Страницакраеведческий музей

Брянский государственный краеведческий музей

Первые музеи города Брянска. 1906 год.

Сотни тысяч экспонатов повествуют

Основанный в 1921 году и заново возродившийся в 1943-м, Брянский крае­ведческий музей стал поистине сокровищницей исторического наследия нашего края. Многочисленные экспонаты, выставленные на 2500 кв. метрах экспо­зиционных залов и хранящиеся в фондах, хранят память о минувших тысяче­летиях и готовы поделиться ею с посетителями музея.

О природных богатствах края, климате, ча­рующем растительном и животном мире Брян­ской области рассказывают экспонаты отдела природы. Она не только делилась с человеком своими несметными сокровищами, но еще была источником вдохновения для Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, Д.Л.Андреева, Н.М.Грибачева и других философов и литераторов, чье творчест­во неразрывно связано с Брянской землей.

Здесь можно увидеть образцы древних пород, окаменевшие растения и останки удивительных животных, некогда населявших территорию ны­нешней Брянской области в различные геологи­ческие эпохи. Среди экспонатов - полный скелет мамонта, кости шерстистого носорога, волка, песца, лемминга и др. животных так называемой “мамонтовой” фауны.

Уникальное археологическое наследие, отражающее ос­новные периоды развития человечества, представлено в раз­деле археологии. Среди экспонатов орудия труда первобыт­ного человека: резцы, ножи, скребки, наконечники стрел и копий, образцы первобытного искусства. Многие из экспона­тов имеют возраст до 200 тыс. лет.

Бронзовый век представлен топорами, ножами из бронзы, орнаментированной посудой из глины и др. Бытовые и куль­товые предметы: маски, светильники, фигурки-игрушки, раз­нообразные украшения пришли к нам из железного века.

Множество экспонатов рассказывают о быте и образе жизни восточно- славянских племен - вятичей, радимичей и северян. Наглядно представлены этапы развития Древнерусского государства.

За долгую историю Брянская земля неоднократно станови­лась ареной боевых действий. Она воспитала немало героев, прославивших ее в веках. Неслучайно в экспозиции музея широ­ко представлено оружие: от стрел и копий с костяными и крем­ниевыми наконечниками времен неолитадо пушек брянского Арсенала, громивших ту­рок на Шипкинском пере­вале в Освободительной войне 1877-1878 гг. и по­бедного оружия Великой Отечественной войны.

Музей располагает обширной коллекцией рукопис­ных и старопечатных книг, среди которых знаменитые “Апостол”, “Ирмологион” и др. В фондах музея прижиз­ненные издания знаменитых поэтов - Ф.И.Тютчева и А.К.Толстого; уникальные переводные издания.

Привлекает посетителей и собрание икон, самые ста­рые из которых датируются XVII веком. Поражают своей изысканностью и филигранностью исполнения многочисленные предметы из стекла и хрусталя XVIII - нач. XX вв. Завораживают посетителей экспонаты, вы­полненные из бронзы: каминные часы, подсвечники, статуэтки, письменные приборы и др.

Немеркнущему в веках подвигу советского народа посвящен раздел “Великая Отечествен­ная война”. Здесь множество подлинных экспо­натов тех грозных лет: фотографии и докумен­ты, боевые награды, личные вещи и оружие участников войны - свидетели героизма и само­отверженности народа, поднявшегося на защи­ту своей Родины.

Достойными наследниками славы отцов и дедов, их боевых традиций стали наши земляки - участники боевых действий в Афганистане и Чечне. Об их стойкости и мужестве рассказывает выставка “Судьбы опаленные войной”.

С трудовыми достижениями брянцев, с творениями их золо­тых рук знакомит посетителей раздел современной истории.

Среди них - сверкающие алмазными гранями изделия дятьковских хрустальщиков - вазы, графины, фужеры; модели продук­ции брянских машиностроителей. Отдельное место в экспози­ции отведено экспонатам, побывавшим вместе с нашим земля­ком, Героем России, летчиком-космонавтом В.М. Афанасьевым в космосе.

      Музей работает с 10 до 19 час., выходной – понедельник.

      Адрес музея: 241011, г.Брянск, пл.Партизан, д.6.  74-54-37.. Веб-сайт: bryansk-museum.ru

      Ушли в отказ

50 ЛЕТ — БРЯНСКОМУ ОБЛАСТНОМУ КРАЕВЕДЧЕСКОМУ МУЗЕЮ. 1920 год.

