Страницаодрин

НИКОЛО ОДРИН МОНАСТЫРЬ Карачевского района Брянской области.

 

 Точное время его основания неизвестно. Предание гласит, что сперва он состоял из двух небольших келий и приходской церкви. Неподале¬ку в глубине леса, возле речки Почаевки поселились отшельники. Они тоже построили себе две кельи. Другие — воздвигли кельи на берегу речки Песочни. Было это, якобы, в XIV веке.
Карачевский Николаевский Одрин мужской, общежительный, монастырь — как сообщается в "Орловских Епархиальных ведомостях" за 1895 год, — "Основан монастырь, по летописным церковным, в XV веке, по другим зна¬чительно раньше. Поводом к основанию сего монастыря послужило явление на сем месте чудотворной иконы Святителя и Чудотворца Николая".
Монастырь за время своего существования не раз разорялся, грабился разбойниками.
В XIX веке монастырь был на подъеме. В 1852 году, при настоятеле Се-рапионе было закончено обнесение обители каменной оградой. В конце XIX столетия монастырь выглядел внушительно и располагал немалым богатст¬вом. В нем имелась явленная и чудотворная икона Святителя и Чудотворца Николая в серебро-позолоченной ризе. В нее был вложен золотой ковжец с частицею святых Мощей Великого Чудотворца Святителя Николая. Монас¬тырь располагал чудотворными иконами Божьей Матери под названием "Утоли моя печали", "Спорухница Грешных". Обе они в "серебряно-позлаще-ных ризах". Имелись серебряные кресты с частицами мощей многих святых угодников, помещенные в "деревянной позлащенной гробнице"...
Внутри монастырской ограды находился трехпрестольный храм, "про¬сторный, чистый, светлый и красивый". К храму с западной стороны примы¬кала теплая церковь с двумя престолами, построенная при игумене Анто¬нии в 1867 году. Была и церковь однопрестольная во имя Святителей и Чу¬дотворцев Московских. Она воздвигнута при Игумене Иоасафе в 1874 году. Каменная колокольня с 8 колоколами была построена в 1761 году. Под ней размещались ризница и библиотека.
Настоятель монастыря жил в двухэтажном здании. Здесь же рядом рос небольшой фруктовый сад. В другом каменном двухэтажном корпусе в ке¬льях жили монахи. Здесь же размещалась братская трапеза с кухней, хле-бопекарня и просфорная. В третьем каменном здании находилась квасовая и ледник. Под хлебный амбар, мастерские для портных и сапожников отво¬дилось двухэтажное здание, низ которого был каменный, а верх деревян¬ный. Для братских келий отводилось семь деревянных флигелей.
По одну сторону каменных святых ворот размещалась монастырская лавка для продажи икон и книг, а по другую — часовня.
Близ монастырской ограды находилась двухэтажная гостиница с 38 меблированными номерами, а также странноприимница для богомольцев.
Монастырь располагал конным, скотным и щепным дворами. Имелись для хозяйственных нужд рига, кирпичный завод, молотильный сарай, братская баня.
Вокруг монастыря ограда тянулась в окружности на 277 сажен. Велась в 1895 году и кладка каменной ограды в 642 сажени вокруг монастырской сосновой рощи, братского кладбища, фруктового сада, огорода и хозяйст¬венных монастырских построек. В ведении обители находилось большое количество пахотной земли, лугов и леса. Деятельность монастыря закон-чилась вскоре после Октябрьской революции.
С 1-994 года монастырь возобновил свою деятельность.
По соседству с монастырем располагалось село Одрино. В нем возвы¬шалась церковь, построенная в 1851 году игуменом Одринского монастыря Серапеоном. Церковный приход состоял из Одринской и Кукуевской слобод, деревень Ильянка, Кульнево, Каменка, Теребилово, Нарышкино и двух Се-меновок. Приходских душ только мужского пола числилось тысячу триста.
По переписи 1926 года в селе Одрино Карачевского уезда проживало 964 человека, имелось более 200 хозяйств. На железнодорожной станции Одринская было 6 хозяйств.
Откуда пошло название Одринского монастыря и села? От протекаю¬щей здесь речки Одринки, и как писалось иногда Одрянке.
Пролистал не одну книгу, не один словарь в поисках объяснения слова "одрино". В прошлые времена оно имело довольно широкий спектр значений.
В древних летописях встречается упоминание о дворах, клетях, вежах и одринах.
В Толковом словаре В. Даля слово "одра", "одер", "одрина" — ложе, по¬лати, кровать, помост в лесу на деревьях.
"Одр — помост, ложе, постель. Общепринятой этимологии нет. Скорее всего, общеславянское. Образовано с помощью приставки о — от того же слова... — "дерево, лес" ...Менее убедительным является сравнение неко¬торых ученых слова одр с глаголом драть", — говорится в "Кратком этимо¬логическом словаре русского языка" Н. Шанского, В. Иванова, Т. Шанской.
Помимо Брянской земли населенные пункты Одрино имеются в Смо¬ленской области и на Украине. Харьковское село Одринка, а по-украински Одрынка, расположено в долине речки Одринки. Возникло оно в XVII веке как сотенное казацкое местечко.
Когда-то на старинной торговой дороге, соединявшей до конца XVIII сто¬летия степную Малороссию с Белоруссией и Смоленском, стояло село Ма-шев. Оно входило одно время в Шестаковскую сотню Стародубского полка и располагалось при речке Одре, притоке Ирванца.
А кто не слыхал о реке Одер, современная немецкая форма названия. В источниках она впервые упоминается в X веке. А как объясняют проис хождение ее названия? Имя получила она от индийско-европейской осно¬вы... — "вода". Одер — Одры по старославянски.
В Одрине родился доктор экономических наук И. Н. Тарусов


