Страницакраеведческий музей

Брянский краеведческий музей

музей

Рекомендуем сходить в Брянский государственный краеведческий музей как взрослым, так и детям, так как сейчас здесь реально интересно и познавательно.

В Брянском государственном краеведческом музее

В Брянском государственном краеведческом музее открылась выставка «Крым наш!» и прошел круглый стол «Брянский вклад в историю Крыма». Мероприятия состоялись 14 марта. Как сообщили в музее, на круглом столе был представлен обширный хронологический период связей Брянщины с Крымом. Обсуждались темы исторического характера.

Брянский краеведческий музей, конкурс ВЕХИ ТРУДА И ПОБЕД

фонды Брянского краеведческого музея

В фонды Брянского краеведческого музея поступили новые ценные экспонаты. Подарок от сотрудников Донецкого краеведческого музея – «Донецкая роза». Прекрасный цветок был изготовлен мастером из покореженной гильзы, и его красота поражает своим профессионализмом.

Брянский краеведческий музей приглашает на занятия музейного центра Школа без учебника

В Брянском государственном краеведческом музее

12 декабря 2023 года в Брянском государственном краеведческом музее состоялся областной методический семинар «Историческое просвещение музейными средствами». Мероприятие было организовано музеем совместно с ГБУ ДПО «Брянский областной учебно-методический центр культуры и искусства». Слушателями семинара стали представители муниципальных и государственных музеев Брянской области.

Брянский государственный краеведческий музей

Делегация Брянской области приняла участие в торжественной церемонии вручения премии Центрального федерального округа. Ее вручают в сфере литературы и искусства. С теплыми словами приветствия к участникам торжества обратился полномочный представитель Президента России в ЦФО Игорь Щеголев. – Благодарственным письмом полномочного представителя Президента России в ЦФО Игоря Щеголева был награжден Брянский государственный краеведческий музей. Этой благодарностью был отмечен вклад музея в сохранение истории партизанского движения на Брянщине в годы Великой Отечественной войны, – проинформировали в областном департаменте культуры. Больше двух лет музеем велась кропотливая работа по подготовке энциклопедического словаря «История партизанского движения на Брянщине в годы Великой Отечественной войны (1941-1943)». Презентация словаря состоялась в конце ноября 2023 года в рамках Международного открытого научного семинара «Нацистские лагеря смерти на территории Союзного государства».

Брянский краеведческий музей о целях и задачах специальной военной операции

Брянский государственный краеведческий музей.

Делегация Брянской области принимает участие в торжественной церемонии вручения Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства.

Со словами приветствия к участникам церемонии обратился Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев.

Благодарственным письмом Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе И. О. Щеголева за вклад в сохранение истории партизанского движения на Брянщине в годы Великой Отечественной войны награжден
Брянский государственный краеведческий музей.

Более двух лет музеем велась работа по подготовке энциклопедического словаря «История партизанского движения на Брянщине в годы Великой Отечественной войны (1941-1943)».

Презентация энциклопедического словаря состоялась при поддержке Правительства Брянской области и департамента культуры Брянской области 29 ноября 2023 года в рамках Международного открытого научного семинара «Нацистские лагеря смерти на территории Союзного государства».

Ко Дню 80-летия со дня освобождения города музей готов.

Ко Дню 80-летия со дня освобождения города музей готов.

Брянском краеведческом музее

В Брянском краеведческом музее состоится интеллектуальная игра к 80-летию освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков.

13 сентября 2023 года в Брянском краеведческом музее состоится музейная интеллектуальная игра, посвященная 80-летию освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Эта дата уже на протяжении многих лет остается для Брянской области общей радостью и гордостью. Гордость за подвиги предков - это чувство, которое растёт в душе по крупинкам, собирается годами. Чем дальше от нас сентябрь 1943 года, тем яснее становится величие подвига партизан и подпольщиков, помогающим войскам советской армии в освобождении нашей Брянщины.
Игра пройдет в два этапа. Участниками первого этапа станут сборные команды учащихся 8-11 классов средних общеобразовательных учебных заведений, кадетских школ и юнармейцев нашего города, второго этапа - сборные команды студентов 1-3 курсов ССУЗов и ВУЗов. Под руководством своих наставников они сразятся в интеллектуальном соревновании и продемонстрируют свои знания по периоду оккупации и освобождению Брянщины: ключевых событиях и датах, знаковых местах, участниках и отражении данных событий в искусстве.

Пешеходные экскурсии по Брянску

Брянский краеведческий музей

В Брянский краеведческий музей продолжают поступать предметы, связанные с проведением Специальной военной операции. Сегодня, 1 августа 2023 г. депутат Государственной Думы РФ Николай Алексеенко передал музею целый комплекс таких экспонатов. Среди предметов – фрагменты снарядов натовского образца, части трофейного вооружения, фрагменты  техники. Все экспонаты несут на себе зримый отпечаток боевых действий. Н.Н. Алексеенко не в первый раз выступает в качестве дарителя для нашего музея. Ранее он уже передавал ценные экспонаты, связанные с историей партизанского движения. Брянский краеведческий музей выражает благодарность Николаю Николаевичу Алексеенко за сотрудничество в деле пополнения музейных фондов и неравнодушное отношение к сохранению истории нашей страны.

Брянский краеведческий музей

16 декабря Брянский краеведческий музей отпраздновал столетнюю годовщину со дня образования.

Здоровый образ жизни

Брянский государственный краеведческий музей

На каникулах 2 «Б» класс совершил увлекательную экскурсию с фонариками в Брянский государственный краеведческий музей. Экскурсия прошла в темноте, а освещали себе путь экскурсанты с помощью фонариков. Ребята смогли увидеть то, что обычно не замечают при дневном свете. Научный сотрудник музея познакомил с самыми яркими и удивительными экспонатами музея и открыл их секреты.

Первые музеи города Брянска. 1906 год.

Брянский краеведческий музей стал уникальной площадкой акции «Большой этнографический диктант»

Брянский краеведческий музей стал уникальной площадкой акции «Большой этнографический диктант»

Конкурс говорят потомки

Брянский краеведческий музей Русская изба от печки до лавочки.

11 октября 2022 г. сотрудники Брянского краеведческого музея посетили детский сад "Мотылек" с интерактивным мероприятием "Русская изба от печки до лавочки".

Сотни тысяч экспонатов повествуют

Основанный в 1921 году и заново возродившийся в 1943-м, Брянский крае­ведческий музей стал поистине сокровищницей исторического наследия нашего края. Многочисленные экспонаты, выставленные на 2500 кв. метрах экспо­зиционных залов и хранящиеся в фондах, хранят память о минувших тысяче­летиях и готовы поделиться ею с посетителями музея.

Краеведческий музей - советские партизаны на приёме у И.В. Сталина

О природных богатствах края, климате, ча­рующем растительном и животном мире Брян­ской области рассказывают экспонаты отдела природы. Она не только делилась с человеком своими несметными сокровищами, но еще была источником вдохновения для Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, Д.Л.Андреева, Н.М.Грибачева и других философов и литераторов, чье творчест­во неразрывно связано с Брянской землей.

