Страница Казачество

            Казачество

фестиваль В песне душа казака

Брянский областной фестиваль «В песне душа казака» в шестой раз пройдет в нашем регионе. По традиции он собирает лучших исполнителей и творческие коллективы учреждений культуры, в чей репертуар входят произведения казачьей тематики. Приглашаются также объединения боевых искусств, занимающиеся фланкировкой – комплексом упражнений с клинковым оружием, основанных на непрерывных, круговых движениях шашкой.

Фестиваль-конкурс казачьей культуры Песни нашей Победы

Стародубского Казачьего полка

16 декабря 2023 года в городе Стародубе атаманом «Стародубского Казачьего полка» В.А Советниковым было проведено расширенное атаманское правление.

На правлении приняты решения о дальнейшем проведении патриотических мероприятий среди молодежи и взрослого населения, о подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Важным событием стало решение атаманского правления о начале работы с 16 декабря 2023 года научно-просветительского и культурно-исторического центра «Стародубский казачий полк». Руководителем центра был утвержден Н.Д. Коханько,  научным руководителем – Н.Е. Ющенко.

Лучший казачий кадетский корпус

В Краснодаре определили победителя Всероссийского смотра-конкурса «Лучший казачий кадетский корпус».

Цель смотра-конкурса — военно-патриотическое воспитание молодежи, сохранение и развитие исторических, культурных и духовных традиций российского казачества.

Организаторами конкурса выступило Министерство просвещения России. В течение трёх дней 10 команд-участниц из разных регионов РФ проходили соревнования и выполняли конкурсные испытания, среди которых «Визитная карточка казачьего кадетского корпуса», «Презентация и защита социального проекта», задание для педагогов «Открытое занятие», для юных казаков – «Тестирование».

Команда Стародубского казачьего кадетского корпуса успешно справилась с испытаниями в финале и награждена дипломом лауреата смотра-конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус». Брянскую делегацию возглавлял его директор Юрий Никифоров.

Благодаря участию в финале, каждый участник получил новые знания и опыт, а также приобрел новых друзей из казачьих кадетских корпусов нашей страны.

В песне душа казака

В Центре «Народное творчество» пройдет Областной фестиваль казачьей культуры «В песне душа казака»

Брянский областной методический центр «Народное творчество» и Брянский центр казачьей культуры проводят Областной фестиваль казачьей культуры «В песне душа казака».
К участию приглашаются творческие коллективы, в репертуаре которых есть произведения казачьей тематики. В адрес Оргкомитета необходимо прислать видеозаписи двух разнохарактерных произведений.
Подать заявку на участие можно до 3 апреля 2023 года. Среди тех, кто уже это сделал – коллективы культурно-досуговых учреждений и детских школ искусств г. Брянска, Карачевского, Погарского, Суражского районов.
Заключительный этап состоится 20 апреля во Дворце культуры БМЗ в рамках XV Областного Пасхального фестиваля искусств и народного творчества «Светлая Седмица».
Фестиваль направлен на сохранение, развитие и популяризацию самобытной русской казачьей культуры во всех ее проявлениях – музыкально-песенном, танцевальном, вокальном, инструментальном, празднично-обрядовом, семейно-бытовом, представляющих исключительную ценность с исторической, художественной и эстетической точек зрения.

Казаки России

10 февраля 2023 года во Дворце культуры БМЗ Брянского областного методического центра «Народное творчество» ярко, с казачьим колоритом, прошло открытие областной выставки «Казаки России – часовые Отечества».

Первыми посетителями стали: директор департамента культуры Брянской области Елена Степановна Кривцова, атаман Брянского отдельского казачьего общества Василий Иванович Игрунев, руководитель комиссии по вопросам физкультуры и спорта Брянской епархии иерей Александр Шатов.

Открывая выставку, Елена Степановна отметила, что она носит прежде всего информативный характер и будет интересна как взрослым, так и подрастающему поколению:

– Казачество во все времена служила опорой государства, сохраняя традиции чести и своей культуры. На Брянщине интерес к ней растет с каждым годом и в первую очередь благодаря тесному взаимодействию регионального отдельского казачьего общества и Центра казачьей культуры.

Со своей стороны, Василий Иванович подчеркнул, что традиции брянского казачества прославлены в известных фамилиях и победах, и сейчас их потомки снова на посту. Все больше создается казачьих классов, где идет изучение его истории и традиций, основанных на службе Отечеству, казачеству и вере православной.

Иерей Александр Шатов отметил особую связующую нить между казачьими традициями и духовностью, где определяющее – это любовь к ближнему, самоотверженность и просветительство.

