Страницаевсук

Живительные открытки

Брянский коллекционер и краевед Олег Евсук за два года реализовал издательскую программу, которая, казалось бы, под силу только институту. Вслед за альбомом старых открыток с изображением видов Брянска и Бежицы вышел в свет его новый альбом открыток брянского края.

Материалы для этого альбома автор со­бирал около десяти лет, но, как при­знается сам, книга могла бы и не выйти, если бы не дружеская поддержка и участие других брянских коллекционеров — зна­менитого бежицкого собирателя Георгия Шмерина, а также Вадима Тесленко и Алек­сандра Махнюка. В поисках Евсуку также помогали специалисты Орловского и Брян­ского областных музеев. Известный брян­ский историк Владимир Алексеев, к приме­ру, показал автору открытки, выходившие до революции в Злынке, о существовании которых собиратели даже не подозревали. В итоге в книгу вошло около двухсот откры­ток, часть из которых — большие редкости. Мода на фотографические открытки с видами российских городов и станций началась на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Владельцы больших издательств и типографий специально сна­ряжали фотоэкспедиции по российским городам. Тем более, что видовые почтовые открытки в ту пору шли «на ура». Евсук говорит, что видел брянскую открытку с тек­стом на обороте, на которой автор даже стрелочку-указатель поставил — пометил дом, в котором остановился. И понятно, чем крупнее был город, тем больше выхо­дило открыток. Сегодня на интернет-аук­ционах могут одновременно предлагать до 600 штук губернского города Орла, до сотни уездного города Брянска, а вот виды малых брянских городков — всегда редки и стоят недешево. Коллекционер говорит, что самой дорогой из опублико­ванных в альбоме оказалась открытка с ви­дом дворца в Ляличах, которая обошлась в шесть тысяч рублей.

Альбом получился ярким, красочным, и, помня об ограниченном тираже в тыся­чу экземпляров, нетрудно предположить, что, скорее всего, в ближайшее время он станет раритетом. Где еще под одной об­ложкой найдешь столько уникальных сви­детельств по провинциальной брянской истории? И вот прежде, чем книга разо­шлась по коллекционерам, автор, осуще-

ствивший издание за свой счет, сорок эк­земпляров красочных альбомов бесплатно передал в библиотеки области. Неожидан­ный отзыв об альбоме сделал известный брянский художник Михаил Решетнев, в своем творчестве увлекающийся брян­ской историей. После изучения одной из открыток в альбоме он признался автору, что, оказывается, не совсем точно на своей исторической картине поставил храм. И вот теперь намерен переписать картину, чтобы все было как было.

Юрий ВАСИЛЬЕВ