Орёл двуглавый – символ нашей Державы. Брянский государственный краеведческий музей

Здесь можно увидеть образцы древних пород, окаменевшие растения и останки удивительных животных, некогда населявших территорию ны­нешней Брянской области в различные геологи­ческие эпохи. Среди экспонатов - полный скелет мамонта, кости шерстистого носорога, волка, песца, лемминга и др. животных так называемой “мамонтовой” фауны.

Уникальное археологическое наследие, отражающее ос­новные периоды развития человечества, представлено в раз­деле археологии. Среди экспонатов орудия труда первобыт­ного человека: резцы, ножи, скребки, наконечники стрел и копий, образцы первобытного искусства. Многие из экспона­тов имеют возраст до 200 тыс. лет.

Бронзовый век представлен топорами, ножами из бронзы, орнаментированной посудой из глины и др. Бытовые и куль­товые предметы: маски, светильники, фигурки-игрушки, раз­нообразные украшения пришли к нам из железного века.

Множество экспонатов рассказывают о быте и образе жизни восточно- славянских племен - вятичей, радимичей и северян. Наглядно представлены этапы развития Древнерусского государства.

За долгую историю Брянская земля неоднократно станови­лась ареной боевых действий. Она воспитала немало героев, прославивших ее в веках. Неслучайно в экспозиции музея широ­ко представлено оружие: от стрел и копий с костяными и крем­ниевыми наконечниками времен неолитадо пушек брянского Арсенала, громивших ту­рок на Шипкинском пере­вале в Освободительной войне 1877-1878 гг. и по­бедного оружия Великой Отечественной войны.

Музей располагает обширной коллекцией рукопис­ных и старопечатных книг, среди которых знаменитые “Апостол”, “Ирмологион” и др. В фондах музея прижиз­ненные издания знаменитых поэтов - Ф.И.Тютчева и А.К.Толстого; уникальные переводные издания.

Привлекает посетителей и собрание икон, самые ста­рые из которых датируются XVII веком. Поражают своей изысканностью и филигранностью исполнения многочисленные предметы из стекла и хрусталя XVIII - нач. XX вв. Завораживают посетителей экспонаты, вы­полненные из бронзы: каминные часы, подсвечники, статуэтки, письменные приборы и др.

Немеркнущему в веках подвигу советского народа посвящен раздел “Великая Отечествен­ная война”. Здесь множество подлинных экспо­натов тех грозных лет: фотографии и докумен­ты, боевые награды, личные вещи и оружие участников войны - свидетели героизма и само­отверженности народа, поднявшегося на защи­ту своей Родины.

Достойными наследниками славы отцов и дедов, их боевых традиций стали наши земляки - участники боевых действий в Афганистане и Чечне. Об их стойкости и мужестве рассказывает выставка “Судьбы опаленные войной”.

С трудовыми достижениями брянцев, с творениями их золо­тых рук знакомит посетителей раздел современной истории.

Среди них - сверкающие алмазными гранями изделия дятьковских хрустальщиков - вазы, графины, фужеры; модели продук­ции брянских машиностроителей. Отдельное место в экспози­ции отведено экспонатам, побывавшим вместе с нашим земля­ком, Героем России, летчиком-космонавтом В.М. Афанасьевым в космосе.

      Музей работает с 10 до 19 час., выходной – понедельник.

      Адрес музея: 241011, г.Брянск, пл.Партизан, д.6.  74-54-37.. Веб-сайт: bryansk-museum.ru

      Ушли в отказ

50 ЛЕТ — БРЯНСКОМУ ОБЛАСТНОМУ КРАЕВЕДЧЕСКОМУ МУЗЕЮ. 1920 год.

16 декабря Брянский краеведческий музей отпраздновал столетнюю годовщину со дня образования. За время его существования сменилось несколько названий и зданий. Музей разрушался и был восстановлен с нуля после Великой Отечественной войны. Сегодня он является одним из главных хранителей и рассказчиков о прошлом и настоящем Брянского края. А замдиректора музея по научной работе Владимир Алексеев рассказал читателям «Брянского рабочего» об основных вехах истории учреждения-юбиляра.