Брянскому областному краеведческому музею сегодня, 1 сентября 2016 г., исполнилось 95 лет!

Ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира»

3 сентября 2016 года в Литературно – мемориальном музее А.К. Толстого состоялся ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира». В рамках праздника был организован областной творческий конкурс «Заветные тропинки А.К. Толстого», основанный на одноименном новом туристическом маршруте. В конкурсе приняли участие сотрудники и экскурсоводы государственных и муниципальных музеев Брянской области.

Сотрудники «Брянского государственного краеведческого музея» представили гостям праздника театрализованную миниатюру «Романтические грезы или иллюзии воспоминаний» на стихи А.К. Толстого «Во дни минувшего бывало…». Участники сценки своей удивительной игрой попытались передать зрителю чувства, нахлынувшие на А.К. Толстого при написании данного стихотворения. За участие в конкурсе «Заветные тропинки А.К. Толстого» сотрудники Брянского государственного краеведческого музея были награждены дипломом второй степени.

Ствол 12-фунтовой (122-мм) крепостной гладкоствольной пушки образца 1838 г. переделанный в нарезной.
Оригинал был отлит на Брянском Арсенале.

Из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург).

 

Этот дубовый буфет в стиле неоклассицизма относится к концу XIX – началу XX века.

Сейчас он находится в Брянском государственном краеведческом музее, куда его передали потомки начальника Брянского Арсенала генерал-майора Анатолия Лукашова. Именно этой семье принадлежала статусная вещь.
Несмотря на солидный возраст, буфет хорошо сохранился.

 

История музея

В первой половине 1980-х гг. по проекту архитектора А. А. Зеленова на Площади Партизан началось строительство здания краеведческого музея, которое завершилось в 1984 г.

Коллектив музея с космонавтом В.М. Афанасьевым на 80летии музея в Драмтеатре декабрь 2001г

Новый год 30 декабря 1999г

Брянскому областному художественному музейно-выставочному центру полвека. Кажется срок небольшой, в сравнении с хронологическими данными центральных музеев России, но за этот период и произошло становление музейного собрания, сформировались его разделы, появились произведения известных авторов, которые теперь по праву считаются гордостью постоянной экспозиции и на которые, как на отправные точки российского искусства, сразу же обращают внимание зрители.

Но юбилей не только подведение определённых итогов, это ещё и взгляд в прошлое, в нашем случае в историю появления и развития музейно-выставочного центра, комплектации его фондов. Он был открыт в 1968 году, как преемник художественного отдела Брянского областного краеведческого музея. Именно художественным отделом, а также Художественным фондом Министерства культуры РСФСР, центру и было передано более 800 экспонатов, которые и послужили основой нового музейного образования, получившего название «Брянский музей советского изобразительного искусства».

В соответствии со статусом музея и его возможностями, работа по комплектованию коллекции сосредоточилась на произведениях современных советских художников (60-х – 70-х – 80-х гг.). И здесь нельзя не отметить деятельность на посту директора музея заслуженного работника культуры РФ Л. Удаловой, - благодаря её энтузиазму, и при ее непосредственном участии увеличилась и определилась главная часть фондов того периода.

Круг музейных запросов постепенно расширялся, возник интерес к более глубоким пластам советской и русской художественной культуры, и немаловажную роль в этом сыграли и безвозмездная передача рядом музеев, Министерствами культуры СССР и РСФСР картин русских художников ХIX века, и приобретение новых экспонатов у самих авторов, их наследников и частных владельцев. Новые направления в работе музея сказались и на его статусе, он преобразуется в Брянский областной художественный музей.

В 1985 году, в связи с тысячелетием Брянска, музею предоставили новое здание в центре города с полезной площадью в 2000 кв. м., что позволило ему открыть постоянную экспозицию, в которую вошли произведения разных видов изобразительного творчества практически всех исторически доступных периодов (до этого музей занимал незначительное помещение, где мог проводить только сменные тематические выставки из своих запасников и передвижные).

В 1995 году в Бежицком районе Брянска, в красивейшем особняке – редком образце русского провинциального модерна, построенного в начале ХХ столетия, был открыт филиал музея – «Музей братьев Ткачевых». А. и С. Ткачёвы – уроженцы Брянщины, народные художники СССР, действительные члены Российской Академии художеств, лауреаты Государственных премий СССР, авторы, имеющие мировое признание, передали в дар музею около 1000 своих живописных и графических работ.

