СтраницаСудки

Брянские Судки

Мост через Верхний Судок. 1949 г. Фото из личного архива Ю. Г. Захарова.

Мост через Верхний Судок. 1949 г. Фото из личного архива Ю. Г. Захарова.

 Подготовительные работы по строительству дамбы через Верхний Судок. 1961 г.

 Подготовительные работы по строительству дамбы через Верхний Судок. 1961 г.

Мост через Нижний Судок. Около 1960 г. Брянск.

Мост через Нижний Судок. Около 1960 г. Брянск.

Мост через Верхний Судок. Начало 1950-х гг.

Мост через Верхний Судок. Начало 1950-х гг.

судки

судки

судки брянск

Оказывается Верхний Судок назывался просто речка Судок, а Нижний Судок - р. Белый колодец. А многие считали, что Белый колодец (колодезь) - это название.

Вид на мост чеоех Верхний Судок конец 1940 годов

Вид на мост чеоех Верхний Судок конец 1940 годов

Xерез овраги Верхний и Нижний Судки перекинулись деревянные мосты. Только потом были насыпаны дамбы.

Судки: Верхний и Нижний

Крутой берег Десны разрезает множество оврагов. Особенно выделяются два — Верхний и Нижний Судки. Более чем по километру протянулись они по центральной части древнего Брянска. Летом здесь все в зелени, зимой — запорошено снегом. На белом фоне, чернея, выделяются старые деревянные домишки.
Почему Верхний и Нижний? Это название они получили от Десны. Верхний расположен выше по течению реки, Нижний — ниже. Нижний Судок еще именуется как Белый колодец.
Откуда пошло название Судки? Один из местных краеведов высказал предположение, что ранее каждый овраг именовался Суток. Позднее слово преобразилось в Судок.  В «Энциклопедическом словаре русского языка» М. Фасмера «суток» толкуется как слияние двух рек, совместный ток, течение рек. Имеется в виду слияние в основном равновеликих потоков, в противном случае это будет река и приток. Судки когда-то при впадении в Десну сливались, образуя одно единое русло. Нельзя исключать, что название Суток могло измениться на Судок.
«Название Судок произошло в древние времена. Здесь, где проходила (начиналась) дорога на Смоленск, за околицей поселения на деревьях по обе стороны дороги развешиваются судки глиняные, посудины с прахом сожженных старейшин, вождей и очень авторитетных людей. Считалось, что прах их охранял покой селения, провожал в благополучный путь уезжающих» — таково мнение другого краеведа, высказанное на страницах одной из брянских газет да и в книге. На первый взгляд вроде все верно. Судок или судки — в старину складни, несколько мисок, нанизываемых на ремень. Однако слово имеет не только это значение.
Слово «суд» здесь означает гавань. «Через него (Брянск) проходят три ручья, из коих лза называются здесь Судками, а третий, ниже их, Подарем», — сообщает в 1825 году издаваемый Харьковским университетом «Украинский журнал», описывая город Брянск.
В годовом статистическом отчете брянского городничего за 1853 год читаем: Брянск расположен на правой стороне по течению р. Десны... между двух оврагов, разделяющихся реками, именуемыми Судками, Белого Колодца и Подара. Жители города довольствуются водою из р. Десны и из домашних колодцев и также из Колодцев Белого и Подара...»
Что касается двойного названия Нижний Судок и Белый Колодец, то речушка, протекающая по дну оврага, получила свое название от родника, бьющего из подножия горы, а вокруг колодца белеет известняк. Названий со словом «белый» в России, в Беларуси, на Украине немало.
Судки издревле были заселены. По переписным книгам 1646 года там было сто пятьдесят дворов. Слободы, находящиеся в этих местах, принадлежали казне, затем ими в разное время владели генерал Брюс, вельможа Меншиков, генерал-адмирал Апраксин, заводчик Гончаров.... По-разному жили здесь крестьяне и другой люд. Брянские историки А.М. Дубровский, М.В. Брянцев, исследуя быт жителей Судков, отмечают, что в середине XVIII века из трехсот слободских дворов только около десяти «состоят в вотчине», а остальные занимаются «торгами, художествами и мастерством».
Проживали в слободских дворах с семьями Г. Гридин, К. Селиванов, Е. Каменев, С. Долгинцев, Н. Никулин, Ф. Андросов, П. Лоскутов...
«Центр города изрезан оврагами... через которые перейти весьма трудно, а переехать никак невозможно, а обойти же или объехать составит дальнее расстояние...» — говорится в одном из документов XVIII века. В 1799 году было предписано «через онный овраг мост непременно построить». Это был небольшой примитивный мостик. Старожилы Брянска хорошо помнят, как еще до Великой Отечественной войны трудно было преодолевать эти овраги.
«...Разрешить Главному дорожному управлению Красной Армии построить в г. Брянске 2 деревянных моста через овраги Верхний и Нижний Судок», — гласило распоряжение Совнаркома СССР от 1 марта 1945 года. В следующем месяце уже вовсю развернулись работы. И вот центр Брянска, разрезанный на три части, соединился. Длина мостов составляла 215 и 193 метра. Ширина — 17 метров. Высота опор в центре превышала 25 метров. И пошел людской поток, загремели телеги, повозки по мосту. Двинулись, обгоняя их, грузовые полуторки и легковые автомобили....
Решили, не разбирая мостов, земснарядами намыть из Десны земляные дамбы. Получились они высоченные, но прочные.
Мчатся сплошным потоком троллейбусы, автобусы, такси, различные марки легковых автомобилей. Гляжу на них и думаю о тех днях, когда не было еще мостов, дамб. Пожилые еще помнят. Молодежи — невдомек.
По склонам оврага было множество ракит, в районе, где ныне здание областного суда, начинался лиственный и хвойный лес. В нем собирали ягоды, грибы. Эту рощу почему-то называли Гадава. Тянулась она вверх почти до конца оврага. Ныне здесь раскинулись коллективные сады. В верховьях оврага железобетонный мост связал проспект Станке Димитрова с улицей Фокина. Здесь были огороды, а там, где инженерно-технологическая академия, размещался кирпич¬ный завод... Поближе к дамбе в старые времена было оборудовано стрельбище. Свою сноровку, меткость испытывали военные.
Подпитывало речушку множество родников. Особенно славился Белый Колодец. По склону оврага, по берегам речушки шли тесовые мостки. Их было немало. Да и сейчас кое-где видны мостки, но местами они полуразрушены.

