть связано только с одной страной. Ее деятельность охватывала Россию, Италию, Францию, Смоленский и Брянский края, Москву и Петербург. Круг интересов Марии Клавдиевны постоянно расширялся, включая в себя просвещение, искусство и науку, пропаганду российской культуры за рубежом. Как меценат она поддержала целую плеяду русских художников и многих ученых, способствовала развитию музеев в стране. Во Франции имя Тенишевои называлось непосредственно за именем С.П.Дягилева - крупнейшего пропагандиста русского искусства во Франции в начале XX века.
Княгине выпало жить в сложный и во многом трагический период русской истории. Как будто рожденная не в свое время, она задумывала и осуществляла то, что часто превосходило понимание окружающих. Тенишева была крупнейшим коллекционером. Она оставила нам три известные коллекции, сохранившиеся до сих пор: русской и зарубежной графики (Государственный Русский музей), декоративно-прикладного и народного искусства, эмалей и инкрустаций (обе в Смоленском музее-заповеднике). Несколько коллекций растворились в собраниях других музеев.
Мария Тенишева (до замужества - Пятковская) родилась 20 мая 1858 г. в Петербурге в дворянской семье. Долгое время существовала путаница с датами ее рождения. Исследователи называли то 1867-ый, то 1868 год. В 2002 г. Юлия Янчарковая в своей статье «Россия была мне мачехой: штрихи к портрету княгини Марии Клавдиевны Тенишевои», на основании подлинной записи о ее рождении, сделанной в книге Новосельцевской церкви Санкт-Петербурга 20 мая 1858 г., точно обозначила дату рождения Марии Клавдиевны. После окончания частной гимназии Марию выдали замуж за адвоката Р. Николаева, но брак оказался неудачным. В 1881 г. Мария с дочерью уехала в Париж. Здесь она получила музыкальное образование, став профессиональной певицей.
Мария Клавдиевна представляла собой уникальную личность, в которой прекрасная внешность и внутренняя глубина находились в гармонии и дополняли друг друга, - и в нее влюблялись очертя голову. Художники, увидев ее, тянулись к кисти. Только один Репин написал с нее восемь портретов. Но лишь Валентину Серову удалось оставить вечности главное, что было в Тенишевои, - жившую в ней мечту об идеале, к которому она шла, не обращая внимания на неудачи. Словно вторым рождением стал для нее в 1892 г. брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым - крупнейшим российским промышленником. Благодаря ему Тенишева получила возможность в полной мере проявить свои творческие способности и таланты в деле сохранения культурного наследия русского народа.
С 1892 по 1896 гг. Тенишева прожила в Бежице, где находились заводы мужа. Мария Клавдиевна была поражена тяжелым положением рабочих, их полным бесправием, темнотой и безграмотностью. Ее возмущало поведение горстки инженеров и мастеров с непомерно большими окладами и мизерными интересами. Тенишева основала в Бежице несколько учебных заведений для детей рабочих и учредила благотворительное общество для оказания помощи сиротам и вдовам.
Мария Клавдиевна организовала народную столовую с обедами за умеренную плату. Первые рабочие, вошедшие в светлое, просторное помещение, остолбенели в изумлении - на раздаче блюд стояла сама княгиня, уговаривая не стесняться и подходить за своим обедом. Вступив в борьбу с местными дельцами, она добилась, чтобы рабочим продавали высококачественные и недорогие продукты питания. Тенишева добилась, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли, и с этого начинается их расселение из тесных и душных бараков в дома с огородом и палисадником. Убедительным доводом княгини были слова: «Построив свой дом, они сделались бы вечными и верными коренными работниками». Так началась плановая застройка улиц Бежицы индивидуальными домами рабочих и служащих.
Тенишеву интересовала проблема досуга рабочих, и она организовывает в Бежице театр, где выступали приезжие артисты, проводились вечера и концерты. И везде княгиня становится живым центром, вокруг нее кипела и преображалась жизнь. Рабочие горячо любили княгиню, знали, что у нее всегда можно найти защиту и покровительство. В результате на заводе резко сократилась «текучка кадров», повысилась производительность труда. Говоря о своей бежицкой эпопее, Тенишева ничего из сделанного не ставила себе в заслугу. По ее словам, она просто стремилась возвратить долг «немым, безымянным труженикам взамен пролитого пота, утраченных сил, преждевременной старости...». 23 мая 1894 г. в Бежице был открыт Дом общественного собрания. Для этого княгиня выхлопотала у правления завода разрешение на передачу Общественному собранию огромного дома В.Ф. Крахта площадью 297 кв. сажен. Портрет Тенишевой украшал это здание вплоть до 1917 года. Когда усталая, расстроенная или, наоборот, сияющая, она после очередной схватки с чиновниками или после посещения уроков в школе появлялась в доме, Тенишев, глядя на жену, невольно себя спрашивал: «Для чего, зачем все это нужно женщине, которая рождена править бал в столичных дворцах?». И не находил ответа.
Вспоминая о годах, проведенных в Бежице, Тенишева в своей книге «Впечатления моей жизни» писала: «Четыре года кипучей деятельности, полные осмысленного труда на заводе, пролетели как сон. Мне даже всегда было очень жаль уезжать на зиму в Петербург, отрываясь от дела. Но только я уже не боялась завода и его обитателей, он стал дорог мне как место моего крещения, где мне удалось стяжать славу, развернуться, выполнить все заветные мечты.... Гордость брала меня от сознания, что судьба отметила меня именно