Об исторических фактах и основных вехах казачьего движения в нашем крае посетителям выставки, а среди них было много школьников, рассказала председатель Брянского центра казачьей культуры Оксана Федоровна Ястребова. Она же представила два брянских коллектива, в репертуар которых входят казачьи песни: фольклорный ансамбль «Благовест» из города Фокино, рук. Елена Ивановна Сергеева, и вокальный ансамбль казачьей песни им. М.Р. Лежнева «Околица» из Суражского района, руководитель Владимир Азарович Казачков. Зрители увидели маленький концерт с чудесами фланкировки, что особенно всех впечатлило.

Директор Брянского областного методического центра «Народное творчество» Татьяна Николаевна Мамоненкова обратилась ко всем собравшимся с пожеланиями: «Сохраняйте интерес к изучению казачьей культуры, рассказывайте о данной выставке своим знакомым и родным, приходите сюда целыми семьями».  

В экспозиции представлены комплексы и отдельные элементы казачьей одежды, обувь, головные уборы – полевые фуражки и кубанки.

Центральное место выставки занимает казачье оружие – шашки, кинжалы, сабли. Исторические фотографии позволят внимательно рассмотреть эпизоды из жизни представителей казачества прошлых лет в периоды мирного и военного времени, а также яркие моменты казачьих фестивалей на Брянской земле.

Стародубский казачий полк

Центральное казачье войско

10 декабря 2022 года состоялся XII Большой отчетный Круг Брянского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». В работе Круга приняли участие атаман Василий Игрунев, выборные казаки казачьих обществ, входящих в отдельское казачье общество, главный консультант отдела национальной политики и работы с политическими партиями и общественными объединениями департамента внутренней политики Брянской области Александр Демиденко и начальник отдела государственного лесного контроля, надзора, охраны и защиты лесов управления лесами Брянской области Михаил Алещенко.

Атаманом Брянского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» был представлен отчёт о деятельности казачьего общества в 2022 году и озвучены планы его работы на 2023 год. На Круге также был представлен отчет контрольно-ревизионной комиссии о деятельности казачьего общества.

Василий Игрунев отметил важную роль брянского казачества в воспитании подрастающего поколения казаков, сохранении и передаче ему казачьих традиций, а также защите национальных интересов РФ в зоне проведения специальной военной операции. На Круге были рассмотрены вопросы о принятии казаками обязательств по несению государственной и иной службы, вступлении Брянского отдельского казачьего общества «Центральное казачье войско» в Государственный реестр казачьих обществ, а также о взаимодействии казачества с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Брянской области. Атаман довел до участников Круга информацию о подписанных соглашениях с вышеуказанными органами власти и о результатах их реализации в 2022 году.

Работа Круга завершилась вручением отличившимся казакам наград атаманов войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» Ивана Миронова и Брянского отдельского казачьего общества «Центральное казачье войско» Василия Игрунева.

В Стародубе прошел фестиваль казачьей культуры

Совет по делам казачества Брянска

Сегодня, 11 октября 2022 года, в Овальном зале Правительства Брянской области под председательством врио заместителя Губернатора Брянской области Татьяны Кулешовой состоялось заседание Совета по делам казачества Брянской области. В мероприятии приняли участие директор департамента внутренней политики Брянской области Виталий Свинцов, атаман Брянского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» Василий Игрунев, представители казачества, а также федеральных органов  и органов государственной власти Брянской области.

Собравшиеся обсудили вопросы привлечения казаков для защиты государственной границы РФ, их участия в обеспечении охраны общественного порядка, пожарной охраны и природоохранной деятельности. Кроме того,  на заседании Совета были рассмотрены вопросы развития «казачьего компонента» в образовательной системе, патриотического воспитания молодежи на основе культурно-исторических ценностей российского казачества.

Членами Совета была дана положительная оценка деятельности органов власти и казачества по реализации Стратегии государственной политики РФ в отношении российского казачества. Также было принято решение продолжить развитие сфер взаимодействия органов государственной власти с казачеством.

Работа по реализации Стратегии в дальнейшем будет продолжена.

Казачество Брянщины на государевой службе

Длительное время казаки сохраняли на территории бывшей Гетман­щины особые права и обязанности военно-служилого сословия, представ­ляя собой нечто среднее между шляхетством и мещанством (своего рода мелкое дворянство). Заселение приграничных земель вольными людьми, не требовавшими постоянного жалованья, было для российского прави­тельства намного дешевле, чем содержание регулярной пограничной стра­жи или регулярных кавалерийских полков. За военную службу казаки по­лучали право владения землёй. Пополнялось казачество за счёт мещан и свободных крестьян.