Открытие филиала, а также активная выставочная деятельность – в музейных залах постоянно проходили и проходят выставки из Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, других ведущих музеев России, различных творческих организаций, известных мастеров и прошлого, и современного российского и зарубежного искусства, заметных брянских авторов, повлекли за собой новое изменение и в 2006 году музей вновь переименовывается, теперь уже в Брянский областной художественный музейно-выставочный центр. Это название он сохранил и в настоящее время.

Но 90-е годы и первое десятилетие 2000-х не были столь безоблачны в истории центра, как может показаться из нашего рассказа. В этот период центр, также как и вся российская культура, переживал кризис – сокращение финансирования на содержание здания и на пополнение музейной коллекции, постоянная смена директоров… не могли, естественно, положительно сказаться на его деятельности. К счастью, и это главное, центр был сохранен как отдельное учреждение культуры.

Следующий импульс в своём развитии центр получает с назначением на должность директора Е. Клюевой, до этого долгое время возглавлявшей «Музей братьев Ткачевых» и уже имевшей значительный опыт музейно-выставочной работы. Она оказалась человеком неравнодушным и энергичным и под её руководством группа молодых научных сотрудников сумела активизировать музейную жизнь и ввести новые современные формы обслуживания посетителей.

На начало 2018 года в музейных фондах насчитывалось свыше 10 тысяч единиц хранения иконописи, живописи, графики, скульптуры, сценографии, декоративно-прикладного и народного искусства, из которых более 600 произведений вошли в постоянную экспозицию головного музея и почти 120 – в экспозицию музея братьев Ткачёвых.

Два первых музейных зала отданы Древнерусской живописи, то есть иконописи. В основном здесь показываются работы мастеров ХIХ – начала ХХ вв., а также интересные образцы этого вида искусства ХVII – ХVIII вв. Большинство можно отнести к московской школе иконописи, её провинциальной ветви. Кроме того, Брянская область находится на стыке трех государств и поэтому на религиозные композиции этого региона, их изобразительную трактовку оказали влияние украинские и белорусские традиции, их стилевые особенности. К наиболее уникальным иконографическим образам, обладающим несомненной историко-художественной ценностью, следует причислить иконы «Архангел Михаил» (ХVII в.), «Господь Вседержитель» (ХVII в.), парное изображение в полный рост для иконостаса «Святая Юлиания и Святой мученик Василий Пресвитер» (конец ХVIII в.), предположительно принадлежащее кисти В. Боровиковского или кого-то из его учеников, редкие изводы Богородиц, например «Богоматерь Троеручица» (ХIХ в.), инкрустированная цветными эмалями и др.

Наиболее широко и весомо, и по качеству, и по количеству, и по именам авторов, в экспозиции представлена русская и советская живопись. Этот раздел охватывает период с середины ХIХ до конца ХХ вв.

Почти вся вторая половина ХIХ столетия прошла под знаком деятельности «Товарищества передвижных художественных выставок», которое объединяло практически всех демократически настроенных художников, а, по существу, весь цвет русской изобразительной культуры. Полотна А. Саврасова, В. Поленова, В. Маковского, А. Киселева, Н. Богданова-Бельского, Е. Волкова, а также идеализированно-лирические пейзажи Ю. Клевера и других авторов достойно отражают этот отрезок времени в художественной жизни России. «Серебряный век» русского искусства (рубеж ХIХ – ХХ вв.) с его индивидуальным мастерством наглядно демонстрируют холсты А. Архипова, П. Петровичева, Л. Куклина и др.

20-е – начало 30-х годов следующего столетия характеризуются оживлением в художественной среде. Продолжают уверенно работать старые мастера, о чем говорят живописные композиции Г. Щегаля, Н. Крымова, А. Осьмеркина, А. Лентулова и др. «Русские сезанисты», бывшие участники объединения «Бубновый валет», продолжают развивать свой материально-фактурный подход, что просматривается в поздних холстах И. Машкова, В. Рождественского, А. Куприна, Р. Фалька… Появляются новые объединения, часто диаметрально противоположные, такие как «Ассоциация художников революционной России», с подчеркнутым интересом к документальному отображению действительности (В. Котов, П. Соколов-Скаля, В. Костяницын), «Общество станковистов», утверждающее условно-образное направление в искусстве (А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Лабас), «Маковец» (С. Романович, К. Зефиров, Н. Чернышев)…

Сложный военный период отражён в портретах Ф. Модорова, натюрморте Ф. Богородского, пейзажах Я. Ромаса и др.

