СтраницаТенишевв

  Тенишев. Брянщина.

Герб рода Тенишевых

Имя князя Тенишева «выпало» из истории отечественной культуры, как и многие другие славные имена людей, способствовавших своей деятельностью ее славе и могуществу. Только сегодня потомки могут по достоинству оценить деятельность Вячеслава Николаевича - крупнейшего предпринимателя, организатора Акционерного общества Брянских заводов, социолога, этнографа и педагога-учредителя престижного учебного заведения.
Вячеслав Николаевич Тенишев принадлежал к известному аристократическому роду, ведущему свое происхождение от татарского мурзы Тенишева Кугушева в 1528 году перешедшего на службу к московскому великому князю Василию III, отцу Ивана Грозного. Служа российским государям Тенишевы обрусели, приняли христианство, разбавив татарскую кровь многочисленными браками с русскими дворянскими семействами. Прадед В.Н. Тенишева был удостоен княжеского титула «за особые заслуги по укреплению мощи государства Российского». Наиболее известными представителями рода Тенишевых стали князь Дмитрий Васильевич, в начале XIX века был астраханским губернатором и князь Николай Иванович Тенишев (1798 -1862 гг.) отец Вячеслава, который управлял путями сообщения в Царстве Польском и строил первые железные дороги. Сына воспитал в офицерском духе. Закончив частную гимназию в Москве Вячеслав поступил в Санкт-Петербургский университет, затем был отозван отцом в Варшаву, после чего завершил свое образование, получив диплом инженера путей сообщения в г. Карлсруэ (Германия). Ему не было 20 лет, когда он потерял отца и свою карьеру должен был делать совершенно самостоятельно.

"РУССКИЙ АМЕРИКАНЕЦ" - КНЯЗЬ Тенишев. 

Тенишев Вячеслав Николаевич

Свою трудовую деятельность он начал на Московско-Курской и Риго-Орловской железных дорогах. Пользуясь глубокими техническими знаниями и хорошо чувствуя экономическую конъюнктуру, Тенишев стал успешным предпринимателем, достойным продолжателем дел своих предков. В 26 лет он основал свой первый завод - наукоемкое производство на Гутуевском острове в Петербурге, выпускавший лесопильные рамы на паровой тяге и серию машин для производства конструкций железных мостов. В 1872 году Гутуевский завод на Московской политехнической выставке получил Большую золотую медаль за усовершенствование лесопильной машины на двух рамах. В.Н. Тенишев имел предприятия в Ростове-на-Дону, два лесопильных завода и конезавод породистых рысаков в Орловской губернии.
В июле 1873г. Тенишев совместно с П.И. Губониным и В.Ф. Голубевым основал «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода». Завод должен был заниматься выплавкой чугуна, выделкой железа и стали, приготовлением из них изделий на продажу, производством всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения. Предприятие было создано в Бежице, но называлось Брянским заводом. Всю техническую сторону строительства завода взял на себя Тенишев. Летом 1874 г. новое предприятие дало первую продукцию. С течением времени Брянский завод превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны. Губонин первоначально возглавлявший акционерное общество по своему образованию не мог оставаться во главе такого сложного предприятия, как Брянский завод. С 1879 года акционерное общество возглавил Тенишев. Ему было тогда 35 лет. Благодаря технической мысли Тенишева продукция завода не знала себе равных, а предприятие развивалось небывало высокими темпами. Почти каждый год на заводе начиналось производство новых изделий. Ряд железных дорог снабжался исключительно рельсами, произведенными на этом заводе. Рельсы были более высокого качества, чем зарубежные. С 1880-х гг. завод стал выпускать броню для броненосцев Черноморского флота. Именно Тенишев убедил Морское министерство отдать заказ на броню не английским производителям, а Брянскому заводу. При испытаниях эта броня, произведенная в Брянске оказалась лучше английской. В 1890-х гг. завод превратился в крупного производителя паровозов и вагонов.
В начале XX века правительственная комиссия во Франции признала, что Брянский завод стоит наравне с лучшими предприятиями Западной Европы.
В 1895 году при содействии администрации Брянского завода Вячеслав Николаевич организовал на своем предприятии кооператив рабочих и служащих - «Общество потребителей». Этот кооператив через свою торговлю снабжал продуктами работников завода. Не принимая непосредственного участия в предпринимательской деятельности, князь постоянно участвовал в деловых операциях, вкладывая капиталы в различные предприятия: в завод по выпуску сельскохозяйственной техники в Петербурге, был членом совета Петербургского международного банка. Вся деятельность Тенишева продиктована заботой о поддержке русских инженеров и изобретателей, об устранении зависимости русской промышленности от иностранных фирм. Как организатор производства он ориентировался на новейшие технические достижения, на инженерное творчество. Его заводы предоставляли свою продукцию на различные выставки, получали награды за технические достижения.