Однако присоединение новых территорий приводило к тому, что ка­зачье население оказывалось не на границе, как ранее, а в тылу, и к началу XIX века прошло время, когда российское правительство вынуждено было удерживать территории края за государством ценой сохранения казачьих привилегий.

В условиях формирования в Европе и в России огромных регулярных армий значение двадцатитысячного плохо вооружённого и ещё хуже дис­циплинированного войска утратило своё прежнее значение. Существова­ние особой Гетманщины стало неоправданным, а территории стали сли­ваться с российскими.

В бывшей Гетманщине были также введены дворянские учреждения, а казацкие чины были уравнены по своему статусу с русским дворянством. Предстояло только решить непростой вопрос - кого считать в Малорос­сии дворянином. Дело в том, что переход из казачьего сословия в другое, более высокое был довольно лёгок: стоило быть выбранным в казацкие старшины. Были и другие способы войти в состав привилегированного со­словия. Например, мошенники подавали сведения о том, что являются об­ладателями крестьян, включив в ревизскую сказку своих соседей и даже близких родственников. Зачастую го­дами тянулись тяжбы с такими «новы­ми владельцами».

Казачья старшина - социальный слой, выделившийсяу казаков из народной среды по своему боевому опыту  или по административным качествам.

Однако и движение в обратном направлении: от более высокого, к низкому положению в обществе было весьма нередким. Например, теряли по какой-либо причине землю, которой владели. Её могли забрать монастыри или собственные старшины, и в итоге бывшие её хозяева постепенно сравни­вались с окружающими крестьянами, а заканчивали тем, что записывались за каким-нибудь владельцем, то есть ста­новились крепостными.

Признание равных с великорос­сийским дворянством прав обеспечивало старшинам право закрепощать, покупать и продавать крестьян, давало возможность получить «пожалова­ние» от правительства землёй или крестьянами за пределами казачьих об­ластей. Многие такие пожалования получили и стали настоящими русски­ми помещиками. Таким образом, Екатерина II обещала освободить казаков от «маленьких тиранов» (старшин), но на самом деле лишь заменила «ма­леньких» на «больших». Занимая по своему общественному положению се­редину между шляхетством и городским сословием, простые казаки в эко­номическом отношении были беднее одних и других. Их семьи постоянно делились, уменьшая размеры наделов, которые никак уже не пополнялись. Всего, к середине XIX века малороссийских казаков обоего пола на­считывалось 437 тысяч, причем большая их часть находилась в Полтав­ской губернии, а меньшая в Черниговской. В Стародубе казаков проживало 758 на 12,7 тысяч жителей, в Сураже казаков было всего 78 на 4 тысячи жителей, во Мглине - 868 из 8 тысяч, проживавших в городе. Остальное здешнее население традиционно делилось на сословия духовенства, куп­цов, мещан и т. д.

Создание новых казачьих войск и частей. В своё время генерал-губер­натор Малороссии граф П.А. Румянцев докладывал Екатерине II, что новые губернии и уезды не совпадают со старыми границами полков и сотен, а потому потребуется ещё и военная реформа. Императрица и сама хотела как можно быстрее заменить вооруженных поселян-казаков вновь органи­зованным регулярным войском по общепринятому в России порядку. Для этого предлагалось заменить прежние полки новыми регулярными, состо­ящими из «выборных казаков», то есть предназначенных исключительно для военного дела и набранных не обязательно из одного места. Полки должны были разделяться на эскадроны и роты, а командиры уравнены с военным начальством российских войск.

В 1783 году было упразднено всё Малороссийское казачье войско и на его основе были созданы регулярные кавалерийские легкоконные и карабинерские полки. Полковники были уволены в отставку с производ­ством в чин бригадира. Остальным был предоставлен выбор - служить ли в офицерском звании и в новых чинах, или уволиться.

Из малороссийских казаков было приказано набрать 10 регулярных кавалерийских полков (в том числе и 3 легкоконных). В каждом полку должно было быть 6 эскадронов по 138 человек. Из каждого полка 48 наи­более рослых человек ежегодно отбирали для одного кирасирского полка, а по 20 человек от каждого эскадрона должны были ежегодно отправлять­ся в отставку. Таким образом, срок службы устанавливался в шесть лет.

Кираса - компонент старинного защитно­го снаряжения, при­крывавшего туловище человека и изготов­ленного из металла или иных сравнитель­но жёстких матери­алов. На помещенном снимке на защитном снаряжении осталась вмятина от пули.

