Живопись Брянщина
Одной из самых древних и почитаемых святынь Русской Православной Церкви является чудотворная икона Богоматери Печерской Свенской. Она датируется концом XI - началом XII века. Предполагаемым создателем Свенской Печерской иконы Божьей Матери является преподобный Алипий (Алимпий) Печерский. О жизни Алипия, описании его деяний, рассказов о чудесах, творимых им и происходящих с его иконами, написано в Киево-Печерском патерике.
Около 1083-1084 годов Алипий родителями был отдан в Печер-ский монастырь для обучения иконописи у приезжих мастеров-греков, которые, против своего желания, были призваны расписывать Печерские церкви. По окончании работ Алипий принял постриг в монастыре, а впоследствии был рукоположен игуменом Никоном в священнический сан.
«Он научился искусству иконного писания не ради богатства, а ради доброго употребления своего дара, ибо он работал, рисуя иконы, сколько кому надо было, - всем, игумену и братии, ничего не беря за свой труд». По словам Поликарпа, инока и автора Печерского патерика (сборник жизнеописаний и изречений отцов-монахов), Алипий трудился не ради корысти, если даже ему случалось выручить что-нибудь за работу, треть денег он расходовал на нужды икон, треть отдавал в милостыню и треть расходовал на монастырские нужды. Когда у Алипия не было работы, он брал взаймы золото и серебро для изготовления оклада и все, что нужно для икон, делал икону тому, кому был должен, и отдавал ее обратно заимодавцу. Часто просил своих друзей, если увидят в церкви обветшалые иконы, то чтобы приносили их к нему, и, обновив, ставил их на свои места. Год кончины преподобного Алипия неизвестен, в церковной традиции называется 1114 год, но на каком основании, неясно. Его мощи находятся в Ближней, или Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря.
Размер Свенской (Печерской) иконы - 67><42 см, доска липовая, надставлена сверху и снизу по спиленным полям. Древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. На окладе имеется текст: «В лето 6000 и семсотое 96 (1288 г.). Окладована бысть ся икона благоверным великим князем Романом Михайловичем Черниговским и великою княжною Анастасиею Месяца сентября в 26 на память святого апостола Иоанна Богослова».
Основатели Печерского монастыря Антоний и Феодосии изображены в мантиях, скрепленных на груди золотыми застежками. Фон поля золотой, поля коричневые. Краски одежд - красновато-коричневые, коричневые, синие, голубые, красные, желтоватого оттенка. Плотные широкие голубые пробелы наложены по голубому и синеватому фону. На коричневых одеждах толстые темные описи складок. Богоматерь Свенская Печерская изображена сидящей на троне. Ее фигура укорочена, так передается ракурс, обусловленный высотой трона. Она держит перед собой Христа, младенец выпрямлен, голова его приподнята, руки с вытянутыми вверх указательным и средним пальцами распростерты. Взгляд младенца - взрослый, осмысленный. Есть определенный показатель духовной зрелости - «идеальный возраст», который меньше всего зависим от величины временного отрезка жизни. Именно из этой концепции возникают изображения взрослых как детей и детей как взрослых.
Икона «Свенская Печерская Божья Матерь»
«Идеальный возраст» воспринимался иконописцами не как отсутствие старости или младенчества, а как совершенство, добродетель. Мать обеими руками поддерживает сына. Ноги ее покоятся на высоком подножии трона, опирающемся на двухъярусную аркатуру, от нижнего яруса уцелели лишь фрагменты. По сторонам красной, украшенной золотом подушки трона помещены высокие, вытянутых пропорций фигуры преподобных. Младенец обеими руками двоеперстно благословляет их. Слева стоит с непокрытой головой темноволосый Феодосии, справа - Антоний в куколе. В руках преподобных - длинные развернутые свитки с плохо читаемыми черными надписями. Свиток в руках Феодосия сохранился плохо, фрагменты надписи «оаг преп Фе...», а текст поучения Антония, хотя и с утратами, поддается прочтению. В переводе на современный русский язык оно гласит: «Молю вас так, чада, держимся воздержания и не ленимся, имея ведь о сем Господа помощником».
В 1974 году икона Богоматерь Свенская Печерская была исследована рентгеном и инфракрасными лучами. И благодаря этому мы можем увидеть, что первоначально в руках Антнония и Феодосия были почти одинаковые по форме и длине свитки. «Трон же Богоматери имел в подножии три арочки. Композиция иконы была устойчивой и уравновешенной». Так она была написана первоначально. «Видимо, в XIII веке, желая придать ей какое-то новое значение, написали новый текст на широком свитке». И это доказывает, что икона была написана не в XIII веке, а раньше.
По гипотезе искусствоведа Никодима Павловича Кондакова, Богоматерь Свенская-Печерская является списком с заалтарного образа мозаичного изображения Богоматери (1083-1089 годов) в алтаре Печерского Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Также вполне допустим и предложенный искусствоведом Валентиной Ивановной Антоновой другой вариант происхождения Свенской иконы: она, как считает исследователь, «является списком, исполненном в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон». Эту версию разделял и искусствовед, академик Виктор Никитич Лазарев. Возможно, что печерский образ повторял икону, находившуюся в соборе Софии в Константинополе.
В опубликованной исследователем истории русской литературы Леонидом Михайловичем Майковым «Беседе о святынях Цареграда», датируемой концом XIII - началом XIV века, приведена любопытная подробность: в соборе «по левой стороне есть теремецъ чюдно устроенъ; въ немъ икона Пречистая Царица Богородица; та икона посылалав мастеры на К1евъ ставить церковь в Печере ко святому Антонию и Феодосию».
Мнения исследователей в настоящее время расходятся - является ли данная икона списком с прославленной древней святыни или это сам первообраз.
Таким образом, среди исследователей сформировалась два направления. Сторонники первого считают, что икона была написана в конце XI века и принадлежит кисти Алипия. Другие, что это список 1288 года, которые монахи Киево-Печерского монастыря прислали в Брянск. Если до 1974 года исследователи руководствовались искусствоведческим анализом и текстовыми источниками, то в 1974 году, после упомянутого рентгеновского обследования иконы, было установлено, что она является подлинником рубежа XI-XII веков. В 1288 году Киево-Печерский монастырь, как и Киев, был разрушен и опустел, лучшие мастера были угнаны в Орду и маловероятно, что среди монашествующих нашелся бы иконописец такого уровня, который смог бы сделать копию иконы, не дошедшей до нас.