 

"Останется созданное на пользу и служение юношеству, следующим поколениям и Родине".
 
 "Придите и владейте, мудрые! И созидайте! На благо России!". 
М.К. Тенишева
 

М.К. ТЕНИШЕВА И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В БРЯНСКОМ КРАЕ

Первый период научно-просветительской деятельности Тенишевой приходится на 1890-е гг. Живя в Бежице, она постепенно начала интересоваться положением дел на заводе. Неоднократно проезжая по рабочему посёлку, видела скудность быта и бедность рабочих, чьи дети играли в грязи и пыли. В своих воспоминаниях Тенишева писала: «Условия рабочей семьи в Бежице были тяжёлые. Рабочие жили в огромных двухэтажных деревянных казармах, разделенных на множество мелких квартир, в которых помещалось по две, а то и по три семьи... на детей сыпались побои и пинки,... они охотно бежали от тесноты и дурного обращения и слонялись весь день на свободе, одичалые, огрубелые, развивая в себе, бог весть, какие пороки». Её, поразило то, что на 28 тысяч жителей рабочего поселка приходилась всего лишь одна школа с 400 учениками. Учитель, заведовавший школой, наживался на продаже учебников и тетрадей. В поселке шло почти поголовное пьянство и картежная игра.
В 1892 г. Тенишева открыла при заводе ремесленное училище на 60 человек. Тенишева наблюдала за процессами, происходившими с детьми: «Передо мной стояли будущие люди, сознательно относящиеся к работе, с рвением, усердно взявшиеся за серьезное дело». В 1893 г. благодарные родители учащихся преподнесли ей резное блюдо с надписью «Княгине Тенишевой в благодарность от родителей ремесленного училища». Когда училище перестало вмещать всех желающих, в парке, прилегавшем к дому Тенишевых, было отстроено новое двухэтажное каменное здание, на первый курс было принято 200 учащихся. Училище имело хорошее оборудование для проведения учебных занятий. Машины и станки выписывались сюда из-за границы, в чем, конечно же, сказались влияние и возможности Тенишева. В здание училища были проведены электричество и водопровод. Училище было двухклассным. Заведовать им был назначен А.М.Смирнов, приглашённый из Смоленского технического училища. Тенишева вспоминала: «Главное, что удовлетворяло мое самолюбие, - это сознание того, что, придя туда последнею, после двадцатилетнего существования завода, мне удалось создать то, что уже давно должно было сделать».
Княгиня открыла ремесленную школу для девочек, где обучали рукоделию, кройке и шитью и еще несколько школ. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых, а Мария Клавдиевна являлась их попечительницей.
В селе Хотылево хозяйка имения создала школу для сельских детей. Несмотря на нежелание крестьян, по воспоминаниям Тенишевой: «Школа принялась, пустила корни, и в скором времени я услышала от родителей искреннее спасибо, которое было мне лучшей наградой». Тенишева не только существенно помогла развитию образования на Брянщине, но и заложила основы технического образования в Бежице.