Обращение к новому изобразительному языку, к совмещению в одной работе монументальных и станковых особенностей приводит в начале 60-х годов к возникновению так называемого «сурового стиля», что хорошо заметно в живописи П. Оссовского, И. Попова, П. Никонова…

Пейзаж 70-х годов разнообразен и разнопланов. Для того, чтобы в этом убедиться, стоит сравнить работы таких авторов, как Г. Нисский, В. Гаврилов, В. Стожаров, А. Тутунов, В. Сидоров и др. Их произведения – неотъемлемая часть экспозиции.

В 80-е – 90-е годы на одно из первых мест выходит стремление к ярко выраженному индивидуализму в искусстве, к авангардным тенденциям. Это разнополюсное мировосприятие невозможно не заметить в холстах А. Ситникова, Н. Нестеровой, Е. Струлёва…

Музейный раздел отечественной графики отличается обилием исполнительских техник: рисунки, акварели, смешанные материалы, печатные оттиски… Открывают его гравюры Ф. Зубова, современника Петра I, именно его мастерство художника и гравировальщика не только положило начало этому виду искусства в России, но и поставило его в один ряд с лучшими графиками Западной Европы. Наброски О. Кипренского, офорты И. Шишкина, В. Максимова, В. Поленова, виньеточные гравюры П. Соколова, рисунки пером и тушью К. Коровина, акварельные зарисовки Е. Лансере, цветные литографии, посвящённые Санкт-Петербургу, А. Остроумовой-Лебедевой, графические листы Ф. Малявина, исполненные в характерной для него размашисто-живописной манере, иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова… Искусство книжной иллюстрации представлено работами художников, которых по праву можно назвать классиками этого вида графики советского периода: А. Кравченко, Ф. Константинова, К. Рудакова, В. Милашевского, Ю. Ворогушина, М. Таранова и др.

Наше представление об историко-хронологическом развитии российского искусства существенно дополняют скульптурные композиции А. Голубкиной, А. Андреева, В. Домогацкого, И. Шадра, С. Коненкова, И. Слонима, С. Лебедевой, Ю. Чернова и др. Они как бы сопровождают наш проход по музейным залам и расставлены не только в зависимости от датировки их создания, но и в соответствии с этапами развития творчества того или другого автора. На зрительское восприятие оказывает воздействие и разнообразие скульптурных материалов: дерево, тонированный гипс, шамот, мрамор, металл…

Особое место в музейном собрании занимает театрально-декорационное искусство. Несмотря на сравнительно небольшой количественный состав, среди авторов театральных эскизов много имен признанных мастеров сценографии, таких как А. Тышлер, Б. Волков, М. Курилко-Рюмин, Д. Афанасьев, С. Юнович… Их эскизы декораций и костюмов отличают высокий профессионализм исполнения, знание драматургического материала и его изобразительно-образное сценическое решение. Достаточно представителен круг киноэскизов к фильмам известных кинорежиссёров, вошедших в золотой фонд советской кинематографии: Л. Наумовой к «Ивану Грозному» (1942 – 1943, реж. С. Эйзенштейн), В. Богданова к «Каменному цветку» (1946, реж. А. Птушко) и «Войне и миру» (1966 – 1967, реж. С. Бондарчук), Б. Немечека к «Балладе о солдате» (1959, реж. Г. Чухрай), И. Новодережкина к «Андрею Рублёву» (1971, реж. А. Тарковский), Е. Куманькова к «Двенадцати стульям» (1971, реж. Л. Гайдай) и др.

Произведения декоративно-прикладного искусства занимают большой зал второго этажа музейного здания. Он встречает зрителей яркими всплесками цвета, обилием и разноликостью форм, бликующими гранями хрусталя, благородством фарфора, утончённой элегантностью стекла, несколько утяжелённой грацией керамических изделий.

