Страницаодрин

НИКОЛО ОДРИН МОНАСТЫРЬ 

в храме во имя Трех святителей Карачевского Николо-Одрина женского монастыря

В день памяти иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», в храме во имя Трех святителей Карачевского Николо-Одрина женского монастыря была совершена литургия преждеосвященных даров. В домовом храме хранится главная святыня обители – чудотворный образ «Споручница грешных». По благословению митрополита Брянского и Севского Александра богослужение совершил наместник Свенского Успенского монастыря игумен Тихон в сослужении клирика Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора диакона Евгения Кужелева. Церковные песнопения исполнил хор Брянского кафедрального собора (регент – А. А. Бирюков)

Николо-Одрин женский монастырь

Николо-Одрин женский монастырь

У каждого монастыря своя легенда. В XIV веке чудотворная икона Св. Николая явилась трём братьям на берегу реки Одрины. Братья отнесли икону в Брянск, где в то время свирепствовала моровая язва, и через три дня все больные выздоровели. И всё же икона не осталась в Брянске, дальнейшая история связана с новым обретением её на реке Одрине и строительством монастыря. Как и многие другие обители, мужской монастырь строился, переживал хорошие и плохие времена. Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856). До своего настоятельства старец Серапион подвизался в Бело-Бережской пустыни под руководством учеников преподобного старца Паисия Величковского - Клеопы, Феодора и Льва Оптинского. Он продолжил строительные работы. В 1834 году во время настоятельства отца Серапиона произошло такое важное в истории монастыря событие, как прославление иконы Божией Матери "Споручница грешных".

В 1924 году монастырь закрыли. Пятиглавый соборный Никольский храм был разобран, кирпич использовали для расширения Дятьковской хрустальной фабрики.

Восстановление началось только в 1992 году. Из старинных построек сумели спасти дом игумена, расчистили и укрепили фундаменты трапезной. Из здания XIX века сохранился также братский корпус. 2 марта 1995 года с благословления Патриарха всея Руси Алексия II Николо-Одринский монастырь объявлен действующим женским монастырём. Сейчас его главные святыни - иконы Св. Николая и Божией Матери "Споручница Грешных" - хранятся в деревянном храме Божией Матери Споручницы грешных, который был построен и освящён в 2004 году.

В монастырь сегодня едут поклониться святыням, попросить о чуде, полюбоваться восстановленной обителью. Сестры проводят экскурсии, интересные и любителям истории, и паломникам. А ещё в монастыре можно купить необыкновенно вкусные молочные продукты, приготовленные монахинями.