В дореволюционные годы на территории современной Брянской области не было ни одного государственного музея, однако существовал ряд собраний музейного характера. Это прежде всего сокровища монастырских ризниц, самая значительная из которых находилась в Свенском Успенском монастыре. Богатые собрания живописи и других произведений искусства были в помещичьих усадьбах Разумовских, Завадовских, Гудовичей. Однако они возникали и исчезали по прихоти владельцев. После Октября 1917 года музей воспринимался как средство спасения исторических и культурных ценностей, которые «гибли в вихре революции». Острая необходимость появления музея в Брянске была вызвана еще и тем обстоятельством, что в 1920 году город становится центром Брянской губернии. 24 июня 1920 г. пленум Брянского губисполкома принял решение об организации в центре губернии художественно-исторического музея. Создателем учреждения стал талантливый краевед и архивист Сергей Сергеевич Деев (1874 – около 1944 гг.). Уроженец Петербурга, выпускник учительского института и Академии художеств, он много лет отдал преподавательской работе в северной столице. В 1916 г. прибыл в Брянск по назначению Министерства народного просвещения в качестве инспектора народных училищ по уезду. В сентябре 1921-го Деева назначают заведующим музеем с исполнением обязанностей заведующего Брянским губернским архивом. В 1930 г. С.С. Деев был снят с должности директора музея, преподавал в Брянском техническом училище, умер во время эвакуации в Средней Азии в период Великой Отечественной войны. Брянский губернский краевой музей, как первоначально он назывался, был открыт для посещения в начале 1922 г. Экспозиция музея, как и сегодня, была посвящена истории и природе края. «В естественно-историческом отделении положены начала для кабинетов: геологического, минералогического, палеонтологического, энтомологического и ботанического… Культурно-историческое отделение имеет собрание гравюр с западноевропейских произведений искусства, собрание, правда, небольшое картин русских и иностранных художников, отделение христианских древностей, коллекции по нумизматике, археологии и несколько образцов прикладного искусства» – так описывали его в 1926 году. Музей размещался в помещении бывшей церкви при Высшем техническом училище. В 1964 г. на этом месте была построена гостиница «Десна». Коллекция музея формировалась при непосредственном участии С.С. Деева, преимущественно на основе ценностей национализированных имений и монастырей и в результате археологических и этнографических экспедиций. Музейное собрание насчитывало несколько тысяч уникальных экспонатов (в том числе подлинные русские летописи, уникальные археологические и этнографические материалы, произведения русских, советских и зарубежных художников), а его библиотека – 8 тысяч томов редкой исторической литературы. В собрании музея находились 30 картин Левитана, Шишкина, Серова, Маковского, Кончаловского, Айвазовского. В 1929 г. было создано Брянское губернское объединение музеев, в которое, кроме губернского музея, вошли открытые в 1925 г. музей Октябрьской революции и антирелигиозный. С 1933 г. объединенный музей занимал бывший купеческий двухэтажный дом на улице Калинина, 42. Годы оккупации Брянска (1941-1943 гг.) были трагическими для краеведческого музея – все экспонаты и библиотека были разграблены и бесследно исчезли. Коллекции музея, за исключением изделий из драгметаллов, не удалось эвакуировать. По этой причине после освобождения Брянщины в 1943 г. учреждение пришлось восстанавливать заново. 8 октября 1943 г. горсовет принял постановление «О создании городского музея». В 1947 г. в том же здании, в котором музей размещался до войны, была открыта выставка, посвященная истории края в годы Великой Отечественной войны и особенно партизанскому движению. Так возобновилась деятельность Брянского областного краеведческого музея. С 1948 по 1954 годы директором музея был бывший партизанский комиссар Алексей Андреевич Тресиков. В этот период в музей на должность научного сотрудника был принят Федор Михайлович Заверняев (1919- 1994 гг.), проработавший в музее 40 лет и внесший значительный вклад в развитие как музея, так и мировой науки. Мировую известность в археологических кругах ему принесли многолетние раскопки палеолитических стоянок в с. Хотылево. Им же была открыта Почепская культура, а раскопками на Чашином кургане доказано тысячелетие Брянска. Основная часть археологической коллекции музея собрана Ф.М. Заверняевым. С 1955 по 1961 годы учреждением руководил Леонид Зиновьевич Школьников, историк-краевед, автор двух книг, нескольких статей. Под его руководством была создана экспозиция музея на ул. Калинина. Л.З. Школьников поддержал молодого учителя Владимира Даниловича Гамолина и помог ему создать экспозиции музея Ф.И. Тютчева в селе Овстуг. В 1976 г. музей вновь сменил адрес: ул. Октябрьская, 86 (рядом с цирком). Здесь в двух небольших залах была подготовлена и в 1978 г. открыта экспозиция, посвященная археологическим памятникам Брянской области от нижнего палеолита до Древней Руси включительно, истории Брянского края XIX – начала XX веков. Основная же часть экспозиции была посвящена истории Брянского края в советский период. Заслуга в комплектовании естественно-научных коллекций музея и создания на их основе экспозиций отдела природы принадлежит Антонине Константиновне Гороховой, которая работала в музее с 1954 по 2012 годы, в том числе в должности заведующей отделом природы три десятка лет. Под ее руководством и личном участии построены экспозиции отделов природы областного музея в разные годы в разных зданиях (1959, 1968, 1977, 1991 гг.), а также в филиалах. Наибольшего размаха музейное строительство в Брянской области получило в 1980-е годы. Положительную роль в развитии музейного дела на Брянщине сыграло создание в 1980 г. объединения музеев области, в состав которого вошли Брянский краеведческий музей с 9 филиалами и 5 районных музеев. В результате этого изменился не только статус музея (в созданном объединении он стал головным), но очередной раз и его название – объединенный историко-революционный. В 1982 г. было завершено строительство нового монументального здания по проекту архитектора Александра Алексеевича Зеленова на историческом месте – площади Партизан. В этот период, с 1983 по 1991 годы, директором музея была выпускница Московского государственного историко-архивного института Людмила Федоровна Осипенко. Она имела большой опыт научно-исследовательской работы в архивах, была автором многих статей по истории Брянской области. На ее долю выпало руководство строительством экспозиции в новом здании музея. В 1986 г. была открыта экспозиция отдела советской истории. Тематико-экспозиционный план экспозиции был разработан отделом советской истории, который многие годы возглавляла выпускница Петрозаводского университета Светлана Яковлевна Горбачева. Художественный проект экспозиции был разработан художниками Ленинградского комбината живописнооформительского искусства – одного из лучших в то время специализированных предприятий. Ряд художественных работ был выполнен художниками Ленинградского комбината декоративно-прикладного искусства. Скульптуры созданы на Ленинградском скульптурном комбинате. Сотни копий, карт, схем и рисунков выполнены художниками комбината графического искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. Нестандартное оборудование для экспозиций было изготовлено на промышленных предприятиях Брянска. Авторами монументальных картин были ленинградские художники Владимир Ильич Писарев и Анатолий Григорьевич Слепков. В 1991 г. была открыта для посещения экспозиция отдела природы. Чучела для диорам отдела были изготовлены лучшим таксидермистом Советского Союза, сотрудником Зоологического музея в Ленинграде Михаилом Абрамовичем Заславским. Живописную часть диорам «Времена года» исполнил ленинградский художник, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств Владимир Рудольфович Френц. Для экспозиции головного музея и музея Ф.И. Тютчева в Овстуге в антикварных магазинах Ленинграда, Москвы, у частных коллекционеров проводились закупки антикварной мебели, бронзы, гравюр, книг. В Брянске приобретены коллекции предметов последнего начальника «Брянского Арсенала» генерал-майора А.Н. Лукашова и стародубских дворян Соколовых. Собирательская и экспозиционная работа, связанная с открытием новой экспозиции на площади Партизан, позволила подняться и превзойти уровень коллекций и экспозиций довоенного времени. В эти же годы в рамках объединения созданы новые музеи. В 1985 г. был открыт Юдиновский историко-археологический музей, одним из объектов которого является павильон «Палеолит». Здесь экспонируются остатки древнейшего жилища человека из костей мамонта, возраст которого составляет 15 тыс. лет. Заслуга в создании этого музея принадлежит местному учителю, художнику, краеведу Леониду Ивановичу Гришину (1938-2018 гг.). В 1983 г. перестроена экспозиция музея истории партизанского движения на Партизанской поляне. В 1986 г. в Брянске была открыта экспозиция Брянского литературного музея. Большой вклад в создание этого музея внес брянский литературовед Владимир Петрович Парыгин (1926- 1998 гг.). После того, как здание музея было признано аварийным, музей в 2009 г. был закрыт. Экспонаты литературного музея теперь можно увидеть в головном музее и отдельных филиалах. В частности, в 2010 г. в Брянском государственном краеведческом музее воссоздан мемориальный кабинет писателя П.Л. Проскурина. В основу экспозиции лег проект художника Валентина Яковлевич Локоткова, созданный ранее для Брянского литературного музея. В 1986 г. в восстановленном доме Ф.И. Тютчева открыта новая литературномемориальная экспозиция, автором которой стал ленинградский художник Борис Леонидович Яновский. С 1991 по 2007 годы музей возглавлял сам Владимир Петрович Алексеев, выпускник Гомельского университета. В это время были перестроены экспозиции ряда филиалов: Навлинского, Сещинского, Почепского, Климовского, Севского, Юдиновского. В 1993 г. по художественному проекту Б.Л. Яновского построена новая экспозиция в восстановленном доме А.К. Толстого в селе Красный Рог. Необходимо отметить огромную роль Брянского краеведческого музея в развитии музейной сети Брянской области. В 1968 г. на основе художественной коллекции краеведческого музея создан Брянский областной художественный музей (ныне Брянский областной художественный музейно-выставочный центр). В 2003 г. была перестроена экспозиция музея в с. Овстуг, после чего данный филиал Брянского краеведческого музея преобразован в Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг». В 2009 г. также на основе филиала Брянского краеведческого музея создан самостоятельный музей истории партизанского движения «Партизанская поляна». Созданию этих учреждений предшествовала долгая работа коллектива Брянского краеведческого музея по сбору экспонатов и подготовке экспозиций. Последним крупным музеем, созданным на Брянщине, стал мемориальный комплекс «Хацунь», открывшийся в 2011 г. В настоящее время он является филиалом Брянского государственного краеведческого музея. С 1 января 2017 г. в структуру музея был включен еще один филиал – музей Д.Н. Медведева, ранее существовавший как народный. А годом ранее в структуру музея на правах отдела включен Брянский областной планетарий. На 1 января 2021 г. основной фонд хранения по объединению состоит из 289813 ед., из них в головном музее – 200557; научно-вспомогательный фонд насчитывает 74347 единиц хранения, из них в головном музее – 40417. Самая большая коллекция головного музея – «Археологическая» – насчитывает 92534 единицы хранения. Особую ценность представляют предметы из раскопа всемирно известных палеолитических стоянок Хотылево I, Хотылево II, Юдиново, в том числе одни из древнейших в мире произведений искусства – палеолитические Венеры. В этнографической коллекции имеется 2311 предметов быта населения Брянщины, в том числе комплекты нарядной женской одежды из разных районов области, коллекция рушников, кружев, монист. Более 1000 предметов, в том числе личные вещи, посуда, документы, фотографии, книги, входят в Тютчевскую коллекцию. 4729 экспонатов входят в коллекцию «Редкая книга». Наиболее ценную часть этого собрания представляют старопечатные книги (90 ед.), из них два «Апостола» XVI века, «Евангелие Радишевского» и другие московские издания XVII в., книги первой на Брянщине Клинцовской типографии. В музее собраны коллекции графики (1148 ед.), икон (207 ед.), медной пластики (140 ед.). С 2020 г. и по настоящее время в учреждениях культуры Брянской области экспонируется выставка «Дороги и судьбы Императорской семьи на Брянской земле». В 2020 г. Брянский государственный краеведческий музей участвовал в создании передвижной выставки «Без срока давности: трагедия мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Таким образом, Брянский краеведческий музей, начавший свою деятельность с маленькой комнаты в здании Брянского технического училища, пройдя нелегкий путь испытаний и преобразований, сумел стать главным хранилищем исторических ценностей, ведущим музейным центром Брянской области.