Из самых ранних – пластика малых форм и вазочки конца ХIХ века, сделанных на Санкт-Петербургском Императорском фарфоровом заводе. Советское искусство представлено как мастерами старшего поколения (Б. Смирнов, А. Воробьевский и др.), во многом определившим пути развития этого вида творчества на современном этапе, так и молодыми талантливыми художниками. Для многих зрителей открытием станет композиция в стекле В. Мухиной, автора знаменитой монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», которая долгое время была символом советского государства. Не пройдет зритель равнодушно и мимо наборов, сервизов, декоративных композиций, торжественных юбилейных ваз и сувениров художников Дятьковского хрустального завода (Брянская область) – одного из ведущих центров хрустального производства нашей страны.

К предыдущему разделу по своей специфике тесно примыкает народное творчество, так как почти все предметы, выходящие из рук народных умельцев, служат не только для украшения интерьеров, но и непосредственно используются в бытовых целях.

В экспозиции можно познакомиться с образцами игрушек известных народных промыслов Российской Федерации: Дымкова, Городца, Филимонова и др., а также с ткачеством и керамикой не только разных районов Брянщины, но и других регионов России, и главное для них – сохранение исконно национальных русских традиций в декоре, символике, технологии изготовления.

В том, что брянское профессиональное творчество находится в русле тех же поисков и тенденций развития современного российского искусства, наглядно демонстрирует музейная подборка произведений местных авторов, членов Союза художников России, в чем можно убедиться на примерах живописи народного художника Ю. Махотина, заслуженного работника культуры В. Андреева, заслуженных художников В. Волкова, Е. Воскобойникова, графических листов заслуженных художников Е. Антонова и Е. Кожевникова, скульптурных композиций А. Кобилинца и Н. Козловой, сценографических эскизов заслуженного художника Л. Захарова и заслуженных деятелей искусств Б. Ентина и А. Семичасного, декоративных работ в хрустале народного художника Е. Шувалова и заслуженного художника И. Мачнева и др.

Конечно, наше освещение музейного собрания не претендует на его полный обзор, да это было бы и невозможно в такой короткой статье, но все-таки надеемся, что сумели донести до читателя хотя бы общее представление о постоянной экспозиции и произведениях, хранящихся в музейных фондах.

Брянский областной художественный музейно-выставочный центр проводит большую экскурсионную и лекционную работу по пропаганде изобразительного искусства, организует различные профильные мероприятия и занятия по интересам для разных возрастных и социальных групп, как-то: презентации, круглые столы, мастер-классы, музейно-педагогические занятия, творческие вечера и концерты, конкурсы детского творчества. При центре действуют лекторий выходного дня, детская художественная студия, клуб традиционной тряпичной куклы «Параскева» со взрослой и детской мастерскими и др. Сотрудники центра целенаправленно и последовательно занимаются научной и издательской деятельностью, только за последнее время увидели свет каталог «Век минувший, век нынешний» (2013), полный каталог «Музей братьев Ткачёвых» (2015), единственный в России альбом-каталог «Художники театра и кино. ХХ век.» (2016). Все это и многое другое, незатронутое в нашем небольшом рассказе, делают центр одним из основополагающих и знаковых учреждений культурной среды Брянска и достаточно заметным явлением в художественной жизни Центрального Федерального округа России.

В. Рысюков,

искусствовед,

член Союза художников России,

заслуженный работник культуры Р.Ф.

В ходе пленарной дискуссии «О проблемах и перспективах развития музейного дела в Российской Федерации» на VIII Санкт-Петербургском культурном форуме состоялось подведение итогов реализации Всероссийского проекта «Территория Победы», по итогам которого ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» был награждён дипломом за успешную реализацию проекта «Территория Победы» в Брянской области.

Важными результатом предварительной работы и деловых встреч на полях форума для Брянской области явилось подписание соглашения между Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук и ООО «Горстройсервис» на разработку раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия «Палеолитическая стоянка Юдиново». Это соглашение является гарантом соблюдения требований необходимых при реконструкции уникального Юдиновского историко-археологического музея.

«В МУЗЕЙНОЙ ТИШИНЕ

Я СЧАСТЛИВ И ВЗВОЛНОВАН...»