Александр Андреевич Безбородько

Среди учреждённых карабинерских полков один был назван «Стародубским». Он набирался из сотен стародубского, черниговского и нежинского полков. Всего набору в Стародубский карабинер­ский полк подлежали 1094 двора и 7217 душ.

Штабы эскадронов Стародубского караби­нерного полка располагались в Стародубе, Мглине, Погаре, Ямполе, Почепе и Шептаках. Карабинер­ные полки были переходной стадией для полного слияния с кирасирскими, конно-егерскими, гусар­скими и драгунскими полками русской армии.

У казачества сохранялись представления о том, что оно «издревле состояло на тех же пра­вах, которые узаконены для шляхетства, и поль­зовалось теми же преимуществами». При таких идеализированных представлениях о прошлом и при незавидном современном положении возвра­щение казацких вольностей представлялось как возможность решить все проблемы одним махом. Между тем было очевидно, что в действитель­ности уже существовала непреодолимая резкая экономическая грань между простыми казаками и шляхтой.

Казак конных полков Черниговского ополчения. 1812-1815 гг.

Казак и польский улан

В 1831 году было оперативно сформировано 8 «Малороссийских конно-казачьих полков» для участия в подавлении вспыхнувшего в Польше восстания.

Казачество

       Казачество

Малороссийское казачество

 Совет по делам казачества

История казачества на территории Брянской области.