 

Брянский государственный краеведческий музей. 24 июня 1920 года- 1 сентября 1921 года.

 

Брянскому областному краеведческому музею сегодня, 1 сентября 2016 г., исполнилось 95 лет.

музейные работники в 1950 году.

Снимок сделан во время экспедиции в деревне Удолье

Брянцам показали уникальное фото, на котором запечатлены музейные работники. Снимок был сделан в 1950 году.

Несколько членов коллектива музея и сопровождающие лица во время экспедиции в деревне Удолье Трубчевского района. Третий справа (в головном уборе) – директор А.А. Тресиков.

Поездки такого рода регулярно проводились для сбора экспонатов для областного музея, чьи фонды были утрачены в годы Великой Отечественной войны.

Неслучайно поэтому из 390 новых экспонатов, зафиксированных в Книге Поступления основного фонда - это фотографии, природные объекты и окаменелости мелового периода.

На выделенные государством деньги были закуплены для экспозиции: чучела животных и птиц, народная женская одежда, картины брянских художников. Оплачивалась и работа музейного археолога.

Боевое Знамя 111 отдельного зенитного артиллерийского дивизиона (Брянского Фронта)

Ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира»

3 сентября 2016 года в Литературно – мемориальном музее А.К. Толстого состоялся ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира». В рамках праздника был организован областной творческий конкурс «Заветные тропинки А.К. Толстого», основанный на одноименном новом туристическом маршруте. В конкурсе приняли участие сотрудники и экскурсоводы государственных и муниципальных музеев Брянской области.

Сотрудники «Брянского государственного краеведческого музея» представили гостям праздника театрализованную миниатюру «Романтические грезы или иллюзии воспоминаний» на стихи А.К. Толстого «Во дни минувшего бывало…». Участники сценки своей удивительной игрой попытались передать зрителю чувства, нахлынувшие на А.К. Толстого при написании данного стихотворения. За участие в конкурсе «Заветные тропинки А.К. Толстого» сотрудники Брянского государственного краеведческого музея были награждены дипломом второй степени.

Ствол 12-фунтовой (122-мм) крепостной гладкоствольной пушки образца 1838 г. переделанный в нарезной.
Оригинал был отлит на Брянском Арсенале.

Из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург).

 

Этот дубовый буфет в стиле неоклассицизма относится к концу XIX – началу XX века.

Сейчас он находится в Брянском государственном краеведческом музее, куда его передали потомки начальника Брянского Арсенала генерал-майора Анатолия Лукашова. Именно этой семье принадлежала статусная вещь.
Несмотря на солидный возраст, буфет хорошо сохранился.

 

История музея

В первой половине 1980-х гг. по проекту архитектора А. А. Зеленова на Площади Партизан началось строительство здания краеведческого музея, которое завершилось в 1984 г.

Коллектив музея с космонавтом В.М. Афанасьевым на 80летии музея в Драмтеатре декабрь 2001г

Новый год 30 декабря 1999г

Брянскому областному художественному музейно-выставочному центру полвека. Кажется срок небольшой, в сравнении с хронологическими данными центральных музеев России, но за этот период и произошло становление музейного собрания, сформировались его разделы, появились произведения известных авторов, которые теперь по праву считаются гордостью постоянной экспозиции и на которые, как на отправные точки российского искусства, сразу же обращают внимание зрители.

Но юбилей не только подведение определённых итогов, это ещё и взгляд в прошлое, в нашем случае в историю появления и развития музейно-выставочного центра, комплектации его фондов. Он был открыт в 1968 году, как преемник художественного отдела Брянского областного краеведческого музея. Именно художественным отделом, а также Художественным фондом Министерства культуры РСФСР, центру и было передано более 800 экспонатов, которые и послужили основой нового музейного образования, получившего название «Брянский музей советского изобразительного искусства».

В соответствии со статусом музея и его возможностями, работа по комплектованию коллекции сосредоточилась на произведениях современных советских художников (60-х – 70-х – 80-х гг.). И здесь нельзя не отметить деятельность на посту директора музея заслуженного работника культуры РФ Л. Удаловой, - благодаря её энтузиазму, и при ее непосредственном участии увеличилась и определилась главная часть фондов того периода.

Круг музейных запросов постепенно расширялся, возник интерес к более глубоким пластам советской и русской художественной культуры, и немаловажную роль в этом сыграли и безвозмездная передача рядом музеев, Министерствами культуры СССР и РСФСР картин русских художников ХIX века, и приобретение новых экспонатов у самих авторов, их наследников и частных владельцев. Новые направления в работе музея сказались и на его статусе, он преобразуется в Брянский областной художественный музей.

В 1985 году, в связи с тысячелетием Брянска, музею предоставили новое здание в центре города с полезной площадью в 2000 кв. м., что позволило ему открыть постоянную экспозицию, в которую вошли произведения разных видов изобразительного творчества практически всех исторически доступных периодов (до этого музей занимал незначительное помещение, где мог проводить только сменные тематические выставки из своих запасников и передвижные).

В 1995 году в Бежицком районе Брянска, в красивейшем особняке – редком образце русского провинциального модерна, построенного в начале ХХ столетия, был открыт филиал музея – «Музей братьев Ткачевых». А. и С. Ткачёвы – уроженцы Брянщины, народные художники СССР, действительные члены Российской Академии художеств, лауреаты Государственных премий СССР, авторы, имеющие мировое признание, передали в дар музею около 1000 своих живописных и графических работ.

