К истории культуры Брянского края во второй половине XIII - начале XVI веков
Алипий, иконописец Печерский
Как мы уже упоминали ранее, конец XIII - начало XIV века в истории Брянского края ознаменовалось очень важными историко-культурными событиями - восстановлением традиции черниговского летописания в Брянске. Летописная работа, в связи с ослаблением общерусских связей и ростом самостоятельности отдельных земель, возобновилась на Руси после монголо-татарского нашествия.
По мнению исследователей, «вполне вероятно существование с начала XIV века летописной работы в Брянске, имевшем собственную княжескую ветвь и проявлявшем большую политическую активность». О существовании в Брянске епископско-княжеского летописания, по-видимому, в виде небольшой по объему местной хроники, свидетельствует довольно часто приводившаяся цепочка фрагментов брянской политической истории, попавшая в Смоленскую летопись 1408 года, а затем в Московские летописные своды XV века.
Общеизвестна замечательная художественная поэма «Задонщина», посвященная исторической победе над Мамаем на Куликовом поле в 1380 году. По мнению ученых-филологов, основой и предшественницей «За-донщины» стало «Писание о Мамаевом побоище», сочиненное брянским боярином Софонием, по-видимому, при дворе Дмитрия Ольгердовича Брянского. Неизвестный автор «Задонщины» использовал его вместе со «Словом о полку Игореве» и другими источниками для создания своей поэмы.
Еще одним неординарным историко-литературным памятником является «Сказание о зачатии (основании) Брянского Свенского Успенского Печерского монастыря в 5 поприщах от града Брянска». Оно сохранилось в списке XVI века, но написано было гораздо раньше и специальному исследованию пока не подвергалось.
При Брянской епископской кафедре, несомненно, существовала обширная для того времени библиотека. О ее существовании уже в 50-е годы XIII века косвенно свидетельствуют летописи, сообщая о блестящем образовании брянской княжны, дочери Романа Михайловича Старого, Ольги Романовны, княгини Волынской. Она вместе со своим просвещенным мужем Владимиром Васильковичем Волынским посылали ценные подарки - иконы и книги епархиям Перемышльской, Луцкой, а также Черниговской и Брянской. В частности, ею в Брянск было послано Евангелие в драгоценном окладе.
В 1460 году в летописи упоминается епископ Евфимий, бежавший из Брянска в Москву из-за преследований сторонников унии с католической церковью. С собой он привез уникальную Кормчую (сборник византийских церковных законов) Сербской редакции в списке XIII века, оформленную художником-иконописцем Драгославом.
► Живопись