Страницаодежда

ДРЕВНЕРУССКАЯ ОДЕЖДА НА БРЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ И РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ X V - НАЧАЛА X X ВЕКА

Рубаха мужская
XVII в. Москва
Тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного
переплетения - кисея; шелковая
ткань - итальянская тафта; пряденые золото-
серебряные нити
Шитье швом «на проем>
Мужская рубаха сшита из тонкой кисеи
и украшена шитьем прядеными
золотными нитями. Покрой ее туни-
кообразный, с прямыми центральным
и боковыми полотнищами, между
которыми вставлены узкие клинья;
рукава прямые, пришиты по прямой
линии стана, с ластовицей, обычной
для мужских и женских русских рубах.
Примечательна обязательная для
русских рубах и более позднего времени
«подоплека». Нижний слой кисеи
подкроен спереди углом вниз.
Ворот округлой формы с разрезом
спереди, посередине. Внизу, также
посередине рубахи, сделан вертикальный
разрез - «прореха» для шага,
на рукавах, чуть ниже плеча, расположена
еще одна типичная для древнерусских
одежд деталь - разрезы вдоль
рукава сверху. Ворот рубахи, разрезы
на груди, в «шагу» и на плечах украшены
широкой полосой орнаментального
шитья.

Охабень - верхняя женская
одежда
Первая полонима XVII в. Москва
Ткань - об'ьярь струйчатая, шелковый
и т а л ь я н с к и й атлас
Галун и.) п р я д е н ы х . ч о л о т о - с е р е б р я -
ных нитей
Верхняя распашная длинная одежда,
сшита из прямых полотнищ ткани
с боковыми клиньями. Рукава длинные,
закрывающие кисть руки, вшиты
по прямой. Украшена узким золото-
серебряным галуном по краям рукавов
и по всем разрезам одежды.
Окаймление края было традиционным
для одежды русского покроя.
Оно отражало языческие верования
славян, выполняя функцию оберега.
Для XVII века этот оберег был уже
глубокой архаикой и превратился
лишь в декоративный элемент.
Охабни шили преимущественно из
легких шелковых и шерстяных тканей.
Надевали их поверх зипуна или
кафтана, часто носили внакидку.
Встречались и в дворцовом, и в народном
крестьянском обиходе.
Охабни были как мужской, так и
женской одеждой.

Женская одежда
XVII в. Россия
Ткань - персидская камка
Одежда прямого покроя с удлиненными
рукавами, вшитыми в пройму по
прямой линии. Вырез ворота округлой
формы. Одежда не имеет нашивного
декора и подкладки. Полы одежды
соединены между собой легким
швом. В музейных описях значится
как «рубашка». Однако ее правильнее
было бы относить к другому типу
одежд - распашным, бытовавшим па
Руси в XVI - XVII веках.
Прекрасна сама ткань одежды. В узоре
двусторонней камки персидского производства
использован рисунок турецкой
ткани более раннего времени.
Одежда поступила из Звенигородского
музея. Есть документальные
свидетельства, что она была подарена
в 1628 году боярином Львовым
царю Михаилу Федоровичу, первому
из династии Романовых.

Праздничная женская
народная одежда с душегреей
Конец XVIII - начало XIX в.
Центральные и северные губернии
России
Душегреи с сарафанами сшиты из
шелковых и парчовых тканей русского
производства конца XVIII -
начала XIX века. Украшены золот-
ным галуном, вышивкой золото-серебряными
нитями и золотной бахромой.
Покрой душегреи складывался под
воздействием городской европейскот
одежды. Это влияние ощутимо больше
в душегреях с отложными ворот-
пиками, совершенно не характерными
для народной одежды.

Праздничная одежда
крестьянки
Рубаха, сарафан, пояс
Конец XIX в.
Ярцевский уезд. Смоленская губерния
Домотканый холст, краспоузорный
браный холст, шелковая узорная
лента, кумач, тесьма
Рубаха с прямыми поликами, длинная,
с длинными, суживающимися
книзу, рукавами, из домотканого
красноузорного браного холста,
с вышивкой. Сарафан из синей хлопчатобумажной
ткани, косоклинный,
с ложной застежкой, украшен вдоль
«застежки» шелковой узорной лептой,
по краю - полосками из белой
зубчатой тесьмы, уложенной по синему
фону зубчатыми розетками.
Пояс из золотного галуна.

Женская верхняя
крестьянская одежда -
«корсетка» и «куртик»
Конец XIX - начало хх п.
Воронежская и Тверская губернии
Одежды из домотканого некрашеного
сукна
На нервом плане, вид сзади - воронежская
«корсетка» - длинная одежда
с гранеными складками и украшениями
по поясу в виде пришитых
с сукну узорных «кружков». Концы рукавов
украшены нашивками из фабричных
материалов.
На втором плане - тверская короткая
одежда - «куртик». Ее покрой отражает
влияние городской одежды; сзади
байтовые складки, вшивные выкрой-
ные рукава, карманы.