Открытие филиала, а также активная выставочная деятельность – в музейных залах постоянно проходили и проходят выставки из Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, других ведущих музеев России, различных творческих организаций, известных мастеров и прошлого, и современного российского и зарубежного искусства, заметных брянских авторов, повлекли за собой новое изменение и в 2006 году музей вновь переименовывается, теперь уже в Брянский областной художественный музейно-выставочный центр. Это название он сохранил и в настоящее время.

Но 90-е годы и первое десятилетие 2000-х не были столь безоблачны в истории центра, как может показаться из нашего рассказа. В этот период центр, также как и вся российская культура, переживал кризис – сокращение финансирования на содержание здания и на пополнение музейной коллекции, постоянная смена директоров… не могли, естественно, положительно сказаться на его деятельности. К счастью, и это главное, центр был сохранен как отдельное учреждение культуры.

Следующий импульс в своём развитии центр получает с назначением на должность директора Е. Клюевой, до этого долгое время возглавлявшей «Музей братьев Ткачевых» и уже имевшей значительный опыт музейно-выставочной работы. Она оказалась человеком неравнодушным и энергичным и под её руководством группа молодых научных сотрудников сумела активизировать музейную жизнь и ввести новые современные формы обслуживания посетителей.

На начало 2018 года в музейных фондах насчитывалось свыше 10 тысяч единиц хранения иконописи, живописи, графики, скульптуры, сценографии, декоративно-прикладного и народного искусства, из которых более 600 произведений вошли в постоянную экспозицию головного музея и почти 120 – в экспозицию музея братьев Ткачёвых.

Два первых музейных зала отданы Древнерусской живописи, то есть иконописи. В основном здесь показываются работы мастеров ХIХ – начала ХХ вв., а также интересные образцы этого вида искусства ХVII – ХVIII вв. Большинство можно отнести к московской школе иконописи, её провинциальной ветви. Кроме того, Брянская область находится на стыке трех государств и поэтому на религиозные композиции этого региона, их изобразительную трактовку оказали влияние украинские и белорусские традиции, их стилевые особенности. К наиболее уникальным иконографическим образам, обладающим несомненной историко-художественной ценностью, следует причислить иконы «Архангел Михаил» (ХVII в.), «Господь Вседержитель» (ХVII в.), парное изображение в полный рост для иконостаса «Святая Юлиания и Святой мученик Василий Пресвитер» (конец ХVIII в.), предположительно принадлежащее кисти В. Боровиковского или кого-то из его учеников, редкие изводы Богородиц, например «Богоматерь Троеручица» (ХIХ в.), инкрустированная цветными эмалями и др.

Наиболее широко и весомо, и по качеству, и по количеству, и по именам авторов, в экспозиции представлена русская и советская живопись. Этот раздел охватывает период с середины ХIХ до конца ХХ вв.

Почти вся вторая половина ХIХ столетия прошла под знаком деятельности «Товарищества передвижных художественных выставок», которое объединяло практически всех демократически настроенных художников, а, по существу, весь цвет русской изобразительной культуры. Полотна А. Саврасова, В. Поленова, В. Маковского, А. Киселева, Н. Богданова-Бельского, Е. Волкова, а также идеализированно-лирические пейзажи Ю. Клевера и других авторов достойно отражают этот отрезок времени в художественной жизни России. «Серебряный век» русского искусства (рубеж ХIХ – ХХ вв.) с его индивидуальным мастерством наглядно демонстрируют холсты А. Архипова, П. Петровичева, Л. Куклина и др.

20-е – начало 30-х годов следующего столетия характеризуются оживлением в художественной среде. Продолжают уверенно работать старые мастера, о чем говорят живописные композиции Г. Щегаля, Н. Крымова, А. Осьмеркина, А. Лентулова и др. «Русские сезанисты», бывшие участники объединения «Бубновый валет», продолжают развивать свой материально-фактурный подход, что просматривается в поздних холстах И. Машкова, В. Рождественского, А. Куприна, Р. Фалька… Появляются новые объединения, часто диаметрально противоположные, такие как «Ассоциация художников революционной России», с подчеркнутым интересом к документальному отображению действительности (В. Котов, П. Соколов-Скаля, В. Костяницын), «Общество станковистов», утверждающее условно-образное направление в искусстве (А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Лабас), «Маковец» (С. Романович, К. Зефиров, Н. Чернышев)…

Сложный военный период отражён в портретах Ф. Модорова, натюрморте Ф. Богородского, пейзажах Я. Ромаса и др.

Обращение к новому изобразительному языку, к совмещению в одной работе монументальных и станковых особенностей приводит в начале 60-х годов к возникновению так называемого «сурового стиля», что хорошо заметно в живописи П. Оссовского, И. Попова, П. Никонова…

Пейзаж 70-х годов разнообразен и разнопланов. Для того, чтобы в этом убедиться, стоит сравнить работы таких авторов, как Г. Нисский, В. Гаврилов, В. Стожаров, А. Тутунов, В. Сидоров и др. Их произведения – неотъемлемая часть экспозиции.

В 80-е – 90-е годы на одно из первых мест выходит стремление к ярко выраженному индивидуализму в искусстве, к авангардным тенденциям. Это разнополюсное мировосприятие невозможно не заметить в холстах А. Ситникова, Н. Нестеровой, Е. Струлёва…

Музейный раздел отечественной графики отличается обилием исполнительских техник: рисунки, акварели, смешанные материалы, печатные оттиски… Открывают его гравюры Ф. Зубова, современника Петра I, именно его мастерство художника и гравировальщика не только положило начало этому виду искусства в России, но и поставило его в один ряд с лучшими графиками Западной Европы. Наброски О. Кипренского, офорты И. Шишкина, В. Максимова, В. Поленова, виньеточные гравюры П. Соколова, рисунки пером и тушью К. Коровина, акварельные зарисовки Е. Лансере, цветные литографии, посвящённые Санкт-Петербургу, А. Остроумовой-Лебедевой, графические листы Ф. Малявина, исполненные в характерной для него размашисто-живописной манере, иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова… Искусство книжной иллюстрации представлено работами художников, которых по праву можно назвать классиками этого вида графики советского периода: А. Кравченко, Ф. Константинова, К. Рудакова, В. Милашевского, Ю. Ворогушина, М. Таранова и др.