На территории современной Брянской области, расположенной в Среднем
Подесенье, термин "казак" стал употребляться еще с начала XVI века, когда из
Москвы в города Севск, Брянск и Стародуб для усиления охраны русской границы с
Литвой, были направлены городовые казаки. Данная категория служилых людей
набирались Стрелецким Приказом из служилых холопов, мещан, обедневших
дворян и других групп населения. Правительство наделяло городовых казаков
землей, снабжало оружием, порохом и свинцом. Во время Смуты (1605—1615 гг.)
большинство городовых казаков выступило по стороне Лжедимитрия I и
Лжедимитрия II. После избрания на московский престол Михаила Федоровича
многие из них ушли на Дон. Оставшиеся городовые казаки потеряли свой статус,
растворившись в среде мещан и крестьян.
Собственно же казачество на территории современной Брянской области
стало зарождаться с первой четверти XVII века. В 1618 году, после подписания
Деулинского перемирия, западная часть Среднего Подесенья, т.н., Стародубовье
(территории современных Почепского, Погарского, Мглинского, Унечского,
Стародубского, Суражского, Клинцовского, Климовского, Новозыбковского,
Гордеевского, Краснорогского, Злынковского районов), отошла к Польше. Для
охраны крепостей в северских городах Стародубе, Мглине и Почепе, поляки стали
формировать "казацкие корогвы", нанимая на службу местных жителей, имевших
своих коней. За службу "новоявленные казаки" получали от поляков определенный
надел земли. Однако численность этих казаков была крайне незначительной и
составляла всего несколько десятков человек.
Качественно новый этап в развитии Стародубского казачества начался во
время антипольского восстания Богдана Хмельницкого (1648 - 1654), когда
наиболее состоятельные местные жители (крестьяне и мещане), стремясь
сохранить личную свободу и избежать в дальнейшем закрепощения, стали
активно записываться в казаки. Так, по переписным книгам 1654 года, в
Стародубе значилось 538 казаков, в Почепе - 900 казаков, в Мглине - 343 казака, а
в Погаре - 372 казака и 89 мещан. Это означало, что почти все население
северских городов во время восстания "показачилось". Поэтому, именно с середины
XVII века можно говорить о формировании на Стародубовье нового
самостоятельного и многочисленного сословия - казачества.
После изгнания поляков на всей территории южной и юго-западной России
было организовано самоуправление в виде Гетманщины, вся военная и
гражданская власть в которой была сосредоточена в руках гетмана. Гетман
избирался наиболее зажиточными и влиятельными казаками. Из них же
назначалась и казацкая старшина - обозные, судьи, писари и др. Вся территория
Гетманщины (Войска Запорожского) была разделена на несколько военно-
административных территориальных единиц - полков, во главе которых стояли
полковники, также назначаемые гетманом.
22 февраля 1654 г. жители Стародуба, Почепа, Погара и Мглина принесли
присягу на подданство русскому царю. Тогда же земли Стародубовья были
включены в состав Нежинского полка, а в 1663 году был образован
самостоятельный Стародубский полк во главе с полковником Петром Рославцем.
Административным центром полка стал город Стародуб.
Первоначально полк состоял из 8-ми сотен - Стародубской, Погарской,
Почепской, Мглинской, Дроковской, Поповогорской, Бобовицкой, и Топальской.
Во главе сотен стояли сотники. Сотенной канцелярией ведал сотенный атаман.
Сотни, в свою очередь, делились на курени, во главе которых стояли
куренные (позднее – сельские) атаманы.
В начале 18 века стародубские казаки отличились в Северной войне.
В 1706 году в битве при Несвиже вместе с полковником Михаилом
Миклашевским, погибло немало стародубцев, а 1708 году, при прохождении шведов
через территорию Стародубского полка казаки Мглинской, Дроковской и
Стародубской сотен активно противостояли войскам Карла XII.
В 1735 году был издан Указ Правления гетманского уряда,
подтвержденный Российским Сенатом, о разделении рядового казачества на две
основные категории: "выборных" и "подпомощников". Этот раздел был обусловлен
тем, что значительная часть левобережного казачества в первой половине 18 века
обеднела и не могла нести службу в полном объеме.
Выборные казаки составляли наиболее состоятельную часть казачества, на
которую возлагалась обязанность военной службы. С казаков левобережных
полков юридически выделялись 20.000 выборных казаков, включенных в реестр.
Выборные казаки могли выступить в поход с двумя конями, ружьем, саблею,
пикой, имея нормальную одежду и запас провианта на 3 - 4 месяца.
Не попавшие в реестр, но имевшие самостоятельное хозяйство (двор)
казаки, получили название "подпомощников".
В 18 веке подпомощники составляли наиболее массовую категорию казаков,
неспособных отбывать войсковую службу за свой кошт. Подпомощники должны
были обеспечивать выборных казаков сбруей, конями, одеждой, провиантом,
фуражем и обрабатывать земли выборных казаков, пока те были на службе.
Также на них налагалась обязанность погонщиков казацкого обоза.
Отдельную, наиболее бедную часть казачества, не имевшую своего
самостоятельного двора, составляли "подсоседки", которые вынуждены были
работать на "выборных" и "подпомощников".
В 1781 году полковая административно-территориальная система в
Малороссии была ликвидирована, и земли Стародубского полка вошли в состав
Новгород-Северского наместничества, а затем Черниговской губернии. На этой
территории стали распространяться общероссийские законы.
Стародубский казачий полк, действовавший в 70 – 80 гг. 18 века на
Дунайском театре боевых действий в Русско-Турецких войнах, Императорским
Указом от 28 июня 1783 г. был преобразован в Стародубовский легкоконный полк,
а 9 февраля 1784 г. – переименован в Стародубовский карабинерный полк. Вскоре,
всякая его связь со Стародубовьем окончательно прекратилась.
В мирное время полк дислоцировался сначала в Новой Сербии, а затем в
Подольской губернии. Однако при всех последующих реорганизациях полк
продолжал называться Стародубовским.
После ликвидации Стародубского полка на бывшей территории
Гетманщины стали действовать новые положения в отношении рядового
казачества, коснувшиеся, в том числе, и казаков Стародубского, Мглинского,
Суражского и Новозыбковского поветов Новгород-Северского наместничества.
Разделение рядового казачества на выборных, подпомощников и подсоседков
было упразднено.
Малороссийские казаки, оставаясь лично свободными, в податном
отношении были приравнены к казенным крестьянам и отнесены к ведению
казенной палаты.
Всё казацкое население объединялось в сословные казацкие волости во главе с
волостными начальниками. В селах связь между волостью и рядовым
казачеством осуществлялась казацкими сельскими обществами через сельских
начальников.
Земля давалась казакам в собственность, но они могли продавать землю
только казакам. Другим сословиям землю продавать запрещалось.
Для казаков устанавливался определенный размер подати. За казаков-
неплательщиков должно было платить недоимки сельское казацкое общество за
счет состоятельных казаков.
При малороссийском генерал-губернаторе Н.Г.Репнине (1816 - 1834) казаки
были выведены из-под контроля казенной палаты. Для них было учреждено
хозяйственное управление, призванное регулировать и защищать их
экономические права. В рамках этого управления создавались попечительские
конторы, каждая из которых имела на своем попечении от 40 до 60 тыс. душ
казаков.
Попечительства должны были назначать рекрутов (по 5 человек с 1000) по
очередным спискам или по особым законным приговорам сельских
казацких обществ. Рекрутский набор проводился ежегодно. Возраст рекрутов
составлял от 20 до 40 лет. С 1831 года (за заслуги казаков в подавлении польского
восстания), срок службы для казаков был ограничен 15-ю годами.
После отмены в 1861 году крепостного права, сословное волостное деление
было ликвидировано, а казаки уравнялись в правах с другими податными
сословиями.
С упразднением в 1918 году чинов и сословий, понятие "казак" из
документов исчезает.