РЕПОРТАЖ ИЗ ЗАЛОВ ОБЛАСТНОГО

ИС ТОРИКО-КРАЕВЕД ЧЕС КОГО МУЗЕЯ, ГДЕ В НАЧАЛЕ

ЯНВАРЯ ОТКРЫТА НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Весенним утром я пересек широкую,уже освободившуюся из-

под снега площадь Партизан и уже хотел было взяться за

ручку массивной двери музея, как меня опередила весело

щебечущая стайка школьников, выходящая оттуда. По всей

вероятности, пяти- или шестиклассники. Разгоряченные уви-

денным, они на ходу делились первыми впечатлениями:

— Ну, природа — это класс! Особенно потрясны диорамы, там

все словно живое: и звери, и птицы, и сам лес...

— А мне больше всего лось понравился, вот уже действительно

царь, хозяин брянских лесов...

, — Да что лось, его десятки раз видел, а вот мишка с медвежата-

ми — четко сделано!

— Ой, девочки, что вы все о природе да о природе. Я в зале

дооктябрьского периода могла бы часами простоять. Просто глаза

разбегаются. Жили же люди! Я бы не прочь прокатиться в карете

императрицы Елизаветы Петровны...

— А мне портрет нашей знаменитой землячки певицы Анастасии

Вяльцевой понравился. Ну, настоящая красавица. Бывает же так:

и голос необыкновенный, и внешность божественная...

Как видно из торопливых ребячьих реплик, в музее открыты две

новые экспозиции: природы и истории дооктябрьского периода.

Это подтвердил при встрече заведующий отделом дооктябрьского

периода истории Геннадий Петрович Поляков. Но посоветовал

начать осмотр с раздела природы, так как все экскурсии

начинаются с него. А моим гидом попросил быть старейшую

работницу музея с сорокалетним стажем Антонину Константи-

новну Горохову. Она много лет подряд руководила именно отделом

природы да и в новую экспозицию вложила немало сил и, я бы

сказал, вдохновения. Да-да, именно вдохновения, ибо без него

немыслима кропотливая музейная работа.

Как она потом со мной делилась, сколько раз пришлось ей

выезжать в разные уголки Брянщины то с замечательным

фотохудожником Николаем Степановичем Романовым, чтобы

заснять необходимые кадры живой природы, то с юхотоведом

Жуковым Валерием Дмитриевичем дляккмотра «главных экспона-

тов»: зверей и птиц. А сколько времени ушло на оформление

экспозиции, сколько раз приходилось втолковывать художникам-

оформителям свое видение того, или иного экспоната, уголка,

раздела.

Впрочем, послушаем саму Антонину Константиновну:

— Музейное дело не любит спешки, оно требует огромной

подготовительной, исследовательской и аналитической работы. По

крупицам, образно говоря, по камешкам и веточкам собираются

экспонаты. Годами приходится биться над композицией будущей

выставки или какого-то ее раздела. Возьмем историю создания

нашего историко-революционного (сейчас историко-краеведческо-

го) музея. Строительство его началось в 1979 году. И только через

шесть лет — к 1000-летию Брянска — смогли мы принять первых

посетителей да и то в один только зал: современной истории (его

экспозиция разместилась на третьем этаже). И еще шесть лет

потребовала работа над новой экспозицией, той, что вы сейчас

видите. Шесть лет!

А если быть исторически точными — потребовались десятилетия

неустанной научно-поисковой, археологической и экспозиционной

работы, чтобы наш музей смог наконец «заговорить в полный

голос». Однако хватит теории, приступим к экскурсии. Давайте

с вами договоримся: я проведу для вас обзорную, так называемую

«классическую» экскурсию по залу природы, а у ж е как вы сумеете

ее интерпретировать для читателей журнала — ваше дело.

Согласны?

 

Токуют красавцы глухари. А в лесной чащобе затаился волчий выводок...

Завершает обзор последний «экологический уголок», посвященный бурым

медведям. Лес в конце августа? Как раз

приспели любимые мишкины лакомства:

малина и ежевика. Малыш-медвежо-

нок лакомится ими. А мать — само

внимание, вся начеку, чтобы никто не

спугнул трапезу ее детеныша.

СЛОВНО приняв эстафету от своего коллеги по музею, увлекательный

рассказ об экспозиции дооктябрьского периода продолжил Геннадий

Петрович Поляков. Особую убедительность ему придавал тот факт,

что Геннадий Петрович «на ты» буквально с каждым экспонатом богатей-

шей, а порой и уникальной коллекции. Археолог по призванию, историк по

образованию, он исходил многие километры по древним стоянкам, принимал

активное участие в раскопках, нашел не один десяток материальных свидетелей той

или иной исторической эпохи.