Визитная карточка Брянского уездного предводителя дворянства князя В. В. Тенишева. Конец XIX в. Из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого

 

Вячеслав Николаевич Тенишев принадлежал к известному аристократическому роду, ведущему свое происхождение от татарского мурзы Тенишева Кугушева в 1528 году перешедшего на службу к московскому великому князю Василию III, отцу Ивана Грозного. Служа российским государям Тенишевы обрусели, приняли христианство, разбавив татарскую кровь многочисленными браками с русскими дворянскими семействами. Прадед В.Н.Тенишева был удостоен княжеского титула «за особые заслуги по укреплению мощи государства Российского». Наиболее известными представителями  рода Тенишевых стали князь Дмитрий Васильевич, в начале XIX века был астраханским губернатором и князь Николай Иванович Тенишев (1798-1862 гг.) отец Вячеслава, который управлял путями сообщения в Царстве Польском и строил первые железные дороги. Сына воспитал в  офицерском духе. Закончив частную гимназию в Москве Вячеслав поступил в Санкт-Петербургский университет, затем был отозван отцом в Варшаву, после чего завершил свое образование, получив диплом инженера путей сообщения в г.Карлсруэ (Германия). Ему не было 20 лет, когда он потерял отца и свою карьеру должен был делать совершенно самостоятельно.

В июле 1873 г. Тенишев совместно с П.И.Губониным и В.Ф.Голубевым основал «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода». Завод должен был заниматься выплавкой чугуна, выделкой железа и стали, приготовлением из них изделий на продажу, производством всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения. Предприятие было создано в Бежице, но называлось Брянским заводом.      Всю техническую сторону строительства  завода взял на себя Тенишев. Летом 1874 г.  новое предприятие дало первую продукцию. С течением времени Брянский завод превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны. Губонин первоначально возглавлявший акционерное общество по своему образованию не мог оставаться во главе такого сложного предприятия, как Брянский завод. С 1879 года акционерное общество возглавил Тенишев. Ему было тогда 35 лет. Благодаря технической мысли Тенишева продукция завода не знала себе равных, а предприятие развивалось небывало высокими темпами. Почти каждый год на заводе начиналось производство новых изделий. Ряд железных дорог снабжался исключительно рельсами, произведенными на этом заводе. Рельсы были более высокого качества, чем зарубежные. С 1880-х гг. завод стал выпускать броню для броненосцев Черноморского флота. Именно Тенишев убедил Морское министерство отдать заказ на броню не английским производителям, а Брянскому заводу. При испытаниях  эта броня, произведенная в Брянске оказалась лучше английской. В 1890-х гг. завод превратился в крупного производителя паровозов и вагонов.

В начале XX века правительственная комиссия во Франции признала, что Брянский завод стоит наравне с лучшими предприятиями Западной Европы.

В 1895 году при содействии администрации Брянского завода Вячеслав Николаевич организовал на своем предприятии кооператив рабочих и служащих – «Общество потребителей». Этот кооператив через свою торговлю снабжал продуктами работников завода. Не принимая непосредственного участия в предпринимательской деятельности, князь постоянно участвовал в деловых операциях, вкладывая капиталы в различные предприятия: в завод по выпуску сельскохозяйственной техники в Петербурге, был членом совета Петербургского международного банка. Вся деятельность Тенишева продиктована заботой о поддержке русских инженеров и изобретателей, об устранении зависимости русской промышленности от иностранных фирм. Как организатор производства он ориентировался на новейшие технические достижения, на инженерное творчество. Его заводы предоставляли свою продукцию на различные выставки, получали награды за технические достижения.

Будучи титулованным дворянином, князь становится одним из самых видных коммерсантов нового, европейского типа. Расчет, сметливость, какое-то особое везение, объединившись  с оригинальным научным подходом, своеобразной организацией труда, свойственным крупнейшим мировым фирмам того времени, привели к тому, что современники называли князя «русским американцем». Тенишев один из первых поверил в будущность автомобиля, в конце XIX века приобрел машину в Париже за 1000 рублей золотом. Так в Смоленске появился первый автомобиль фирмы «Peno» вместе с шофером французом.