Е.А. Чеплянская

26 февраля 2020 года в 13:00 во Дворце культуры БМЗ Брянского областного методического центра «Народное творчество» в рамках Года памяти и славы пройдет семинар-практикум «Влияние традиций российского казачества на патриотическое воспитание молодежи».

Организаторы: ГАУК «Брянский областной методический центр «Народное творчество», Брянское отдельское казачье общество ВКО «Центральное казачье войско», автономная некоммерческая организация «Брянский центр».

Участники семинара познакомятся с традициями и обычаями казаков в воспитании русского воина-защитника Отечества, с которыми их познакомит председатель брянского Центра казачьей культуры Ястребова О.Ф., о тенденциях возрождения и развития казачества на территории Брянской области расскажет атаман Брянского отдельского казачьего общества Игрунев В. И., опытом по внеклассному обучению детей-кадетов и казаков поделится преподаватель-организатор «Основ безопасности жизнедеятельности» школы № 58 г. Брянска Федоров Е. Е., об основах духовного воспитания молодежи расскажет священник храма в честь Великомученника Георгия Победоносца – иерей Роман Мельников.

Ярким моментом семинара станут показательные выступления Федерации боевых искусств «Казарла» и учащихся 58-й школы г. Брянска

Брянский центр казачьей культуры

Исторически сложилось, что казаки как особая социальная общность формировалась на неспокойных рубежах Отечества. Свободолюбие в сочетании с воинскими понятиями долга и чести и православной верой породили уникальную самобытную культуру. Среди рубежных регионов, где казачество уже давно пустило корни, обзавелась богатой историей и традициями и Брянщина. Принято считать, что термин «казак» вошел в оборот на территории современной Брянской области в XVI веке. Именно тогда из Москвы в города Севск и Карачев для противодействия Литве были направлены добровольцы из холопов и обедневших дворян, набранные Стрелецким приказом. В скором времени казаки обосновались и в Стародубе, где по переписным книгам 1654 года значилось 538 казаков. Еще больше их было в Почепе – 900, немногим меньше (343) в Мглине и Погаре (372). В 1663 году был образован самостоятельный Стародубский полк во главе с полковником Петром Рославцем. История брянского казачества неразрывно связана с историей страны. Так, во времена Северной войны стародубские казаки доблестно проявили себя. В 1706 году в битве при Несвиже вместе с полковником Михаилом Миклашевским погибло немало стародубцев, защищавших Родину, а 1708-м казаки Мглинской, Дроковской и Стародубской сотен активно противостояли войскам Карла XII, шедшим в сердце России. Показали свою удаль и боевой дух наши земляки и в ходе противостояния с Турцией, которое длилось весь XVIII век. Так, Стародубский казачий полк в 1770-1780 гг. храбро сражался на Дунайском театре боевых действий. За это время многие выдающиеся казаки вписали свои имена в историю Брянщины и России. Так, в XVII веке в Стародубе жил Охрим Макуха, который стал прообразом гоголевского Тараса Бульбы. Другой знаменитый представитель стародубского казачества – генерал-фельдмаршал Иван Васильевич Гудович, родившийся в Ивайтенках. Сын бывшего казака отличился в русско-турецких войнах, отвоевав у турок столицу Валахии Бухарест, взял несколько крепостей, в том числе Анапу. Командовал Гудович также войсками в Грузии и Дагестане. Покорил Дербентское и Шехинское ханства и, образно говоря, положил «первый камень» в новое владение русских царей – Кавказ. Уроженец Карачевского района Герой Советского Союза Петр Кучеров тоже происходил из казачьего рода. 1 февраля 1945 года в Восточной Померании его эскадрон получил задание оседлать Рацбургское шоссе близ города Фледерборн, где шли на прорыв большие силы противника. Шесть атак выдержали казаки в первый день, проявив небывалый героизм, на второй день Кучеров остался один, но, несмотря на тяжелое ранение, продолжал вести неравный бой… После тяжелых лет советской власти, когда случилось расказачивание, последние десятилетия потомки казаков снова вспомнили о своих корнях и культуре. С конца XX на Брянщине, как и по всей стране, происходит возрождения казачества. Начиналось с самосознания, потом пошли по пути возрождения духовных центров. Например, в 1996 году усилиями казаков был отреставрирован и открыт полковой казачий собор Рождества Христова в Стародубе. Оформлялись казаки и как общественные объединения. С недавнего времени государство обратило на казачество внимание, вспомнило, что оно было на протяжении веков надежной опорой и защитой. Произошло это и на федеральном, и на региональном