СтраницаКостюм

Костюм в России и на Брянщине в XV - начало XX века

Костюм - богатое историко-культурное наследие, он
песет в себе обширную разностороннюю информацию:
об эпохе, обычаях и нравах, моде и традициях,
тесно связан с экономическими и социальными явлениями
жизни. В костюме сфокусирован эстетический
идеал определенного времени и вместе с тем он ярко
характеризует отдельную личность владельца.
Костюм раскрывает разные стороны явлений, становясь
важнейшим историческим источником, памятником
определенной эпохи. Это благодатная область
для профессиональных поисков. Костюм всегда
был объектом внимания ученых - историков, этнографов,
искусствоведов; питательной средой для художников,
литераторов, деятелей театра и кино, модельеров,
черпавших свои образные характеристики
в костюме прошлых эпох.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ОДЕЖДА НА БРЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ И РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ X V - НАЧАЛА X X ВЕКА

Верх шубы
Приписывается царю
Алексею Михайловичу
Первая половина XVII в.
Москва, Ц а р и ц ы н ы м а с т е р с к ие
палаты. Ткань - турецкий атлас
з о л о т н ы й . 1б20-е гг.
Пуговицы - с е р е б р о , чеканка
Спина и передние полы одежды
из прямых полотнищ ткани, к низу
вставлены клинья, рукава вшиты по
прямой линии, у проймы широкие,
суживающиеся к низу, значительно
длиннее руки. На груди поперек па-
шиты восемь парных полос
тесьмы из тонкого шелкового шпура,
сложенного в четыре раза.
По сохранившимся сведениям, шуба
была на беличьем меху - «испод бе-
лий->. Верх шубы из золотного атласа
с растительным узором в виде
изогнутых побегов с листьями и
цветами.

ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ В РОССИИ И БРЯНСКЕ XVII - НАЧАЛА XX ВЕКА

1890-х годах женский костюм делается более строгим и деловым,
турнюр постепенно выходит из моды, хотя торс по-прежнему затягивают
узким корсетом. Появляется юбка, скроенная по косой, узкая у бедер и расширенная
книзу; у вечерних туалетов остается в моде трен - длинный
шлейф. Снова модны пышные рукава, напоминающие рукава «жиго»
1830-х годов.
Модный силуэт на рубеже XIX-XX веков и в начале XX столетия напоминает
латинскую букву «S» - благодаря особой конструкции корсета,
придающей фигуре своеобразный изгиб: при низко опущенной линии
груди спинка как бы отходит назад, а у талии спереди появляется па-
пуск, так называемый «зобик»; юбка, плотно облегающая бедра, веером
распускается по подолу. В моду входят высокие воротники-стойки,
удерживаемые целлулоидными пластинками. Вечерние платья с глубоким
круглым вырезом носили с модным шейным украшением, так называемым
«ошейником» - жемчужными бусами в несколько рядов, скрепленными
воедино застежкой. Такие фасоны воротников и форма шейных
украшений подчеркивали стройную, длинную, «лебединую» шею, па которой
покоилась голова с пышной высокой прической из завитых и
равномерно уложенных волос с подкладными валиками. Чтобы удержать
такую копну волос, в прическу втыкали гребни, шпильки, заколки. Их
изготовляли из ажурного плющеного рога, перламутра, целлулоида, имитирующего
панцирь черепахи.