Париж, лаборатория Тенишевой.

Усадебный парк княгиня планировала сама, там

она разместила множество приятных сюрпризов для

гостей. Например, рыбный пруд и два арочных мости-

ка, которые были переброшены через глубокие овра-

ги, пересекавшие прогулочные дорожки. Один из мо-

стиков сохранился до сих пор примерно в километре от

усадебного дома в лесных зарослях. Кирпичная кладка

от времени рассыпается, скоро мост обвалится, но по-

ка он еще достаточно прочен.

Самое популярное место усадьбы — широкая

каменная лестница. Ее тоже планировала сама княги-

ня Тенишева. Лестница была центром композиции, она

прямиком вела к Десне: мощные ступени из гранита, ма-

ленький уютный грот, в котором можно было любовать-

ся пейзажем… В советское время «народные умельцы»

повадились таскать отсюда камень и делать из него над-

гробные памятники...

«Мы переехали в хотылевский дом. Он уже был

окончен и величаво красовался на высоком берегу

Десны, среди густой зелени столетних лип, ярко

белея на солнце. В конце живописного партера, перед

балконом, была встроена величественная лестница

из дикого камня, ведущая двумя широкими спусками к

реке. У пристани от сильного стремени весело».

Это отрывок из воспоминаний Марии Клавдиевны

Тенишевой. Ее имя, ее творчество, ее дела стерла из памя-

ти народа революция. Но ведь, по утверждению Михаила

Булгакова, «рукописи не горят». Вот и после смерти Тени-

шевой ее верная подруга княгиня Екатерина Святополк-

Четвертинская сохранила 35 тетрадок с «Впечатлениями

моей жизни» — так назвала свои заметки Мария Клавди-

евна. В 1933 году их опубликовали во Франции и лишь

спустя 60 лет — в России.

Эти воспоминания примечательны тем, что дают

возможность составить некий портрет времени, увидеть

жизнь «в Бежеце» (Мария Клавдиевна именно так пишет

слово «Бежица», через «е»). Описания заводчан и мест-

ной знати довольно ироничные, чего только стоит вот

такая фраза:

«Женский элемент на заводе был невозможный.

Там, казалось, не было ни одной интеллигентной

женщины. Это были или самого пошлого пошиба

архипровинциальные кокетки со скандальной

репутацией, или просто разжиревшие, грубые и

вульгарные матроны с кучами невоспитанных детей.

И все эти дамы были, конечно, на ножах. Едва

коснувшись их, я наслушалась головокружительных

сплетен. Я всегда ненавидела сплетни и тотчас

забывала, что мне рассказывали».

Дом Тенишевых в бежицком Майском парке. Позже — заводоуправление. Фото 1923–1926 годов

Княгиня Тенишева

Слово о Марии Клавдиевне Тенишевой

Межпоколенческий опыт в общественной деятельности М.К. Тенишевой

Современники называли Марию Тенишеву «гордостью всей России». Для этого были веские доказательства и основания. Вся ее жизнь, неутомимая творческая деятельность посвящена служению русскому искусству, отечественной культуре.

Мария Тенишева (до замужества — Пятковская) родилась 20 мая 1858 года в Петербурге в дворянской семье. Мария Клавдиевна представляла собой уникальное создание природы, когда прекрасная внешность и внутренняя глубина находятся в гармонии и дополняют друг друга. Художники, видя ее, тянулись к кисти, ее портреты писали Репин, Серов.

Словно вторым рождением стал для нее в 1892 году второй брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым — крупнейшим российским промышленником. Мария Тенишева получила возможность в полную меру проявить свои творческие способности и таланты в сохранении культурного наследия русского народа, собирания бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта. После замужества М.К. Тенишева с 1892 по 1896 гг. прожила в Бежице, где находились заводы мужа. Бежица стала для нее поистине «боевым крещением». В 1893 году она открыла при заводе ремесленно- духовное училище на 60 человек. Когда училище перестало вмещать всех желающих, в парке, прилегавшем к дому Тенишевых, было отстроено новое двухэтажное каменное здание. Еще одно детище Тенишевой в Бежицке — ремесленная школа для девочек, где они обучались рукоделию, кройке и шитью. Она учреждает благотворительное общество для оказания помощи сиротам и вдовам. Мария Клавдиевна организовывает народную столовую, открывает в Бежице театр. 23 мая 1894 года был открыт Дом общественного собрания.