уровне. Так, в 2017 году на Брянщине был принят областной закон о казачестве. Среди его главных задач – консолидация казаков, сохранение их культуры, привлечение к несению государственной службы, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Сейчас официально в регионе более 1200 казаков. Объединены они в 19 казачьих организаций, шесть из которых вошли в государственный реестр казачьих обществ. Спектр дел у них широк. На первом месте – развитие казачьей культуры и военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Казаки участвуют и в охране общественного порядка и объектов, и осуществляют природоохранные мероприятия. В Брянске, Дятькове, Жуковке, Дубровке созданы добровольные казачьи дружины. Примечательно, что во время такого важного для страны мероприятия, как голосование по внесению поправок в российскую Конституцию, казаки помогали охранять общественный порядок. Не забывают брянские представители казачества и о том, что их духовный стержень – вера православная, активно помогая местным приходам. Например, сейчас казаки помогают строить храм в честь иконы Божией матери Владимирской, которую возводят в Бежицком районе Брянска. Образ казака становится привлекательным и для юных брянцев, которые видят в нем воина и защитника Отечества. Неизгладимое впечатление на молодое поколение производит мастерство владения шашкой. Набирают обороты проводимые казаками тренировки по фланкировке и рубке шашкой, стрельбе из АКМ, лука, преодолению препятствий на полосе «Кросс воина», перетягиванию каната, проходящие на базе спортивнокультурного казачьего центра в поселке Радица-Крыловка. Несколько лет подряд множество зрителей собирали фестивали казачьей культуры, проводимые в Брянске. Даже в сложный для массовых мероприятий 2020 год казаки смогли в сентябре провести открытые соревнования на Кубок губернатора по рубке и фланкировке шашкой. В них приняли участие брянские, орловские и смоленские казаки. Конкурсанты состязались в нескольких видах испытаний: рубка каната, рубка со спины, силовая рубка шашкой. На Брянщине казачьи традиции приходят и в образовательную среду. Так, в школе № 58 областного центра создан казачий класс. Ребят здесь воспитывают по специальной комплексной программе в тесном сотрудничестве с Брянским отдельским казачьим обществом. 12 лет назад, 1 сентября 2008 года, в Стародубе открылся первый на Брянщине кадетский казачий корпус. Он носит имя Героя Советского Союза А.И. Тарасенко. Полторы сотни мальчишек и девчонок учатся с 5 по 11 класс. В корпусе к обязательной школьной программе добавляется изучение военных дисциплин и воинского устава, истории казачества. Рост интереса к казачеству в последние годы наблюдается и в сфере культуры. Постепенно возобновляются традиционные казачьи ремесла и промыслы, возрождаются культурные эталоны и нормы, формы досуга, ведения хозяйства. Сейчас брянское казачество открыто для всех, кто интересуется его историей и культурой. В своей истории казаки проходили разные этапы, но всегда шли с фразой «Слава Богу, мы казаки» и с ней выдерживали любые испытания, оставаясь верными долгу и Отечеству.

Казачество Брянщины

Малороссийское казачество (краткая историческая справка)

Ющенко Н.Е.,
главный архивист отдела публикации и использования документов ГАБО.

 

Казаки являлись одним из наиболее массовых сословий малороссийского населения. Первые казаки появились на Левобережье после подписания между Россией и Польшей в 1618 году Деулинского перемирия, по которому южная и юго-западная территория России отходила под власть Польши. По Указу польского короля, из состоятельных местных жителей стали формироваться «казацкие корогвы» для охраны северских городов, перешедших к Польше. За службу поляки наделяли «новоявленных» казаков определенным наделом земли.

Во время антипольского восстания Богдана Хмельницкого (1848 – 1854), многие местные жители, стремясь сохранить личную свободу и избежать в дальнейшем закрепощения, стали активно записываться в казаки. С этого времени на юго-западном пограничье России, казачество стало оформляться как самостоятельное сословие.

После изгнания поляков, на территории южной и юго-западной России было организовано самоуправление в виде Гетманщины, вся военная и гражданская власть в которой была сосредоточена в руках гетмана. Гетман избирался наиболее зажиточными и влиятельными казаками. Из них же назначалась и казацкая старшина – обозные, судьи, писари и др. Вся территория Гетманщины была разделена на несколько военно-административных единиц – полков, во главе которых стояли полковники, также назначаемые гетманом.