 

 

Верхний и Нижний Судки -— уникальное явление. «Не многие города могут похвастаться такими зелеными зонами в своем центре. Важно сохранять их, превратить в прекрасные парки...» — писали 30 июля 1981 года В. Цыганков и В. Городков в газете «Брянский рабочий». Авторы материала «Чтобы Судки стали парками» подчеркивали: «... Нужно не сжимать овраги, приближая границы строительства к их бровкам и как бы отгораживая жилые кварталы каменной стеной от целого мира, а наоборот, при решении композиционных мотивов застройки прилегающих улиц «впускать» зеленые клинья в глубь центра города».
Сохранить, благоустроить зеленые овраги — такой вопрос не раз поднимали жители Брянска. Областная дума в сентябре 1994 года приняла постановление «Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) памятниками природы областного значения».
Судки — памятники природы. Они должны зеленеть и радовать горожан своим нарядом, красотой.
 

Петропавловскля улица.
Получила название от Петропавловского монастыря. В 80-х годах XVIII века проходила от Петропавловского монастыря мимо Воскресенской церкви через Верхний и Нижний Судок до Трубчевского большака (ныне пл. Партизан).
17 июня 1946 года был построен мост через Верхний Судок, а в 1962 году - дамба. Вскоре построили дамбу и через Нижний Судок.

Нижний Судок
Вдоль оврага лениво летит ветерок,
Тихо снег опускается в Нижний Судок*,
Не спеша, словно в старое кресло.
Здесь по правому склону раскинулся парк —
Для прогулки детей и послушных собак
Чрезвычайно удобное место.
Ослепителен снег, и с победным «ура!»
По откосу в ледянках летит детвора
Вновь и вновь — ребятишки в восторге!
А погода стоит — чудо, как хороша,
И внезапным порывом объята душа:
Прокатиться с тобой с этой горки.
И по правилам детской весёлой игры,
Паровозиком быстрым с высокой горы
Мчатся взрослые тётя и дядя.
Удивлённые зрители смотрят нам вслед:
* Овраги Верхний и Нижний Судки (Брянские балки) в г. Брянске
пересекают правый высокий берег Десны и являются природной
основой центра города.
Эти двое сказали условностям «нет»? —
Осужденье сквозит в каждом взгляде.
И влетают ледянки в сиреневый снег,
Рассыпается в разные стороны смех,
Звонкий смех вперемешку со снегом.
И тихонько твой голос звучит у виска,
И от слов твоих жарко алеет щека,
Слов, в снегу отозвавшихся эхом…

Наталья ШЕСТАКОВА

Брянские Судки

Верхний и Нижний Судок. Эти два глубоких оврага на­зывались Кабальными слободами. Заболоченные, непригод­ные для нормального проживания, они были заселены крепо­стными - "кабальными людьми". Нижний Судок (Южный) прозывался также Белой речкой - по имени ключа, который и сейчас бьет из меловых отложений оврага.

Территория от Нижнего Судка до бывшего Свенского монастыря имела название Бобровые гоны, потому что в старину здесь находился бобровый заповедник. Эти мес­та, дававшие большие доходы, были приписаны к мона­стырю царем Михаилом Федоровичем грамотой от 19 февраля 1614 года.

Нынешние улицы Фокина и Горького, бульвар Гага­рина пролегают по территории, где располагались Кузнец­кая, Пушкарская и Стрелецкая слободы. Сами названия подсказывают, что в них жили ремесленники и служилые люди, которые охраняли город.

Брянскому мосту через Верхний Судок исполнилось 70 лет

Существует два мнения: надо обязательно что-то делать с Судками или их вообще не трогать, потому что это памятник природы.

