СтраницаКарачевский монастырь

Карачевский Воскресенский мужской монастырь (Тихонова Пустынь), основан в XVI в., упразднен в 1764 г., возобновлен в 2004 г.

ОДРИН МОНАСТЫРЬ

Точное время его основания неизвестно. Предание гласит, что сперва он состоял из двух небольших келий и приходской церкви. Неподалеку в глубине леса, возле речки Почаевки поселились отшельники. Они тоже построили себе две кельи. Другие — воздвигли кельи на берегу речки Песочни. Было это, якобы, в XIV веке.
Карачевский Николаевский Одрин мужской, общежительный, монастырь — как сообщается в "Орловских Епархиальных ведомостях" за 1895 год, — "Основан монастырь, по летописным церковным, в XV веке, по другим значительно раньше. Поводом к основанию сего монастыря послужило явление на сем месте чудотворной иконы Святителя и Чудотворца Николая".
Монастырь за время своего существования не раз разорялся, грабился разбойниками.
В XIX веке монастырь был на подъеме. В 1852 году, при настоятеле Серапионе было закончено обнесение обители каменной оградой. В конце XIX столетия монастырь выглядел внушительно и располагал немалым богатством. В нем имелась явленная и чудотворная икона Святителя и Чудотворца Николая в серебро-позолоченной ризе. В нее был вложен золотой ковжец с частицею святых Мощей Великого Чудотворца Святителя Николая. Монастырь располагал чудотворными иконами Божьей Матери под названием "Утоли моя печали", "Спорухница Грешных". Обе они в "серебряно-позлащеных ризах". Имелись серебряные кресты с частицами мощей многих святых угодников, помещенные в "деревянной позлащенной гробнице"...
Внутри монастырской ограды находился трехпрестольный храм, "просторный, чистый, светлый и красивый". К храму с западной стороны примыкала теплая церковь с двумя престолами, построенная при игумене Антонии в 1867 году. Была и церковь однопрестольная во имя Святителей и Чудотворцев Московских. Она воздвигнута при Игумене Иоасафе в 1874 году. Каменная колокольня с 8 колоколами была построена в 1761 году. Под ней размещались ризница и библиотека.
Настоятель монастыря жил в двухэтажном здании. Здесь же рядом рос небольшой фруктовый сад. В другом каменном двухэтажном корпусе в кельях жили монахи. Здесь же размещалась братская трапеза с кухней, хлебопекарня и просфорная. В третьем каменном здании находилась квасовая и ледник. Под хлебный амбар, мастерские для портных и сапожников отводилось двухэтажное здание, низ которого был каменный, а верх деревянный. Для братских келий отводилось семь деревянных флигелей.
По одну сторону каменных святых ворот размещалась монастырская лавка для продажи икон и книг, а по другую — часовня.
Близ монастырской ограды находилась двухэтажная гостиница с 38 меблированными номерами, а также странноприимница для богомольцев.
Монастырь располагал конным, скотным и щепным дворами. Имелись для хозяйственных нужд рига, кирпичный завод, молотильный сарай, братская баня.
Вокруг монастыря ограда тянулась в окружности на 277 сажен. Велась в 1895 году и кладка каменной ограды в 642 сажени вокруг монастырской сосновой рощи, братского кладбища, фруктового сада, огорода и хозяйственных монастырских построек. В ведении обители находилось большое количество пахотной земли, лугов и леса. Деятельность монастыря закончилась вскоре после Октябрьской революции.
С 1994 года монастырь возобновил свою деятельность.
По соседству с монастырем располагалось село Одрино. В нем возвышалась церковь, построенная в 1851 году игуменом Одринского монастыря Серапеоном. Церковный приход состоял из Одринской и Кукуевской слобод, деревень Ильянка, Кульнево, Каменка, Теребилово, Нарышкино и двух Семеновок. Приходских душ только мужского пола числилось тысячу триста.
По переписи 1926 года в селе Одрино Карачевского уезда проживало 964 человека, имелось более 200 хозяйств. На железнодорожной станции Одринская было 6 хозяйств.
Откуда пошло название Одринского монастыря и села? От протекающей здесь речки Одринки, и как писалось иногда Одрянке.