Наше представление об историко-хронологическом развитии российского искусства существенно дополняют скульптурные композиции А. Голубкиной, А. Андреева, В. Домогацкого, И. Шадра, С. Коненкова, И. Слонима, С. Лебедевой, Ю. Чернова и др. Они как бы сопровождают наш проход по музейным залам и расставлены не только в зависимости от датировки их создания, но и в соответствии с этапами развития творчества того или другого автора. На зрительское восприятие оказывает воздействие и разнообразие скульптурных материалов: дерево, тонированный гипс, шамот, мрамор, металл…

Особое место в музейном собрании занимает театрально-декорационное искусство. Несмотря на сравнительно небольшой количественный состав, среди авторов театральных эскизов много имен признанных мастеров сценографии, таких как А. Тышлер, Б. Волков, М. Курилко-Рюмин, Д. Афанасьев, С. Юнович… Их эскизы декораций и костюмов отличают высокий профессионализм исполнения, знание драматургического материала и его изобразительно-образное сценическое решение. Достаточно представителен круг киноэскизов к фильмам известных кинорежиссёров, вошедших в золотой фонд советской кинематографии: Л. Наумовой к «Ивану Грозному» (1942 – 1943, реж. С. Эйзенштейн), В. Богданова к «Каменному цветку» (1946, реж. А. Птушко) и «Войне и миру» (1966 – 1967, реж. С. Бондарчук), Б. Немечека к «Балладе о солдате» (1959, реж. Г. Чухрай), И. Новодережкина к «Андрею Рублёву» (1971, реж. А. Тарковский), Е. Куманькова к «Двенадцати стульям» (1971, реж. Л. Гайдай) и др.

Произведения декоративно-прикладного искусства занимают большой зал второго этажа музейного здания. Он встречает зрителей яркими всплесками цвета, обилием и разноликостью форм, бликующими гранями хрусталя, благородством фарфора, утончённой элегантностью стекла, несколько утяжелённой грацией керамических изделий.

Из самых ранних – пластика малых форм и вазочки конца ХIХ века, сделанных на Санкт-Петербургском Императорском фарфоровом заводе. Советское искусство представлено как мастерами старшего поколения (Б. Смирнов, А. Воробьевский и др.), во многом определившим пути развития этого вида творчества на современном этапе, так и молодыми талантливыми художниками. Для многих зрителей открытием станет композиция в стекле В. Мухиной, автора знаменитой монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», которая долгое время была символом советского государства. Не пройдет зритель равнодушно и мимо наборов, сервизов, декоративных композиций, торжественных юбилейных ваз и сувениров художников Дятьковского хрустального завода (Брянская область) – одного из ведущих центров хрустального производства нашей страны.

К предыдущему разделу по своей специфике тесно примыкает народное творчество, так как почти все предметы, выходящие из рук народных умельцев, служат не только для украшения интерьеров, но и непосредственно используются в бытовых целях.

В экспозиции можно познакомиться с образцами игрушек известных народных промыслов Российской Федерации: Дымкова, Городца, Филимонова и др., а также с ткачеством и керамикой не только разных районов Брянщины, но и других регионов России, и главное для них – сохранение исконно национальных русских традиций в декоре, символике, технологии изготовления.

В том, что брянское профессиональное творчество находится в русле тех же поисков и тенденций развития современного российского искусства, наглядно демонстрирует музейная подборка произведений местных авторов, членов Союза художников России, в чем можно убедиться на примерах живописи народного художника Ю. Махотина, заслуженного работника культуры В. Андреева, заслуженных художников В. Волкова, Е. Воскобойникова, графических листов заслуженных художников Е. Антонова и Е. Кожевникова, скульптурных композиций А. Кобилинца и Н. Козловой, сценографических эскизов заслуженного художника Л. Захарова и заслуженных деятелей искусств Б. Ентина и А. Семичасного, декоративных работ в хрустале народного художника Е. Шувалова и заслуженного художника И. Мачнева и др.

Конечно, наше освещение музейного собрания не претендует на его полный обзор, да это было бы и невозможно в такой короткой статье, но все-таки надеемся, что сумели донести до читателя хотя бы общее представление о постоянной экспозиции и произведениях, хранящихся в музейных фондах.

Брянский областной художественный музейно-выставочный центр проводит большую экскурсионную и лекционную работу по пропаганде изобразительного искусства, организует различные профильные мероприятия и занятия по интересам для разных возрастных и социальных групп, как-то: презентации, круглые столы, мастер-классы, музейно-педагогические занятия, творческие вечера и концерты, конкурсы детского творчества. При центре действуют лекторий выходного дня, детская художественная студия, клуб традиционной тряпичной куклы «Параскева» со взрослой и детской мастерскими и др. Сотрудники центра целенаправленно и последовательно занимаются научной и издательской деятельностью, только за последнее время увидели свет каталог «Век минувший, век нынешний» (2013), полный каталог «Музей братьев Ткачёвых» (2015), единственный в России альбом-каталог «Художники театра и кино. ХХ век.» (2016). Все это и многое другое, незатронутое в нашем небольшом рассказе, делают центр одним из основополагающих и знаковых учреждений культурной среды Брянска и достаточно заметным явлением в художественной жизни Центрального Федерального округа России.

В. Рысюков,

искусствовед,

член Союза художников России,

заслуженный работник культуры Р.Ф.

В ходе пленарной дискуссии «О проблемах и перспективах развития музейного дела в Российской Федерации» на VIII Санкт-Петербургском культурном форуме состоялось подведение итогов реализации Всероссийского проекта «Территория Победы», по итогам которого ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» был награждён дипломом за успешную реализацию проекта «Территория Победы» в Брянской области.

Важными результатом предварительной работы и деловых встреч на полях форума для Брянской области явилось подписание соглашения между Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук и ООО «Горстройсервис» на разработку раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия «Палеолитическая стоянка Юдиново». Это соглашение является гарантом соблюдения требований необходимых при реконструкции уникального Юдиновского историко-археологического музея.

Брянщина славится своей природой. Животный и растительный мир – достояние и богатство края. А познакомиться с этим биоразнообразием можно в экспозиции отдела природы Брянского краеведческого музея. К слову, это одно из старейших подразделений музея, отметившего свой вековой юбилей. Об экспозиции отдела природы довоенного периода известно мало. По данным на 1922 год, в естественноисторическом отделении было положено начало для геологического, минералогического, энтомологического и ботанического разделов. В военные годы все материалы по природе региона, как и материалы других отделов, были, к сожалению, утрачены. Повторное открытие музея, называемого тогда уже Брянским областным краеведческим, состоялось в 1949 г. В первой половине 1950-х годов основные разделы экспозиции дополнялись новыми направлениями и материалами, несколько раз экспозицию полностью перестраивали. В начале 1958 г. в отделе появляется новый заведующий, и вплоть до открытия экспозиции в нынешнем здании музея в 1991-м вся история отдела природы тесно связана с именем Антонины Константиновны Гороховой, посвятившей краеведческому музею 57 лет плодотворной работы В должности заведующей отделом природы А.К. Горохова проработала с 1958 по 1990 гг. За это время была проделана огромная научно-исследовательская, собирательская и просветительская работа. А.К. Горохова разработала ряд научно-исследовательских и научно-прикладных тем в области гидрологии, краеведения и охраны природы. Была проведена большая работа по созданию справочно-энциклопедических краеведческих материалов, в числе которых материалы для масштабного издания «Природные ресурсы и окружающая среда субъектов РФ», а также материалы для первого издания Красной книги Брянской области. Примерно в 1980 г. началось строительство современного здания музея на пл. Партизан. На протяжении 1980-х годов сотрудниками отдела природы велась работа по сбору материала и оформлению экспозиции: Т.М. Филиппова готовила раздел, посвященный почвам Брянской области, В.П. Балалаева занималась темой флоры и растительности региона, Т.И. Прокофьева и В.Е. Симоненко участвовали в оформлении диорам, биогрупп и витрин. Заведующая отделом, работая по теме гидрологии и другим направлениям, руководила процессом и контролировала реализацию тематико-экспозиционного плана. Важную роль в этом процессе сыграла Л.Ф. Осипенко, занимавшая должность директора музея с 1983 по 1991 годы. Во время создания экспозиции в музее работали первоклассные специалисты из разных организаций. Большую часть чучел изготовил для музея сотрудник Зоологического института АН СССР, лучший таксидермист Советского Союза М.А. Заславский. Живописную часть диорам исполнил академик живописи, член Ленинградского Союза художников В.Р. Френц. Художественное оформление экспозиций создавалось специалистами Ленинградских комбинатов, в то время признанных лучшими в Советском Союзе. На сегодняшний день экспозиция отдела природы – это свыше двух тысяч экспонатов. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, в 2021 г. в отделе природы состоялись 3 временные выставки, более 110 экскурсий и мероприятий, в которых приняли участие более 3300 человек. Спустя 30 лет с момента открытия экспозиция отдела природы не теряет своей актуальности, дает ясное и убедительное представление о природных богатствах края, чем мы во многом обязаны кропотливой и вдумчивой работе ее автора – А.К. Гороховой