В 1663 году в Северной части Малороссии был образован Стародубский полк, первоначально состоявший из 8-ми сотен – Стародубской, Погарской, Почепской, Мглинской, Дроковской, Поповогорской, Бобовицкой, и Топальской. Во главе сотен стояли сотники. Административным центром полка был город Стародуб.

В период Гетманщины в отношении старшины, были распространены и различные звания, в том числе:

«Войсковой товарищ» - почетное звание, которое давалось представителям казацкой верхушки во второй 17 – 18 вв. Войсковые товарищи находились под юрисдикцией гетмана. Не имея постоянных служебных обязанностей, они выполняли отдельные поручения высших должностных лиц.

«Значковый товарищ» - почетное казацкое звание, которое с конца 1680-х гг. сначала в Стародубском полку, а потом, и всей Гетманщине, выдавалось гетманами или Генеральной войсковой канцелярией за большие заслуги. Значковыми товарищами становились, преимущественно, сыновья полковой и сотенной старшины, не занимавшие никаких войсковых или гражданских должностей. Они были выведены из-под власти сотника, подчинялись только полковнику, исполняя его поручения в войсковых, административных и судебных делах. За это они получали небольшой земельный надел. В полках количество значковых товарищей составляло от 30 до 50 человек. В 18 веке они направлялись также на различные работы - строительство крепостей, каналов, укрепленных линий и т.д.

«Сотенный атаман» - звание, учрежденное на территории Польской Украйны с 1600 года. С середины 17 века это звание распространилось и на территории Гетманщины. Сотенный атаман являлся первым лицом после сотника, вместе с которым он решал все дела в сотенной канцелярии и исполнял обязанности сотника в случае его отсутствия.

В первой трети 18 века рядовое казачество разделилось на 2 основные категории: «выборных» и «подпомощников». Этот раздел был обусловлен тем, что значительная часть левобережного казачества в первой пол. 18 века обеднела и не могла нести службу в полном объеме. В 1735 году разделение казачества закрепил Указ Правления гетманского уряда, подтвержденный Российским Сенатом.

Выборные казаки составляли наиболее состоятельную часть казачества, на которую возлагалась обязанность военной службы. С казаков левобережных полков юридически выделялись 20000 выборных казаков, включенных в реестр. Другие казаки предназначались для помощи выборным. Старшинская комиссия во главе с генеральным писарем Турковским определила уровень состоятельности, который позволял отнести казака к категории выборных:

«Без подпопомоги» служили казаки, которые собирали со своей земли не меньше 10-ти четвертей хлеба и 50-ти возов сена. Также они могли иметь и другие, аналогичные этому уровню доходы.

«С подпомогою» служили казаки с землей, которая давала 5 четвертей хлеба и 10 возов сена или если разговор шел про южные полки, казаки с 2 – 3 –мя конями, 2 – 3 волами большим количеством овец. Подробно регламентировалось снаряжение каждого выборного казака, которое оценивалось в 31 руб. 22 коп.

Выборные казаки моли выступить в поход с двумя конями, ружьем, саблею, пикой, имея нормальную одежду и запас провианта на 3 – 4 месяца. До 1738 года эта категория казаков облагалась податью 10 коп. в год, которая позднее была отменена.

Не попавшие в реестр, но имевшие самостоятельное хозяйство (двор) казаки, получили название «подпомощников».

В 18 веке подпомощники составляли категорию небогатых казаков, неспособных отбывать войсковую службу за свой кошт. Подпомощники должны были обеспечивать выборных казаков сбруей, конями, одеждой, провиантом, фуражем и обрабатывать земли выборных казаков, пока те были на службе. Также на них налагалась обязанность погонщиков казацкого обоза.

Отдельную, наиболее бедную часть казачества, не имевшую своего самостоятельного двора, составляли «подсоседки», которые вынуждены были работать на «выборных» и «подпомощников».

С упразднением в 1781 году полковой системы в Малороссии, все казацкие звания, а также разделение рядового казачества на на «выборных» и «подпомощников» были ликвидированы.

С распространением на территории Малороссии общероссийских законов и порядков, казаки, оставаясь лично свободными, в податном отношении были приравнены к казенным крестьянам и несли повинности в пользу государства. Но, военно-служебные обязанности малороссийского казачества регламентировались особыми правилами рекрутской повинности. С начала 19 века и до1860-х годов всё казацкое население объединялось в сословные казацкие волости во главе с волостными начальниками. В селах связь между волостью и рядовым казачеством осуществлялась сельскими казачьими обществами через сельских начальников.

С упразднением в 1918 году чинов и сословий, понятие «казак» из документов исчезает.