— Тематико-экспозиционный план нынешней выставки долгие годы вынашивал

и пестовал Федор Михайлович Заверняев, немало сделавший для раскрытия «белых

пятен» на археологической карте брянского края. Его же по праву считают одним из

первооткрывателей ныне знаменитого Хотылевского палеолитического местона-

хождения. С' его характеристики мы, как правило, начинаем наши обзорные

экскурсии. Седая старина, тысячелетние памятники той ушедшей от нас эпохи,

немые свидетели первых попыток человека научиться добывать себе огонь и пищу.

Первые, самые примитивные орудия каменного века.

Многое удалось найти в результате многочисленных раскопок: ножи, резцы,

скребла для очистки шкур зверей. Стоянка древнего человека все в том же Хотылеве

позволила более зримо представить ту эпоху. А вот уникальный экспонат бивень

мамонта, полый внутри. Как. каким оружием удалось создать эту полость? Как вы

могли заметить, среди музейных экспонатов немало древних раритетов: браслеты

ил бивня мамонта, знаменитые хотылев, кие статуэтки...

Следующий раздел экспозиции посвящен неолиту. Это примерно пятое

тысячилетие до новой эры. Уже изобретены топор, лодка, глиняная посуда, а значит,

сделан качественный скачок вперед в изготовлении основных орудий охоты и

предметов быта. Далее идет бронзовый век.

Посмотрите, как стремительно меняются изделия рук древних людей. Топоры

боевые, образцы посуды, в основном погребальной, изделия из глины... Наконец,

железный век. Наши предки научились выплавлять железо из руды. А сколько сразу

новых орудий труда! А какие искусные пО тем временам украшения: серьги, фибулы

(бронзовые застежки для одежды).

Здесь я прерву рассказ Полякова, чтобы извиниться и перед ним, и перед

читателем. Каюсь, я привожу лишь скупые фрагменты обстоятельного с научной

точки зрения и увлекательного по форме рассказа Геннадия Петровича. Ведь

каждая эпоха достойна отдельной главы. Но, думаю, мое состояние понятно,

и сожаление мое из-за невозможности подробного повествования тоже понятно. Так

что речь поведем лишь о наиболее ярких и запомнившихся мне как посетителю

музея экспонатах и разделах, оставив, по возможности, без больших изменений

и комментарий Полякова.

...Эпоха создания Киевской Руси — одна из самых блистательных эпох в истории

цивилизации. Обратите внимание на костюм русского воина XII века. Меч, шлем

и другие атрибуты — это как бы «слеплено», «скопировано». А вот кольчуга на

воине — подлинная. И смело могу сказать — это истинно уникальный экспонат.

... О раскопках Чашина кургана могу говорить бесконечно, ибо сам был

участником. Удалось найти немало бесценных свидетельств этой эпохи...

...Куликовская битва. Комплект вооружения русского воина XIV века. Шлем

с бармицей (защитная стальная сетка), щит, арбалет, боевой топор, меч (так

и хочется вспомнить из русских сказок: меч-кладенец). Здесь же интереснейшая

схема расположения войск на поле Куликовом. Картина, изображающая брянскую

дружину во главе с князем Дмитрием Брянским.

..Следующий раздел—«Край пограничный». Впечатляет графическая работа

«Севская крепость». А вот макет Брянской крепости. Нетрудно представить себе

древний русский город, изнемогающий от бесчисленных набегов татаро-монгол

и посему стремящийся сделаться неприступным для иноземцев. Суровые

сторожевые башни, мощные стены, оружейные и пороховые склады — все это

впечатляет.

. .А вот наш край в период освободительной войны украинского народа 1648 —

1654 годов. Большое живописное полотно изображает картину оглашения

в Стародубе указа о воссоединении Украины с Россией. Но меня больше интересует

«предметный план» той эпохи, и здесь наш музей может похвастаться редкими

образцами первых на Руси книг. Это прежде всего «Апостол» первопечатника

Ивана Федорова (подлинник, датированный 1564 годом, солидный фолиант

в окладе с застежками), «Евангелие», издание Радищевского, 1605 год. Пред-

ставляют интерес и планы наших древних городов: Почепа и Стародуба.