 

Николо-Одринский монастырь

Карачевский Одрин мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Впервые в документах Одрин монастырь упоминается в государственной грамоте, составленной дочерью литовского князя Ольгерда инокиней Евпраксией, которая была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни. В 1697 году Святейший Патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря.
Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем-игуменом Варнавой (1705-1720 гг.) За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности, каменный храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" со звонницей и Николаевский соборный храм (вместо бывшей деревянной церкви). Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Однако в 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал.
Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.). До своего настоятельства Старец Серапион подвизался в Бело-Бережской Пустыни под руководством известных учеников Преподобного Старца Паисия Величковскрго, таких как Клеопа, Феодор и Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных".
Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосии, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.
В 1922 году на территории монастыря была размещена детская колония, чуть позже - военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928 г.) и пятипрестольный соборный храм. (1930 г.). До наших дней сохранилось лишь два строения середины 19-го века — игуменский дом и братский корпус. Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны здесь был детский дом и средняя школа-восьмилетка. В 1970 г. детский дом закрыли. Некоторое время здесь находилась база отдыха швейной фабрики. Но за 10-12 лет до открытия монастыря здания опустели и были на грани разрушения. 22 июля 1995 года на месте разрушенной обители был открыт Одрин женский монастырь во имя Святителя Николая. Настоятельница монастыря — игумения Мариам (Шагарова).
В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией "Споручница грешных". В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого Святого образа.

Восстановленная монастырская стена. Монастырь Николо-Одринский (с. Одрино) Карачевского района

Одрин Николаевский монастырь, заштатный, в 7 верстах от города Карачаева. Первоначально находился при реке Одрине, затем перенесен был за 2,5 версты на берегу реки Песочни. Основан в XIV веке по случаю явления здесь иконы святого Николая чудотворца, которая и находится в монастыре до сего времени. В монастыре находится также прославившаяся в 1844 году чудотворениями икона Богоматери, именуемая «Споручница грешных» (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница). Эта святая икона долгое время находилась между другими ветхими иконами в обветшавшей часовне за монастырскими воротами, оставаясь в неизвестности среди богомольцев. В 1844 году от нее последовало чудесное исцеление одного двухлетнего мальчика, страдавшего жестокими припадками, не уступавшими никаким врачебным средствам. После этого святая икона была поставлена в монастырском храме и вскоре от нее последовали другие чудесные знамения. На этой святой иконе изображена в полурост Божия Матерь с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем; главы Их украшены венцами; обоими Своими руками Богомладенец объемлет простертую к Нему правую руку Богоматери; над главой Богоматери начертана звезда, от которой полукружием до половины изображения с обеих его сторон начертано по 6 звезд; по углам иконы изображены свитки с надписью: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну: да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне чрез Мене испросят». Празднование в честь этой святой иконы совершается 7 марта. В том же монастыре находятся еще чудотворные иконы Божией Матери: «Утоли моя печали», полученная в 1784 году в дар от графа Самойлова, в доме которого в Москве она прославилась чудесами, и явленная икона Богоматери, именуемая «Нечаянная Радость». В четверг 8 недели по Пасхе и 26 августа совершается из монастыря крестный ход в город Карачаев, где монастырская икона святителя Николая остается на 2 месяца.

Игуменский дом, достроен игуменом Иоасафом. Первый этаж – 1825 г., второй – 1860 г. Одно из двух сохранившихся монастырских зданий.

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Церковь Трех Святителей в братском корпусе.

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Церковь иконы Божией Матери "Споручница грешных".

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Часовня Николая Чудотворца.

Еще 70 - 80 лет назад жители Карачева в хорошую погоду могли слышать
главный колокол Одрин-Николаевского монастыря, расположенного в восьми
километрах от города.
Значение для русской культуры, для русской государственности таких
памятников архитектуры, как Киево-Печерская, Троице-Сергиева лавра, Оптина
пустынь, общепризнанно. Вероятно, недалек был от истины русский религиозный
философ В. Розанов: «Не церковь родила монастыри, а монастыри родили
Церковь». Роль небольших обителей и пустынь, каким и был Одрин-Николаев-
ский монастырь, также трудно переоценить.
Монастыри начали возникать после крещения Руси, к одиннадцатому веку их
влияние становится заметным. Они являлись центрами распространения грамотно-
сти, живописи, были опорными пунктами в защите от набегов кочевников, играли
немалую хозяйственную и благотворительную роль. В XIV веке было около
250 монастырей. К этому времени предание относит и возникновение Одриной
пустыни, впоследствии Одрин-Николаевского монастыря. По этому преданию,
пустынь возникла вначале на р. Песочне, на месте явления трем братьям
«брянчанам», охотившимся в этих местах, на «древе сосне» чудотворного образа
св. Николая.
Икона была принесена ими в Брянск, где в это время свирепствовала холера.
После принесения иконы в три дня больные были исцелены от язв. В честь этого
события в Брянске под горой была построена церковь, где и была установлена
чудотворная икона «Волею Божией». Церковь эта вскоре сгорела от удара молнии
вместе с иконой. Но спу^ггя некоторое время чудотворная икона св. Николая вновь
«явилась» уже на реке Песочне, где и был обустроен монастырь, сохранивший
первоначальное название «Одринский».