СтраницаЖивопись

Живопись Брянщина

Одной из самых древних и почитаемых святынь Русской Православ­ной Церкви является чудотворная икона Богоматери Печерской Свенской. Она датируется концом XI - началом XII века. Предполагаемым создате­лем Свенской Печерской иконы Божьей Матери является преподобный Алипий (Алимпий) Печерский. О жизни Алипия, описании его деяний, рассказов о чудесах, творимых им и происходящих с его иконами, напи­сано в Киево-Печерском патерике.

Около 1083-1084 годов Алипий родителями был отдан в Печер-ский монастырь для обучения иконописи у приезжих мастеров-греков, которые, против своего желания, были призваны расписывать Печерские церкви. По окончании работ Алипий принял постриг в монастыре, а впо­следствии был рукоположен игуменом Никоном в священнический сан.

«Он научился искусству иконного писания не ради богатства, а ради доброго употребления своего дара, ибо он работал, рисуя иконы, сколько кому надо было, - всем, игумену и братии, ничего не беря за свой труд». По словам Поликарпа, инока и автора Печерского патерика (сборник жиз­неописаний и изречений отцов-монахов), Алипий трудился не ради коры­сти, если даже ему случалось выручить что-нибудь за работу, треть денег он расходовал на нужды икон, треть отдавал в милостыню и треть расхо­довал на монастырские нужды. Когда у Алипия не было работы, он брал взаймы золото и серебро для изготовления оклада и все, что нужно для икон, делал икону тому, кому был должен, и отдавал ее обратно заимодав­цу. Часто просил своих друзей, если увидят в церкви обветшалые иконы, то чтобы приносили их к нему, и, обновив, ставил их на свои места. Год кончины преподобного Алипия неизвестен, в церковной традиции назы­вается 1114 год, но на каком основании, неясно. Его мощи находятся в Ближней, или Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря.

Размер Свенской (Печерской) иконы - 67><42 см, доска липовая, над­ставлена сверху и снизу по спиленным полям. Древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позд­нейшими записями. На окладе имеется текст: «В лето 6000 и семсотое 96 (1288 г.). Окладована бысть ся икона благоверным великим князем Рома­ном Михайловичем Черниговским и великою княжною Анастасиею Ме­сяца сентября в 26 на память святого апостола Иоанна Богослова».

Основатели Печерского монастыря Антоний и Феодосии изобра­жены в мантиях, скрепленных на груди золотыми застежками. Фон поля золотой, поля коричневые. Краски одежд - красновато-коричневые, ко­ричневые, синие, голубые, красные, желтоватого оттенка. Плотные широ­кие голубые пробелы наложены по голубому и синеватому фону. На ко­ричневых одеждах толстые темные описи складок. Богоматерь Свенская Печерская изображена сидящей на троне. Ее фигура укорочена, так пере­дается ракурс, обусловленный высотой трона. Она держит перед собой Христа, младенец выпрямлен, голова его приподнята, руки с вытянутыми вверх указательным и средним пальцами распростерты. Взгляд младен­ца - взрослый, осмысленный. Есть определенный показатель духовной зрелости - «идеальный возраст», который меньше всего зависим от вели­чины временного отрезка жизни. Именно из этой концепции возникают изображения взрослых как детей и детей как взрослых.

Икона «Свенская Печерская Божья Матерь»

«Идеальный возраст» воспринимался иконописцами не как отсут­ствие старости или младенчества, а как совершенство, добродетель. Мать обеими руками поддерживает сына. Ноги ее покоятся на высоком под­ножии трона, опирающемся на двухъярусную аркатуру, от нижнего яруса уцелели лишь фрагменты. По сторонам красной, украшенной золотом по­душки трона помещены высокие, вытянутых пропорций фигуры препо­добных. Младенец обеими руками двоеперстно благословляет их. Слева стоит с непокрытой головой темноволосый Феодосии, справа - Антоний в куколе. В руках преподобных - длинные развернутые свитки с плохо читаемыми черными надписями. Свиток в руках Феодосия сохранился плохо, фрагменты надписи «оаг преп Фе...», а текст поучения Антония, хотя и с утратами, поддается прочтению. В переводе на современный рус­ский язык оно гласит: «Молю вас так, чада, держимся воздержания и не ленимся, имея ведь о сем Господа помощником».

В 1974 году икона Богоматерь Свенская Печерская была исследована рентгеном и инфракрасными лучами. И благодаря этому мы можем уви­деть, что первоначально в руках Антнония и Феодосия были почти оди­наковые по форме и длине свитки. «Трон же Богоматери имел в подножии три арочки. Композиция иконы была устойчивой и уравновешенной». Так она была написана первоначально. «Видимо, в XIII веке, желая придать ей какое-то новое значение, написали новый текст на широком свитке». И это доказывает, что икона была написана не в XIII веке, а раньше.

По гипотезе искусствоведа Никодима Павловича Кондакова, Бого­матерь Свенская-Печерская является списком с заалтарного образа моза­ичного изображения Богоматери (1083-1089 годов) в алтаре Печерского Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Также вполне допустим и предложенный искусствоведом Валентиной Ивановной Антоновой дру­гой вариант происхождения Свенской иконы: она, как считает исследова­тель, «является списком, исполненном в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон». Эту версию разделял и искусствовед, академик Виктор Никитич Лазарев. Возможно, что печерский образ по­вторял икону, находившуюся в соборе Софии в Константинополе.

В опубликованной исследователем истории русской литературы Ле­онидом Михайловичем Майковым «Беседе о святынях Цареграда», да­тируемой концом XIII - началом XIV века, приведена любопытная под­робность: в соборе «по левой стороне есть теремецъ чюдно устроенъ; въ немъ икона Пречистая Царица Богородица; та икона посылалав мастеры на К1евъ ставить церковь в Печере ко святому Антонию и Феодосию».

Мнения исследователей в настоящее время расходятся - является ли дан­ная икона списком с прославленной древней святыни или это сам перво­образ.

Таким образом, среди исследователей сформировалась два направ­ления. Сторонники первого считают, что икона была написана в конце XI века и принадлежит кисти Алипия. Другие, что это список 1288 года, ко­торые монахи Киево-Печерского монастыря прислали в Брянск. Если до 1974 года исследователи руководствовались искусствоведческим анали­зом и текстовыми источниками, то в 1974 году, после упомянутого рент­геновского обследования иконы, было установлено, что она является под­линником рубежа XI-XII веков. В 1288 году Киево-Печерский монастырь, как и Киев, был разрушен и опустел, лучшие мастера были угнаны в Орду и маловероятно, что среди монашествующих нашелся бы иконописец та­кого уровня, который смог бы сделать копию иконы, не дошедшей до нас.