Страницак истории

К истории культуры Брянского края во второй половине XIII -  начале XVI веков

Алипий, иконописец Печерский

Как мы уже упоминали ранее, конец XIII - начало XIV века в исто­рии Брянского края ознаменовалось очень важными историко-культурны­ми событиями - восстановлением традиции черниговского летописания в Брянске. Летописная работа, в связи с ослаблением общерусских связей и ростом самостоятельности отдельных земель, возобновилась на Руси после монголо-татарского нашествия.

По мнению исследователей, «вполне вероятно существование с нача­ла XIV века летописной работы в Брянске, имевшем собственную княже­скую ветвь и проявлявшем большую политическую активность». О суще­ствовании в Брянске епископско-княжеского летописания, по-видимому, в виде небольшой по объему местной хроники, свидетельствует довольно часто приводившаяся цепочка фрагментов брянской политической исто­рии, попавшая в Смоленскую летопись 1408 года, а затем в Московские летописные своды XV века.

Общеизвестна замечательная художественная поэма «Задонщина», посвященная исторической победе над Мамаем на Куликовом поле в 1380 году. По мнению ученых-филологов, основой и предшественницей «За-донщины» стало «Писание о Мамаевом побоище», сочиненное брянским боярином Софонием, по-видимому, при дворе Дмитрия Ольгердовича Брянского. Неизвестный автор «Задонщины» использовал его вместе со «Словом о полку Игореве» и другими источниками для создания своей поэмы.

Еще одним неординарным историко-литературным памятником яв­ляется «Сказание о зачатии (основании) Брянского Свенского Успенского Печерского монастыря в 5 поприщах от града Брянска». Оно сохранилось в списке XVI века, но написано было гораздо раньше и специальному ис­следованию пока не подвергалось.

При Брянской епископской кафедре, несомненно, существовала об­ширная для того времени библиотека. О ее существовании уже в 50-е годы XIII века косвенно свидетельствуют летописи, сообщая о блестящем об­разовании брянской княжны, дочери Романа Михайловича Старого, Оль­ги Романовны, княгини Волынской. Она вместе со своим просвещенным мужем Владимиром Васильковичем Волынским посылали ценные подар­ки - иконы и книги епархиям Перемышльской, Луцкой, а также Черни­говской и Брянской. В частности, ею в Брянск было послано Евангелие в драгоценном окладе.

В 1460 году в летописи упоминается епископ Евфимий, бежавший из Брянска в Москву из-за преследований сторонников унии с католиче­ской церковью. С собой он привез уникальную Кормчую (сборник ви­зантийских церковных законов) Сербской редакции в списке XIII века, оформленную художником-иконописцем Драгославом.

Живопись

     ► Декоративно-прикладное искусство

    ► Архитектура

                     ► Денежное обращение