Верхний Судок. Вид вдоль будущего проспекта в сторону будущей пл. Ленина. Осень 1942 г.

Родник "Белый Колодец" в Нижнем Судке. Лето 1942 г.

 

Верхний и Нижний Судок

Судки

1 мая 1946 года – построен мост через овраг «Верхний Судок» в Брянске

  

Построен мост через овраг Верхний Судок в Брянске. Постепенно центр города соединялся в единое целое.

Названия оврагов Верхний и Нижний Судок в Брянске связано с Десной. Верхний расположен выше по течению реки, Нижний – ниже. В одном из документов XVIII века говорилось, что «центр города изрезан оврагами, через которые перейти весьма трудно, а переехать никак невозможно, а обойти же или объехать составит дальнее расстояние...». Уже тогда жители города нуждались в мостах через овраги.

 

Судки.  Город Брянск. 

В 1945 году Совнарком СССР распорядился разрешить Главному дорожному управлению Красной Армии построить в Брянске два деревянных моста через овраги Верхний и Нижний Судок. Работы развернулись быстро. Центр Брянска, разрезанный на три части, соединился. Длина мостов составляла 215 и 193 метра, ширина – 17 метров. Высота опор в центре превышала 25 метров. Позже решено было, не разбирая мостов, намыть земснарядами земляные дамбы.

Как в Брянске строили дамбу через Нижний Судок

Для нее потребовалось четверть миллиона кубометров грунта

Намыв дамбы через Нижний Судок начал вчера земснаряд. Первые сотни кубометров песка мощные насосы извлекли со дна Десны и по металлическим трубам доставили за полтора километра к мосту, взамен которого к концу 1960 года будет намыта удобная и безопасная для движения дамба. Она протянется более чем на 200 метров, для нее потребуется четверть миллиона кубометров грунта.

Май был напряженным месяцем для коллектива УНР-311. Строители дамбы полностью закончили ремонт и монтаж земснаряда, построили высоковольтную линию. Большие подготовительные работы проведены непосредственно на дне Нижнего Судка. Мощные бульдозеры переместили свыше тысячи кубометров грунта. С напряжением трудились бульдозеристы Николай Дулепов и Алексей Паршин.

Намыв дамбы предполагалось начать после того, как по дну Судка будут уложены 150 метров железобетонных труб и по ним потечет ручей. Изготовление труб было поручено комбинату «Стройдеталь» треста № 15. К сожалению, там долго раскачиваются, и заказ еще не выполнен.

Чтобы не срывать работы по сооружению дамбы, коллектив УНР-311 решил не ожидать труб. С помощью машин был прорыт канал, по которому ручей отведен в сторону. Таким образом, стало возможным вести намыв дамбы вначале с одной стороны моста, а потом с другой. Но трубы для дюкера все же крайне необходимы. Чем скорее они поступят, тем больше будет уложено грунта в тело дамбы. Работы будут вестись круглосуточно.

Брянский рабочий. – 1959. – 4 июня. (№129)

Старый мост через Нижний Судок перед строительством дамбы. 1961 г.

Вид из района Центрального рынка через Нижний Судок. Почтовая открытка 1900-х гг.

Вид на дамбу Нижнего Судка незадолго до её открытия. Осень 1961 года.

Вид на Верхний Судок и Новопокровский собор. Открытка начала XX века. Изд. и негатив П. В. Померанцева

Мост через Верхний Судок. Начало 1950-х. Фото из коллекции писателя-краеведа Ф.С.Исайчикова.

 

 

Подарь

«МОСТЫ ЧЕРЕЗ ВЕРХНИЙ И НИЖНИЙ СУДКИ В БРЯНСКЕ.

Согласно плана восстановления и реконструкции Брянска, приступлено к строительству двух мостов через Верхний и Нижний Судки.

Конструкция мостов несколько необычная и редко встречается. При больших размерах (длина их – 215 и 193 метра, ширина – 17 метров), они будут построены исключительно из дерева. Каждый мост будет поддерживаться шестью опорами, из которых высота наибольших – 25 метров. Пять основных пролетов каждого моста будут представлять дощато-гвоздевые фермы. Длина средних пролетов – по 40 метров.

Монтаж опор и пролетов будет производиться на земле и затем с помощью подъемных приспособлений они будут установлены. Это сэкономит 50-60 процентов лесоматериалов, необходимых при обычном строительства для возведения подмостей.

Мосты рассчитаны для пешеходного, гужевого, автомобильного и трамвайного движения.

На строительство мостов отпущено 6 миллионов рублей.

Мосты должны быть сданы в эксплуатацию к 28 годовщине Октября, однако движение по ним должно быть открыто уже к годовщине освобождения Брянска от немецких захватчиков- 17 сентября.

Сейчас ведутся работы по устройству опор, забивке свай на обоих мостах. Половина потребного лесоматериала уже заготовления, часть подвезена к месту строительства».

Брянский рабочий. 1945. 15 апреля (№75)