Памятник графу Александру Николаевичу Самойлову

 Точное время его основания неизвестно. Предание гласит, что сперва он состоял из двух небольших келий и приходской церкви. Неподале¬ку в глубине леса, возле речки Почаевки поселились отшельники. Они тоже построили себе две кельи. Другие — воздвигли кельи на берегу речки Песочни. Было это, якобы, в XIV веке.
Карачевский Николаевский Одрин мужской, общежительный, монастырь — как сообщается в "Орловских Епархиальных ведомостях" за 1895 год, — "Основан монастырь, по летописным церковным, в XV веке, по другим зна¬чительно раньше. Поводом к основанию сего монастыря послужило явление на сем месте чудотворной иконы Святителя и Чудотворца Николая".
Монастырь за время своего существования не раз разорялся, грабился разбойниками.
В XIX веке монастырь был на подъеме. В 1852 году, при настоятеле Се-рапионе было закончено обнесение обители каменной оградой. В конце XIX столетия монастырь выглядел внушительно и располагал немалым богатст¬вом. В нем имелась явленная и чудотворная икона Святителя и Чудотворца Николая в серебро-позолоченной ризе. В нее был вложен золотой ковжец с частицею святых Мощей Великого Чудотворца Святителя Николая. Монас¬тырь располагал чудотворными иконами Божьей Матери под названием "Утоли моя печали", "Спорухница Грешных". Обе они в "серебряно-позлаще-ных ризах". Имелись серебряные кресты с частицами мощей многих святых угодников, помещенные в "деревянной позлащенной гробнице"...
Внутри монастырской ограды находился трехпрестольный храм, "про¬сторный, чистый, светлый и красивый". К храму с западной стороны примы¬кала теплая церковь с двумя престолами, построенная при игумене Анто¬нии в 1867 году. Была и церковь однопрестольная во имя Святителей и Чу¬дотворцев Московских. Она воздвигнута при Игумене Иоасафе в 1874 году. Каменная колокольня с 8 колоколами была построена в 1761 году. Под ней размещались ризница и библиотека.
Настоятель монастыря жил в двухэтажном здании. Здесь же рядом рос небольшой фруктовый сад. В другом каменном двухэтажном корпусе в ке¬льях жили монахи. Здесь же размещалась братская трапеза с кухней, хле-бопекарня и просфорная. В третьем каменном здании находилась квасовая и ледник. Под хлебный амбар, мастерские для портных и сапожников отво¬дилось двухэтажное здание, низ которого был каменный, а верх деревян¬ный. Для братских келий отводилось семь деревянных флигелей.
По одну сторону каменных святых ворот размещалась монастырская лавка для продажи икон и книг, а по другую — часовня.
Близ монастырской ограды находилась двухэтажная гостиница с 38 меблированными номерами, а также странноприимница для богомольцев.
Монастырь располагал конным, скотным и щепным дворами. Имелись для хозяйственных нужд рига, кирпичный завод, молотильный сарай, братская баня.
Вокруг монастыря ограда тянулась в окружности на 277 сажен. Велась в 1895 году и кладка каменной ограды в 642 сажени вокруг монастырской сосновой рощи, братского кладбища, фруктового сада, огорода и хозяйст¬венных монастырских построек. В ведении обители находилось большое количество пахотной земли, лугов и леса. Деятельность монастыря закон-чилась вскоре после Октябрьской революции.
С 1-994 года монастырь возобновил свою деятельность.
По соседству с монастырем располагалось село Одрино. В нем возвы¬шалась церковь, построенная в 1851 году игуменом Одринского монастыря Серапеоном. Церковный приход состоял из Одринской и Кукуевской слобод, деревень Ильянка, Кульнево, Каменка, Теребилово, Нарышкино и двух Се-меновок. Приходских душ только мужского пола числилось тысячу триста.
По переписи 1926 года в селе Одрино Карачевского уезда проживало 964 человека, имелось более 200 хозяйств. На железнодорожной станции Одринская было 6 хозяйств.
Откуда пошло название Одринского монастыря и села? От протекаю¬щей здесь речки Одринки, и как писалось иногда Одрянке.
Пролистал не одну книгу, не один словарь в поисках объяснения слова "одрино". В прошлые времена оно имело довольно широкий спектр значений.
В древних летописях встречается упоминание о дворах, клетях, вежах и одринах.
В Толковом словаре В. Даля слово "одра", "одер", "одрина" — ложе, по¬лати, кровать, помост в лесу на деревьях.
"Одр — помост, ложе, постель. Общепринятой этимологии нет. Скорее всего, общеславянское. Образовано с помощью приставки о — от того же слова... — "дерево, лес" ...Менее убедительным является сравнение неко¬торых ученых слова одр с глаголом драть", — говорится в "Кратком этимо¬логическом словаре русского языка" Н. Шанского, В. Иванова, Т. Шанской.
Помимо Брянской земли населенные пункты Одрино имеются в Смо¬ленской области и на Украине. Харьковское село Одринка, а по-украински Одрынка, расположено в долине речки Одринки. Возникло оно в XVII веке как сотенное казацкое местечко.
Когда-то на старинной торговой дороге, соединявшей до конца XVIII сто¬летия степную Малороссию с Белоруссией и Смоленском, стояло село Ма-шев. Оно входило одно время в Шестаковскую сотню Стародубского полка и располагалось при речке Одре, притоке Ирванца.
А кто не слыхал о реке Одер, современная немецкая форма названия. В источниках она впервые упоминается в X веке. А как объясняют проис хождение ее названия? Имя получила она от индийско-европейской осно¬вы... — "вода". Одер — Одры по старославянски.
В Одрине родился доктор экономических наук И. Н. Тарусов