...Северная война. Поход на Русь шведского короля Карла XII в 1708 —

1709 годах, завершившийся его разгромом. Копия донесения фельдмаршала

Шереметьева Петру 1. Модель пушки, изобретенной сподвижником Петра Василием

Корчминым, (отлита в Петербурге на Арсенале). А вот и знаменитая Брянская

судоверфь. Еще один уникальный музейный экспонат: модель дубль-шлюпки.

Изумительное по красоте сооружение (о нем — особый рассказ в «Пересвете»).

...Свенская ярмарка. Считалась на Руси второй после Макарьевской (Нижний

Новгород). Прелюбопытны документы того времени: охранный лист купцам,

едущим на ярмарку, перечень товаров, продававшихся там. Некоторые их образцы.

...Дворянский был*. План усадьбы Тютчевых. И, не боюсь этого слова, подлинное

украшение всей экспозиции — модель кареты императрицы Елизаветы Петровны,

посетившей Брянск в XVIII веке. Впечатляют красота и изящество отделки. И по

контрасту тут же рядом — раздел «Крестьяне Брянщины»: армяк из домотканого

сукна, вилы и цеп для переработки льна —непременные орудия труда. Столовая

крестьянская посуда, конечно, деревянная и из бересты: туес с крышкой, ковшик

с резной ручкой. Чуть далее в экспозиции праздничная крестьянская одежда.

Ах, как редки были эти мгновения короткого отдыха, когда можно было надеть всю

эту неброскую, но исконно русскую красоту и щемящей душу песней растревожить

округу...

II

...Гостиная XIX века. Все подлинное: часы австрийского мастера Доминике

Бауэра (они еще идут!), скульптура Меркурия, ломберный столик с инкрустацией.

На стене — живописный овальный портрет. К этой гостиной как бы примыкает

еще одна воссозданная комната помещицы середины XIX века. Здесь уникальное

дамское бюро из карельской березы (посмотрели бы вы, каким оно было до

реконструкции!).

(..-Знаменитый Брянский Арсенал (ныне завод дорожных машин). Указ

императрицы Екатерины II от 12 января 1783 года о строительстве в Брянске

литейного двора. И еще одна гордость музея: образец пушки арсенальской от

1816 года и рядом — подлинная медаль участника Отечественной войны 1812 года.

...Крымская война 1853— 1856 годов. Подлинный походный несессер: (ящик)

русского офицера. Два пистолета, бритвенный набор, письмо, награды декабриста

Брнггена, буссоль, настоящая подзорная труба..

Переведем дух, уважаемый читатель. Ибо «за кадром» остались интереснейшие

разделы экспозиции, рассказывающие о том, как шло развитие промышленности

в брянском крае, зарождался и креп рабочий класс, возникали ростки революци-

онного движения. Но об одном разделе выставки все-таки скажем. Это культура

в XIX -^начале XX века. Интересные экспонаты (подлинные) представляют нам

выдающихся земляков: поэта и драматурга А. К. Толстого, композитора А. И. Руб-

ца и певицу А. Д. Вяльцеву. Здесь стоишь долго в благоговейной тишине. Смотришь

и слушаешь застывшую музыку былой эпохи, испытываешь гордость за наш край

и его достойных представителей.__

 




Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

Откуда эти щёкот, боль и грусть?
Что наше сердце мучит и тревожит?
Иль это «Слово» нам
Боян доносит,
Иль зовёт к своим истокам Русь?

Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.

В 1712 году царь Пётр утвердил Воинскую табель о рангах. Брянск в то время был воинскою крепостью, а не городом, и людей военных здесь было больше, чем гражданских. Согласно Табели содержание чинов в год составляло:
-генерал – 3060 рублей;
- майор – 612 рублей;
- поручик – 156 рублей;
- лекарь – 144 рублей;
- пушечный мастер –  100 рублей;
- сержант – 48 рублей;
- бомбардир и колесник – по 12 рублей в год.
Жили низшие чины очень бедно. Даже Пётр говорил, что «От одного хлеба с водой люди не могут быть добры».

История Брянска.

Мужская гимназия  в Бежице.
 


Немного интересного, умного, мудрого.

***********

Ссылаться на дурные поступки других это умываться грязью.


Улыбнись …. чуть чуть лирики.

*************

В аптеке.
- Нет, и не просите, мы не можем дать вам мышьяка, даже учитывая, что Вы принесли  фотографию Вашей тёщи.