Бережок. Карачевский Воскресенский мужской монастырь.

КАРАЧЕВСКИЙ ОДРИН — НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Еще 70 80 лет назад жители Карачева в хорошую погоду могли слышать

главный колокол Одрин-Николаевского монастыря, расположенного в восьми

километрах от города.

Значение для русской культуры, для русской государственности таких

памятников архитектуры, как Киево-Печерская, Троице-Сергиева лавра, Оптина

пустынь, общепризнанно. Вероятно, недалек был от истины русский религиозный

философ В. Розанов: «Не церковь родила монастыри, а монастыри родили

Церковь». Роль небольших обителей и пустынь, каким и был Одрин-Николаев-

ский монастырь, также трудно переоценить.

Монастыри начали возникать после крещения Руси, к одиннадцатому веку их

влияние становится заметным. Они являлись центрами распространения грамотно-

сти, живописи, были опорными пунктами в защите от набегов кочевников, играли

немалую хозяйственную и благотворительную роль. В XIV веке было около

250 монастырей. К этому времени предание относит и возникновение Одриной

пустыни, впоследствии Одрин-Николаевского монастыря. По этому преданию,

пустынь возникла вначале на р. Песочне, на месте явления трем братьям

«брянчанам», охотившимся в этих местах, на «древе сосне» чудотворного образа

св. Николая.

Икона была принесена ими в Брянск, где в это время свирепствовала холера.

После принесения иконы в три дня больные были исцелены от язв. В честь этого

события в Брянске под горой была построена церковь, где и была установлена

чудотворная икона «Волею Божией». Церковь эта вскоре сгорела от удара молнии

вместе с иконой. Но спу^ггя некоторое время чудотворная икона св. Николая вновь

«явилась» уже на реке Песочне, где и был обустроен монастырь, сохранивший

первоначальное название «Одринский».

Относясь с полным уважением к легендам и преданиям и не исключая даже

возможности чудес, позволительно будет попытаться дать реалистическое

толкование подобного появления икон, так как похожие случаи встречаются

в истории и других монастырей.

Дело в том, что в те времена существовал' обычай — при выборе места для

монастырей, церквей и просто жилища сооружать небольшой плотик, ставить на

него икону и пускать его вниз по течению реки. Место, где плотик приставал

к берегу, считалось богоугодным для строительства. Нетрудно представить себе

такую ситуацию: некто, решив найти место для строительства, пустил подобный

плотик по течению реки, но не мог за ним последовать. Второй, знавший о таком

обычае, обнаружив приставший к берегу плотик, вешал икону на ближайшее

дерево, а третий, обнаружив висящую на дереве икону, вполне естественно считал ее

появление чудесным

Объяснение названия монастыря — Одрино — по имени речки, где он первона-

чально возник, тоже вызывает сомнение, к тому же возникает естественный вопрос:

почему речка называется Одринкой?

Слово «одрина» в те времена имело довольно широкий спектр значений: это

и спальня, и отдельно стоящее строение для жилья, и т. п. Так же, по-видимому,

называлась и одинокая келья монаха-отшельника. А окрестности Карачева по

меньшей мере с IX по XVII век представляли собою пограничную зону. Вначале

здесь проходила граница Киевской Руси с вятичами, затем Северских княжеств,

а в XIУ-ХУ веках — великих княжеств Московского и Литовского, позднее засечная

линия по обороне от набегов крымских татар. Как пишет дореволюционный историк

нашего края Г. Пясецкий, эти места изобиловали в Х1У-ХУ веках небольшими

обителями и пустынями, на устройство которых не требовалось никакого

разрешения церковного начальства, впрочем, не менее часто встречались здесь

и разбойничьи шайки.

Таким образом, вполне возможно, что монастырь Одрино на р. Песочне получил

свое" название от первоначального «одрина» — жилье одинокого отшельника-

монаха.

Длительное время это была небольшая обитель с несколькими монахами.

