Олег Евсук. Брянск. Путешествие по старым открыткам.
Брянский краевед, коллекционер Олег Евсук выпустил альбом-путеводитель «Путешествие в глубину веков», в котором опубликовал с комментариями полторы сотни старых открыток из своего собрания с видами Брянска и Бежицы начала двадцатого века. Книга вышла при финансовой поддержке инвестиционно- финансовой компании «Бинвест» приличным для нового времени тиражом в 2 тысячи экземпляров. Продавать ее, скорее, не будут, зато она поступит в библиотеки и школы и таким образом будет доступна для всех интересующихся брянской историей
За последние два десятка лет эта вторая попытка использовать в краеведческих целях старые брянские открытки. Первую, в 1996 году предпринял известный брянский журналист и краевед Федор Исайчиков. Тогда немолодой краевед десять лет обивал пороги власти, прежде чем сумел заручиться финансовой поддержкой городской администрации и издать на плохой — какая была! — бумаге книжку тиражом в 1000 экземпляров. Критики потом нашли в ней немало фактических ошибок, но это ни в коей мере не умаляет ее значение, потому что большую часть материалов по брянской топонимике и истории памятников архитектуры Исайчиков сообщил первым. А сегодня она уже и не доставаема.
Исайчиков, как и Евсук сегодня, использовал в качестве иллюстраций собственную коллекцию открыток, которую собирал более четверти века. После смерти автора то собрание, увы, не поступило в брянский архив или музей, как мечталось бы, а было продано наследниками и ушло за пределы области. Олег Евсук молод и представляет новую волну брянских коллекционеров и собирателей. К примеру, открытками всерьез он занялся всего шесть лет тому назад.
По словам Евсука, всего о Брянске и Бежице известно более 320 дореволюционных почтовых открыток, первая была издана в 1898 году. С развитием фотографии и железнодорожного сообщения тогда пошла мода на открытые письма с короткими приветами или сообщениями из новых увиденных мест. К примеру, петербургская типография Фишера, отвечая на спрос, разослала своих фотографов по всей стране с поручением фотографировать все железнодорожные станции и исторические дома. Только эта типография в результате выпустила более семи тысяч нумерованных видовых открыток. Вскоре типографии вроде Суворинской стали выпускать альбомы открыток с видами городов, с перфорацией. Решил отправить — оторвал, приклеил марку и послал.
Старые открытки сегодня стоят недешево. Брянские — в среднем около 3 тысяч рублей (сто долларов), но есть редкие экземпляры, за которые просят и 6, и 12 тысяч. К слову, известно более ста открыток с видами Карачева (в начале двадцатого века он мало в чем уступал уездному городу Брянску), более трех десятков — с видами Почепа и примерно столько же — севских, стародубских, трубчевских. И чем меньше был городок, меньше отпечатанный некогда тираж, тем ценнее сегодня открытка.
Евсук сумел купить, в основном на интернет-аукционах, более 170 брянских открыток, которые в итоге и стали основой опубликованной книги. Одна из ее особенностей — одно памятное место показано с трех или пяти видов, как снимали его тогдашние фотографы. Автор признался, что в процессе подготовки книги больше всего его удивило отношение брянских, так сказать, культурных деятелей. Например, на просьбу посмотреть имеющиеся в брянском музее открытки, ему ответили, что это стоит денег.
Книга очень прилично и недорого для такого альбома издана в Туле — всего 300 тысяч. Любопытно, но директор тульской типографии также оказался собирателем и краеведом и не стал наживаться на труде брянского коллеги, который выпускал альбом, не рассчитывая на вознаграждение. В этом смысле, по крайней мере, по части альтруизма с краеведами вообще никто не может сравниться. Евсук, в частности, сам с плохих копий отрисовал старые карты города, — они приложены к альбому. Скромные опыты краеведов тем показательнее на фоне официальных попыток брянской власти в описании прошлого и настоящего. У власти меньше, чем в «лимон», а то и в три за одно издание, практически уложиться не получается. А ведь можно, оказывается, если уметь считать деньги.
Перелистывание альбома Евсука, знакомство со старыми открытками в который раз наводит на мысли, как невелик был наш городок, как много в нем чего имелось и как мало, увы, ныне от него осталось. Всю эту последнюю старину, за исключением разве что храмов, — их побили в советские времена, доламывают на глазах и крушат новые хозяева Брянска — алчные и беспамятные.
Вот и остается путешествовать в прошлое только с альбомом в руках.