 

Николо-Одринский монастырь

Карачевский Одрин мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Впервые в документах Одрин монастырь упоминается в государственной грамоте, составленной дочерью литовского князя Ольгерда инокиней Евпраксией, которая была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни. В 1697 году Святейший Патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря.
Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем-игуменом Варнавой (1705-1720 гг.) За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности, каменный храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" со звонницей и Николаевский соборный храм (вместо бывшей деревянной церкви). Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Однако в 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал.
Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.). До своего настоятельства Старец Серапион подвизался в Бело-Бережской Пустыни под руководством известных учеников Преподобного Старца Паисия Величковскрго, таких как Клеопа, Феодор и Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных".
Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосии, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.
В 1922 году на территории монастыря была размещена детская колония, чуть позже - военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928 г.) и пятипрестольный соборный храм. (1930 г.). До наших дней сохранилось лишь два строения середины 19-го века — игуменский дом и братский корпус. Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны здесь был детский дом и средняя школа-восьмилетка. В 1970 г. детский дом закрыли. Некоторое время здесь находилась база отдыха швейной фабрики. Но за 10-12 лет до открытия монастыря здания опустели и были на грани разрушения. 22 июля 1995 года на месте разрушенной обители был открыт Одрин женский монастырь во имя Святителя Николая. Настоятельница монастыря — игумения Мариам (Шагарова).
В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией "Споручница грешных". В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого Святого образа.

Восстановленная монастырская стена. Монастырь Николо-Одринский (с. Одрино) Карачевского района

Одрин Николаевский монастырь, заштатный, в 7 верстах от города Карачаева. Первоначально находился при реке Одрине, затем перенесен был за 2,5 версты на берегу реки Песочни. Основан в XIV веке по случаю явления здесь иконы святого Николая чудотворца, которая и находится в монастыре до сего времени. В монастыре находится также прославившаяся в 1844 году чудотворениями икона Богоматери, именуемая «Споручница грешных» (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница). Эта святая икона долгое время находилась между другими ветхими иконами в обветшавшей часовне за монастырскими воротами, оставаясь в неизвестности среди богомольцев. В 1844 году от нее последовало чудесное исцеление одного двухлетнего мальчика, страдавшего жестокими припадками, не уступавшими никаким врачебным средствам. После этого святая икона была поставлена в монастырском храме и вскоре от нее последовали другие чудесные знамения. На этой святой иконе изображена в полурост Божия Матерь с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем; главы Их украшены венцами; обоими Своими руками Богомладенец объемлет простертую к Нему правую руку Богоматери; над главой Богоматери начертана звезда, от которой полукружием до половины изображения с обеих его сторон начертано по 6 звезд; по углам иконы изображены свитки с надписью: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну: да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне чрез Мене испросят». Празднование в честь этой святой иконы совершается 7 марта. В том же монастыре находятся еще чудотворные иконы Божией Матери: «Утоли моя печали», полученная в 1784 году в дар от графа Самойлова, в доме которого в Москве она прославилась чудесами, и явленная икона Богоматери, именуемая «Нечаянная Радость». В четверг 8 недели по Пасхе и 26 августа совершается из монастыря крестный ход в город Карачаев, где монастырская икона святителя Николая остается на 2 месяца.

Игуменский дом, достроен игуменом Иоасафом. Первый этаж – 1825 г., второй – 1860 г. Одно из двух сохранившихся монастырских зданий.

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Церковь Трех Святителей в братском корпусе.

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Церковь иконы Божией Матери "Споручница грешных".

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Часовня Николая Чудотворца.