 

«В МУЗЕЙНОЙ ТИШИНЕ

Я СЧАСТЛИВ И ВЗВОЛНОВАН...»

РЕПОРТАЖ ИЗ ЗАЛОВ ОБЛАСТНОГО

ИС ТОРИКО-КРАЕВЕД ЧЕС КОГО МУЗЕЯ, ГДЕ В НАЧАЛЕ

ЯНВАРЯ ОТКРЫТА НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Весенним утром я пересек широкую,уже освободившуюся из-

под снега площадь Партизан и уже хотел было взяться за

ручку массивной двери музея, как меня опередила весело

щебечущая стайка школьников, выходящая оттуда. По всей

вероятности, пяти- или шестиклассники. Разгоряченные уви-

денным, они на ходу делились первыми впечатлениями:

— Ну, природа — это класс! Особенно потрясны диорамы, там

все словно живое: и звери, и птицы, и сам лес...

— А мне больше всего лось понравился, вот уже действительно

царь, хозяин брянских лесов...

, — Да что лось, его десятки раз видел, а вот мишка с медвежата-

ми — четко сделано!

— Ой, девочки, что вы все о природе да о природе. Я в зале

дооктябрьского периода могла бы часами простоять. Просто глаза

разбегаются. Жили же люди! Я бы не прочь прокатиться в карете

императрицы Елизаветы Петровны...

— А мне портрет нашей знаменитой землячки певицы Анастасии

Вяльцевой понравился. Ну, настоящая красавица. Бывает же так:

и голос необыкновенный, и внешность божественная...

Как видно из торопливых ребячьих реплик, в музее открыты две

новые экспозиции: природы и истории дооктябрьского периода.

Это подтвердил при встрече заведующий отделом дооктябрьского

периода истории Геннадий Петрович Поляков. Но посоветовал

начать осмотр с раздела природы, так как все экскурсии

начинаются с него. А моим гидом попросил быть старейшую

работницу музея с сорокалетним стажем Антонину Константи-

новну Горохову. Она много лет подряд руководила именно отделом

природы да и в новую экспозицию вложила немало сил и, я бы

сказал, вдохновения. Да-да, именно вдохновения, ибо без него

немыслима кропотливая музейная работа.

Как она потом со мной делилась, сколько раз пришлось ей

выезжать в разные уголки Брянщины то с замечательным

фотохудожником Николаем Степановичем Романовым, чтобы

заснять необходимые кадры живой природы, то с юхотоведом

Жуковым Валерием Дмитриевичем дляккмотра «главных экспона-

тов»: зверей и птиц. А сколько времени ушло на оформление

экспозиции, сколько раз приходилось втолковывать художникам-

оформителям свое видение того, или иного экспоната, уголка,

раздела.

Впрочем, послушаем саму Антонину Константиновну:

— Музейное дело не любит спешки, оно требует огромной

подготовительной, исследовательской и аналитической работы. По

крупицам, образно говоря, по камешкам и веточкам собираются

экспонаты. Годами приходится биться над композицией будущей

выставки или какого-то ее раздела. Возьмем историю создания

нашего историко-революционного (сейчас историко-краеведческо-

го) музея. Строительство его началось в 1979 году. И только через

шесть лет — к 1000-летию Брянска — смогли мы принять первых

посетителей да и то в один только зал: современной истории (его

экспозиция разместилась на третьем этаже). И еще шесть лет

потребовала работа над новой экспозицией, той, что вы сейчас

видите. Шесть лет!

А если быть исторически точными — потребовались десятилетия

неустанной научно-поисковой, археологической и экспозиционной

работы, чтобы наш музей смог наконец «заговорить в полный

голос». Однако хватит теории, приступим к экскурсии. Давайте

с вами договоримся: я проведу для вас обзорную, так называемую

«классическую» экскурсию по залу природы, а у ж е как вы сумеете

ее интерпретировать для читателей журнала — ваше дело.

Согласны?

 

Токуют красавцы глухари. А в лесной чащобе затаился волчий выводок...

Завершает обзор последний «экологический уголок», посвященный бурым

медведям. Лес в конце августа? Как раз

приспели любимые мишкины лакомства:

малина и ежевика. Малыш-медвежо-

нок лакомится ими. А мать — само

внимание, вся начеку, чтобы никто не

спугнул трапезу ее детеныша.

СЛОВНО приняв эстафету от своего коллеги по музею, увлекательный

рассказ об экспозиции дооктябрьского периода продолжил Геннадий

Петрович Поляков. Особую убедительность ему придавал тот факт,

что Геннадий Петрович «на ты» буквально с каждым экспонатом богатей-

шей, а порой и уникальной коллекции. Археолог по призванию, историк по

образованию, он исходил многие километры по древним стоянкам, принимал

активное участие в раскопках, нашел не один десяток материальных свидетелей той

или иной исторической эпохи.

— Тематико-экспозиционный план нынешней выставки долгие годы вынашивал

и пестовал Федор Михайлович Заверняев, немало сделавший для раскрытия «белых

пятен» на археологической карте брянского края. Его же по праву считают одним из

первооткрывателей ныне знаменитого Хотылевского палеолитического местона-

хождения. С' его характеристики мы, как правило, начинаем наши обзорные

экскурсии. Седая старина, тысячелетние памятники той ушедшей от нас эпохи,

немые свидетели первых попыток человека научиться добывать себе огонь и пищу.

Первые, самые примитивные орудия каменного века.

Многое удалось найти в результате многочисленных раскопок: ножи, резцы,

скребла для очистки шкур зверей. Стоянка древнего человека все в том же Хотылеве

позволила более зримо представить ту эпоху. А вот уникальный экспонат бивень

мамонта, полый внутри. Как. каким оружием удалось создать эту полость? Как вы

могли заметить, среди музейных экспонатов немало древних раритетов: браслеты

ил бивня мамонта, знаменитые хотылев, кие статуэтки...

Следующий раздел экспозиции посвящен неолиту. Это примерно пятое

тысячилетие до новой эры. Уже изобретены топор, лодка, глиняная посуда, а значит,

сделан качественный скачок вперед в изготовлении основных орудий охоты и

предметов быта. Далее идет бронзовый век.