 

Когда Тенишев завершил свои дела в Бежице и супругам предстояло вернуться в Петербург, Мария долго собиралась с духом — она покидала край, к которому прикипела всем сердцем, где выиграла первый свой бой. Теперь ее благотворительная деятельность переносится в Смоленск, она открывает центр народных ремесел в Талашкино, ставшим по словам Н.Рериха подлинным родником русской культуры.

 

Княгиней В. Х. Тенишевой организуется отправка праздничных подарков в армию. Покорнейше просят помочь шить кисеты. Материал для этого и образцы можно получать ежедневно в квартире В. Х. Тенишевой по Смоленской ул. в доме Цешковской. Там же принимаются пожертвования для праздничных подарков, как то: табак, спички, мыло, чай, сахар, полотенца, частные гребни, конверты и бумага для писем. 1914 год.

 

 

Энергия князя В.Н.Тенишева была направлена на практические, реальные задачи, связанные с воспитанием молодого поколения, сумевшего достойно применить свои знания в практической деятельности. Вячеслав Николаевич участвовал в деятельности Русского императорского музыкального общества, серьезно занимался наукой, являлся основателем и попечителем престижного учебного заведения (Тенишевское училище), организатором научного центра (Этнографическое бюро). Направления их благотворительной деятельности были разные, но они прекрасно понимали, поддерживали и дополняли друг друга.

Деятельность М.К.Тенишевой охватывала Россию, Италию, Францию, Смоленский и Брянский края, Москву и Петербург. Круг ее деятельности с течением времени расширялся, включая в себя просвещение, искусство, науку, пропаганду российской культуры за рубежом. Как меценат она поддержала целую плеяду русских художников и ряд ученых, способствовала развитию музеев в стране. Ее по праву можно назвать «великим гражданином» мира. Хочется верить, что станет реальностью глубинная суть завета Тенишевой: «Придите и владейте, мудрые! И созидайте! На благо России».

Тенишевский фестиваль

9 сентября 2023 года в усадебном парке известных благотворителей В.Н. и М.К.Тенишевой в с. Хотылево Брянской области состоялся ставший традиционным VII межрегиональный Тенишевский фестиваль, организованный Фондом имени братьев Могилевцевых при поддержке Благотворительного Фонда «Милосердие» (Московская обл.).

В этот день в парке с 200-летней историей звучала музыка в исполнении юных музыкантов, прошли мастер-классы по русским народным промыслам, состоялся пленэр молодых художников и парк наполнился творческой энергией молодежи.

В этом году Тенишевский фестиваль носил театральный характер. Студенты театрального коллектива исторического факультета БГУ под руководством проф. А.М. Дубровского представили зрителям миниатюры по чеховским произведениям, монолог княгини Тенишевой прозвучал в исполнении И. Тереховой, участницы из любительского Театра Книги из Смоленска. Почетными гостями фестиваля стали вице-президент Благотворительного Фонда «Милосердие» И. Петрейките, представитель Брянского землячества в Москве С. Бахтина. В фестивале активно участвовала делегация из Смоленского государственного музея-заповедника и Театра Книги г. Смоленска.

На фестивале сочеталась классическое и современное искусство, звучали русские народные и современные песни. Студия исторического танца «Анфилада» продемонстрировала исторические костюмы к. XIX- н. XX вв., погрузив зрителей в эпоху М.К. Тенишевой. Впервые в истории фестивального движения состоялся мини-турнир по футболу «Кубок мечты». Завершился фестиваль традиционным Тенишевским хороводом.

князь Тенишев

Книги в PDF  по данной теме:

«М. К. ТЕНИШЕВА И ЕЕ ВРЕМЯ» - МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Мария Клавдиевна Тенишева»

 

Фильмы и видео, как дополнение к содержанию главы сайта:

ФИЛЬМ НАСЛЕДИЕ ТЕНИШЕВЫХ СОХРАНЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ 

Тенишева Брянский край