 

КАРАЧЕВСКИЙ ОДРИН —

НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, год 1991

Еще 70 80 лет назад жители Карачева в хорошую погоду могли слышать

главный колокол Одрнн-Николаевского монастыря, расположенного в восьми

километрах от города.

Значение для русской культуры, для русской государственности таких

памятников архитектуры, как Киево-Печерская, Троице-Сергиева лавра, Оптина

пустынь, общепризнанно. Вероятно, недалек был от истины русский религиозный

философ В. Розанов: «Не церковь родила монастыри, а монастыри родили

Церковь». Роль небольших обителей и пустынь, каким и был Одрин-Николаев-

ский монастырь, также трудно переоценить.

Монастыри начали возникать после крещения Руси, к одиннадцатому веку их

влияние становится заметным. Они являлись центрами распространения грамотно-

сти, живописи, были опорными пунктами в защите от набегов кочевников, играли

немалую хозяйственную и благотворительную роль. В XIV веке было около

250 монастырей. К этому времени предание относит и возникновение Одриной

пустыни, впоследствии Одрин-Николаевского монастыря. По этому преданию,

пустынь возникла вначале на р. Песочне, на месте явления трем братьям

«брянчанам», охотившимся в этих местах, на «древе сосне» чудотворного образа

св. Николая.

Икона была принесена ими в Брянск, где в это время свирепствовала холера.

После принесения иконы в три дня больные были исцелены от язв. В честь этого

события в Брянске под горой была построена церковь, где и была установлена

чудотворная икона «Волею Божией». Церковь эта вскоре сгорела от удара молнии

вместе с иконой. Но спу^ггя некоторое время чудотворная икона св. Николая вновь

«явилась» уже на реке Песочне, где и был обустроен монастырь, сохранивший

первоначальное название «Одринский».

Относясь с полным уважением к легендам и преданиям и не исключая даже

возможности чудес, позволительно будет попытаться дать реалистическое

толкование подобного появления икон, так как похожие случаи встречаются

в истории и других монастырей.

Дело в том, что в те времена существовал' обычай — при выборе места для

монастырей, церквей и просто жилища сооружать небольшой плотик, ставить на

него икону и пускать его вниз по течению реки. Место, где плотик приставал

к берегу, считалось богоугодным для строительства. Нетрудно представить себе

такую ситуацию: некто, решив найти место для строительства, пустил подобный

плотик по течению реки, но не мог за ним последовать. Второй, знавший о таком

обычае, обнаружив приставший к берегу плотик, вешал икону на ближайшее

дерево, а третий, обнаружив висящую на дереве икону, вполне естественно считал ее

появление чудесным

Объяснение названия монастыря — Одрино — по имени речки, где он первона-

чально возник, тоже вызывает сомнение, к тому же возникает естественный вопрос:

почему речка называется Одринкой?

Слово «одрина» в те времена имело довольно широкий спектр значений: это

и спальня, и отдельно стоящее строение для жилья, и т. п. Так же, по-видимому,

называлась и одинокая келья монаха-отшельника. А окрестности Карачева по

меньшей мере с IX по XVII век представляли собою пограничную зону. Вначале

здесь проходила граница Киевской Руси с вятичами, затем Северских княжеств,

а в XIУ-ХУ веках — великих княжеств Московского и Литовского, позднее засечная

линия по обороне от набегов крымских татар. Как пишет дореволюционный историк

нашего края Г. Пясецкий, эти места изобиловали в Х1У-ХУ веках небольшими

обителями и пустынями, на устройство которых не требовалось никакого

разрешения церковного начальства, впрочем, не менее часто встречались здесь

и разбойничьи шайки.

Таким образом, вполне возможно, что монастырь Одрино на р. Песочне получил

свое" название от первоначального «одрина» — жилье одинокого отшельника-

монаха.

Длительное время это была небольшая обитель с несколькими монахами.

В завещании дочери великого князя Литовского Ольгерда — инокини Евпраксии

(в миру Елены) от 1457 г. упоминаются одрины, относящиеся к женскому

Рождества Пресвятой Богородицы монастырю, но есть сомнение, что это именно

Одрино в районе Карачева, ввиду широкого распространения этого термина.