Посмотрите, как стремительно меняются изделия рук древних людей. Топоры

боевые, образцы посуды, в основном погребальной, изделия из глины... Наконец,

железный век. Наши предки научились выплавлять железо из руды. А сколько сразу

новых орудий труда! А какие искусные пО тем временам украшения: серьги, фибулы

(бронзовые застежки для одежды).

Здесь я прерву рассказ Полякова, чтобы извиниться и перед ним, и перед

читателем. Каюсь, я привожу лишь скупые фрагменты обстоятельного с научной

точки зрения и увлекательного по форме рассказа Геннадия Петровича. Ведь

каждая эпоха достойна отдельной главы. Но, думаю, мое состояние понятно,

и сожаление мое из-за невозможности подробного повествования тоже понятно. Так

что речь поведем лишь о наиболее ярких и запомнившихся мне как посетителю

музея экспонатах и разделах, оставив, по возможности, без больших изменений

и комментарий Полякова.

...Эпоха создания Киевской Руси — одна из самых блистательных эпох в истории

цивилизации. Обратите внимание на костюм русского воина XII века. Меч, шлем

и другие атрибуты — это как бы «слеплено», «скопировано». А вот кольчуга на

воине — подлинная. И смело могу сказать — это истинно уникальный экспонат.

... О раскопках Чашина кургана могу говорить бесконечно, ибо сам был

участником. Удалось найти немало бесценных свидетельств этой эпохи...

...Куликовская битва. Комплект вооружения русского воина XIV века. Шлем

с бармицей (защитная стальная сетка), щит, арбалет, боевой топор, меч (так

и хочется вспомнить из русских сказок: меч-кладенец). Здесь же интереснейшая

схема расположения войск на поле Куликовом. Картина, изображающая брянскую

дружину во главе с князем Дмитрием Брянским.

..Следующий раздел—«Край пограничный». Впечатляет графическая работа

«Севская крепость». А вот макет Брянской крепости. Нетрудно представить себе

древний русский город, изнемогающий от бесчисленных набегов татаро-монгол

и посему стремящийся сделаться неприступным для иноземцев. Суровые

сторожевые башни, мощные стены, оружейные и пороховые склады — все это

впечатляет.

. .А вот наш край в период освободительной войны украинского народа 1648 —

1654 годов. Большое живописное полотно изображает картину оглашения

в Стародубе указа о воссоединении Украины с Россией. Но меня больше интересует

«предметный план» той эпохи, и здесь наш музей может похвастаться редкими

образцами первых на Руси книг. Это прежде всего «Апостол» первопечатника

Ивана Федорова (подлинник, датированный 1564 годом, солидный фолиант

в окладе с застежками), «Евангелие», издание Радищевского, 1605 год. Пред-

ставляют интерес и планы наших древних городов: Почепа и Стародуба.

...Северная война. Поход на Русь шведского короля Карла XII в 1708 —

1709 годах, завершившийся его разгромом. Копия донесения фельдмаршала

Шереметьева Петру 1. Модель пушки, изобретенной сподвижником Петра Василием

Корчминым, (отлита в Петербурге на Арсенале). А вот и знаменитая Брянская

судоверфь. Еще один уникальный музейный экспонат: модель дубль-шлюпки.

Изумительное по красоте сооружение (о нем — особый рассказ в «Пересвете»).

...Свенская ярмарка. Считалась на Руси второй после Макарьевской (Нижний

Новгород). Прелюбопытны документы того времени: охранный лист купцам,

едущим на ярмарку, перечень товаров, продававшихся там. Некоторые их образцы.

...Дворянский был*. План усадьбы Тютчевых. И, не боюсь этого слова, подлинное

украшение всей экспозиции — модель кареты императрицы Елизаветы Петровны,

посетившей Брянск в XVIII веке. Впечатляют красота и изящество отделки. И по

контрасту тут же рядом — раздел «Крестьяне Брянщины»: армяк из домотканого

сукна, вилы и цеп для переработки льна —непременные орудия труда. Столовая

крестьянская посуда, конечно, деревянная и из бересты: туес с крышкой, ковшик

с резной ручкой. Чуть далее в экспозиции праздничная крестьянская одежда.

Ах, как редки были эти мгновения короткого отдыха, когда можно было надеть всю

эту неброскую, но исконно русскую красоту и щемящей душу песней растревожить

округу...

II

...Гостиная XIX века. Все подлинное: часы австрийского мастера Доминике

Бауэра (они еще идут!), скульптура Меркурия, ломберный столик с инкрустацией.

На стене — живописный овальный портрет. К этой гостиной как бы примыкает

еще одна воссозданная комната помещицы середины XIX века. Здесь уникальное

дамское бюро из карельской березы (посмотрели бы вы, каким оно было до

реконструкции!).

(..-Знаменитый Брянский Арсенал (ныне завод дорожных машин). Указ

императрицы Екатерины II от 12 января 1783 года о строительстве в Брянске

литейного двора. И еще одна гордость музея: образец пушки арсенальской от

1816 года и рядом — подлинная медаль участника Отечественной войны 1812 года.

...Крымская война 1853— 1856 годов. Подлинный походный несессер: (ящик)

русского офицера. Два пистолета, бритвенный набор, письмо, награды декабриста

Брнггена, буссоль, настоящая подзорная труба..

Переведем дух, уважаемый читатель. Ибо «за кадром» остались интереснейшие

разделы экспозиции, рассказывающие о том, как шло развитие промышленности

в брянском крае, зарождался и креп рабочий класс, возникали ростки революци-

онного движения. Но об одном разделе выставки все-таки скажем. Это культура

в XIX -^начале XX века. Интересные экспонаты (подлинные) представляют нам

выдающихся земляков: поэта и драматурга А. К. Толстого, композитора А. И. Руб-

ца и певицу А. Д. Вяльцеву. Здесь стоишь долго в благоговейной тишине. Смотришь

и слушаешь застывшую музыку былой эпохи, испытываешь гордость за наш край

и его достойных представителей.__

 




Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

Откуда эти щёкот, боль и грусть?
Что наше сердце мучит и тревожит?
Иль это «Слово» нам
Боян доносит,
Иль зовёт к своим истокам Русь?

Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.

В 1712 году царь Пётр утвердил Воинскую табель о рангах. Брянск в то время был воинскою крепостью, а не городом, и людей военных здесь было больше, чем гражданских. Согласно Табели содержание чинов в год составляло:
-генерал – 3060 рублей;
- майор – 612 рублей;
- поручик – 156 рублей;
- лекарь – 144 рублей;
- пушечный мастер –  100 рублей;
- сержант – 48 рублей;
- бомбардир и колесник – по 12 рублей в год.
Жили низшие чины очень бедно. Даже Пётр говорил, что «От одного хлеба с водой люди не могут быть добры».

История Брянска.

Мужская гимназия  в Бежице.
 


Немного интересного, умного, мудрого.

***********

Ссылаться на дурные поступки других это умываться грязью.


Улыбнись …. чуть чуть лирики.

*************

В аптеке.
- Нет, и не просите, мы не можем дать вам мышьяка, даже учитывая, что Вы принесли  фотографию Вашей тёщи.