У князя был открытый, общительный характер. Художник и искусствовед Александр Бенуа, бывший одно время составителем и хранителем собрания живописи княгини, оставил в своих воспоминаниях портрет Тенишева: «Ничего «княжеского» ни в наружности, ни в манерах, ни во вкусах у Вячеслава Николаевича не было. Широкое «квадратное» лицо с негустой белокурой бородой было самое простецкое, «мужицкое». Он похож на русского мужика, находили французы, да и широкоплечая, приземистая фигура скорее подходила для какого-нибудь торговца из Апраксина рынка, нежели для особы, украшенной титулом. Впрочем, будучи вполне достоверным князем, он все же не принадлежал к высшему обществу и тем менее к придворному кругу. Это был характерно русский self-made man, собственным умом и смекалкой составивший себе огромное состояние и продолжавший его с успехом увеличивать посредством всяких деловых операций и индустриальных предприятий… То, что не поддается простейшему «научному» объяснению, что не отвечает практической полезности, отбрасывалось Тенишевым как нечто лишнее и даже вредное». Первой женой князя стала Анна Дмитриевна Замятина, дочь действительного статского советника, члена Императорского совета, министра юстиции Д.Н. Замятина. Выгодный брак способствовал становлению Вячеслава Николаевича на ниве предпринимательской жизни,  однако не принес личного счастья. Не помогло установлению теплых семейных отношений рождение в октябре 1878 года сына Вячеслава. Этот брак длился почти 16 лет, но только встретив в петербургском музыкальном салоне Марию Клавдиевну Пятковскую, Вячеслав Николаевич решился на развод. Второй раз он женился «по любви», «безумной страсти», как отмечали все мемуаристы. Княгиня Тенишева дала своему супругу такую характеристику: «Это был человек с железной волей, сильный духом. Он мягко, без малейшего усилия умел заставить говорить и делать, что хотел. Его считали крупным дельцом, умным, решительным человеком, создавшим много крупных коммерческих предприятий, между прочим, он был душой и организатором акционерного общества Брянских заводов. В обращении он был добродушен, в манерах, туалете — более чем прост. Меня подкупало в нем то, что он был совершенно несветский, серьезный, образованный человек, любил и понимал музыку, что с ним можно было говорить, но более всего — его сильный, независимый характер. Для него не существовало ни предрассудков, ни препятствий в достижении раз поставленной цели. Редкий тип человека, настоящий самородок!» В 1895 году князь Тенишев отошел от дел Брянского завода, продал свое имение (Хотылево) и решил посвятить себя научным занятиям. К этому времени состояние В. Н. Тенишева было миллионным, это позволило ему удалиться от дел и заняться научным трудом, общественно-полезной и благотворительной деятельностью.

Его педагогическая концепция была успешно реализована при создании привилегированного учебного заведения Общеобразовательной школы кн. В. Н. Тенишева. В 1896 году Тенишев в Петербурге открывает школу, а в 1900 г. преобразовывает ее в училище. На улице Моховой он строит два здания для  училища по самым высоким стандартам того времени, соединив два больших корпуса  стеклянной галереей и оранжереей с диковинными растениями. В училище были: собственная обсерватория, две библиотеки, насчитывающие свыше шести тысяч томов. На  воплощение своей идеи князь потратил 1,5 млн.руб., ежегодные дотации на содержание зданий и оплату труда преподавателей составили 50 тыс.рублей. В основу учебного процесса были положены принципы, отстаиваемые Тенишевым:  отсутствие принуждения  и обучение реальным знаниям, которые могут пригодиться в жизни, соответствие получаемых сведений возрастным и физическим особенностям ребят.

Программа была рассчитана на 7 лет. В училище принимали мальчиков любого сословия, национальности и вероисповедания, способных внести плату за обучение. В училище преподавались химия, физика, немецкий и английский языки, законоведение, поощрялось написание  рефератов на общественные и гражданские темы, участие в литературных и исторических диспутах, занятия спортом. Уроки органично продолжали экскурсии — ближние (по Петербургу и его окрестностям) и дальние (в Крым, на Урал, в Прибалтику и даже Швецию), причем особое место занимали историко-литературные поездки. Кроме того, регулярно проходили экскурсии на фабрики и заводы, где ребят знакомили с технологией и организацией производства. Училище подчинялось не Министерству просвещения, а Министерству финансов.

В 1898 году он создал для сбора таких сведений  Этнографическое бюро в Петербурге. Это было коммерческое предприятие, состоящее из заведующего — этнографа А.А.Чарушина и 11 сотрудников. Этнографическое бюро обратилось за помощью ко всем желающим собирать материалы о крестьянах. Откликнулись 350 человек из 24 губерний. Бюро разработало программу всестороннего исследования жизни русских крестьян. Используя принцип материальной заинтересованности Тенишев добился того, что сведения, присылаемые ему в Петербург, были достаточно достоверными, они подтверждались копиями договоров, расписками и пр. За два года удалось собрать огромный и уникальный по своему значению материал. Ответы на 2500 вопросов позволили составить полную картину социально-экономической жизни крестьянства Центральной губернии Европейской России в конце XIX века. За весь период работы в Этнографическое бюро поступили 3492 рукописи из 23 губерний Европейской России, в том числе и материалы из Орловской губернии. Князем на это научное предприятие было израсходовано около 200000 рублей, сумма по тем временам весьма значительная.

Организаторский талант князя В.Н.Тенишева проявился в полной  мере в организации Русского отдела Всемирной выставки  в Париже, которая  стала крупнейшим событием конца XIX – начала  XX вв. в культурной жизни Европы. Усилия князя Тенишева по организации выставки были по достоинству вознаграждены. Николай II в 1900 году пожаловал Тенишеву звание камергера двора его Императорского величества. Французское правительство наградило князя орденом Почетного легиона второй степени. Всемирная выставка стала триумфом Тенишева, укрепила его авторитет в правительстве и при дворе.

Вячеслав Николаевич вписал свое имя в российскую науку и культуру. Его жизнь была сложна, интересна, насыщенна событиями; деятельность — блистательна, удачлива, и она, несомненно, заслуживает изучения и подражания. Благие дела князя Тенишева ожидают продолжения.

 

 

Тенишев Брянский край