В 1603 году монастырь владел уже 4132 десятинами земли, а в смутное время был

полностью разрушен, как и все карачевские монастыри и церкви. Постепенно он

«

стал восстанавливаться и в 1697 году был официально утвержден патриархом

Адрианом.

В 1764 году, в царствование Екатерины П, по ее указу в России было упразднено

более половины монастырей, в том числе карачевские Воскресенский мужской

и Введенский женский, а Одрин-Нико,лаевский продолжал существовать. Этим

он обязан, пожалуй, игумену Ювеналию, принадлежавшему к известной дворянской

фамилии Воейковых.

В XIX веке монастырь был на подъеме. В 1852 году, при настоятеле Серапионе —

было закончено обнесение обители каменной оградой и заложен каменный храм

с тремя приделами. К этому времени относится и построение монастырем церкви

в селе Одрине, расположенном по соседству.

В 1874 году при монастыре было открыто бесплатное училище длй мальчиков.

А колокол, звон которого был слышен в Карачеве, весил 365 пудов. Тяжелее его

в Брянской губернии был только колокол Площанской пустыни, весивший

498 пудов.

История монастыря закончилась вскоре после Октябрьской революции.

В 1921 году восточные и поволжские губернии России постиг тяжелейший

неурожай. В 1922 году в стране начался голод. Одной из мер, которой правительство

надеялось помочь голодающим, было изъятие ценностей из монастырей и церквей.

23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей. Этим

декретом было предусмотрено сохранение исторических ценностей и предметов

искусства, верующим было разрешено выкупать религиозные реликвии.

К бережному отношению к историческому и духовному наследию призывали

и ученые, в частности президент Российской академии наук А. П. Карпинский. Но,

к сожалению, устанавливают законы люди одного уровня культуры, а исполняют

совершенно другие. В 1924 — 1925 годах по всей стране, в том числе и в Брянской

губернии, проходило изъятие церковных ценностей, сопровождаемое фактически

разрушением храмов и монастырей, уничтожением церковного инвентаря. В архиве

ГАБО сохранился любопытный документ. Губернская фондовая комиссия

предложила заводу «Профинтерн» купить лом цветных металлов (подсвечники,

паникадила и др. ) весом до 600 пудов, по два рубля 50 коп. за пуд. Руководство

завода сообщило, что может это купить при условии очистки предметов от гипса,

которым заполняли эти предметы для массивности.

Был изъят весь церковный инвентарьи в Одринском мрнастыре. По имеющимся

в архиве документам часть его была роздана верующим, ковры и ковровые дорожки

забрал Брянский губернский суд, мебель — уездный исполком, столовую посуду

и хозяйственный инвентарь — детский дом.-Не всегда это разорение проходило

гладко. Собственно, если на Брянщине и сохранилось несколько церквей в своем

первозданном виде, то это заслуга верующих прихожан, встававших с-вилами

и косами на защиту своих святынь. Были и жертвы. Прихожане Одрино напали на

отряд, проводящий ревизию. Был убит красноармеец Анатолий Сидельников. Его

знал весь Карачев — он прекрасно пел. Разумеется, не избежали возмездия

и виновники его гибели.

Так прекратилось существование монастыря. Разбиты колокола, растащено

имущество, уничтожены почитаемые народом реликвии, погибли люди, нанесен

невосполнимый урон духовности, морали.

И что удивительно — чистый доход государства от изъятия золотых и серебряных

вещей составил... 120 рублей. Воистину не ведали, что творили. До последних

лет в монастыре размещалась восьмилетняя школа, благодаря ей сохранились

некоторые постройки. Но школа закрылась — нет детей. В настоящее время здесь

размещается база отдыха местной швейной фабрики. Будем надеяться, временно.

На снимке А. ШКРОБ'А: Одрин-Николаевский монастырь.

А. ИВАНОВ.__