В завещании дочери великого князя Литовского Ольгерда — инокини Евпраксии

(в миру Елены) от 1457 г. упоминаются одрины, относящиеся к женскому

Рождества Пресвятой Богородицы монастырю, но есть сомнение, что это именно

Одрино в районе Карачева, ввиду широкого распространения этого термина.

В 1603 году монастырь владел уже 4132 десятинами земли, а в смутное время был

полностью разрушен, как и все карачевские монастыри и церкви. Постепенно он

«

стал восстанавливаться и в 1697 году был официально утвержден патриархом

Адрианом.

В 1764 году, в царствование Екатерины П, по ее указу в России было упразднено

более половины монастырей, в том числе карачевские Воскресенский мужской

и Введенский женский, а Одрин-Нико,лаевский продолжал существовать. Этим

он обязан, пожалуй, игумену Ювеналию, принадлежавшему к известной дворянской

фамилии Воейковых.

В XIX веке монастырь был на подъеме. В 1852 году, при настоятеле Серапионе —

было закончено обнесение обители каменной оградой и заложен каменный храм

с тремя приделами. К этому времени относится и построение монастырем церкви

в селе Одрине, расположенном по соседству.

В 1874 году при монастыре было открыто бесплатное училище длй мальчиков.

А колокол, звон которого был слышен в Карачеве, весил 365 пудов. Тяжелее его

в Брянской губернии был только колокол Площанской пустыни, весивший

498 пудов.

История монастыря закончилась вскоре после Октябрьской революции.

В 1921 году восточные и поволжские губернии России постиг тяжелейший

неурожай. В 1922 году в стране начался голод. Одной из мер, которой правительство

надеялось помочь голодающим, было изъятие ценностей из монастырей и церквей.

23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей. Этим

декретом было предусмотрено сохранение исторических ценностей и предметов

искусства, верующим было разрешено выкупать религиозные реликвии.

К бережному отношению к историческому и духовному наследию призывали

и ученые, в частности президент Российской академии наук А. П. Карпинский. Но,

к сожалению, устанавливают законы люди одного уровня культуры, а исполняют

совершенно другие. В 1924 — 1925 годах по всей стране, в том числе и в Брянской

губернии, проходило изъятие церковных ценностей, сопровождаемое фактически

разрушением храмов и монастырей, уничтожением церковного инвентаря. В архиве

ГАБО сохранился любопытный документ. Губернская фондовая комиссия

предложила заводу «Профинтерн» купить лом цветных металлов (подсвечники,

паникадила и др. ) весом до 600 пудов, по два рубля 50 коп. за пуд. Руководство

завода сообщило, что может это купить при условии очистки предметов от гипса,

которым заполняли эти предметы для массивности.

Был изъят весь церковный инвентарьи в Одринском мрнастыре. По имеющимся

в архиве документам часть его была роздана верующим, ковры и ковровые дорожки

забрал Брянский губернский суд, мебель — уездный исполком, столовую посуду

и хозяйственный инвентарь — детский дом.-Не всегда это разорение проходило

гладко. Собственно, если на Брянщине и сохранилось несколько церквей в своем

первозданном виде, то это заслуга верующих прихожан, встававших с-вилами

и косами на защиту своих святынь. Были и жертвы. Прихожане Одрино напали на

отряд, проводящий ревизию. Был убит красноармеец Анатолий Сидельников. Его

знал весь Карачев — он прекрасно пел. Разумеется, не избежали возмездия

и виновники его гибели.

Так прекратилось существование монастыря. Разбиты колокола, растащено

имущество, уничтожены почитаемые народом реликвии, погибли люди, нанесен

невосполнимый урон духовности, морали.

И что удивительно — чистый доход государства от изъятия золотых и серебряных

вещей составил... 120 рублей. Воистину не ведали, что творили. До последних

лет в монастыре размещалась восьмилетняя школа, благодаря ей сохранились

некоторые постройки. Но школа закрылась — нет детей. В настоящее время здесь

размещается база отдыха местной швейной фабрики. Будем надеяться, временно.

На снимке А. ШКРОБ'А: Одрин-Николаевский монастырь.

А. ИВАНОВ.__