Страницаказачества

Изучение казачества земли Брянской.

В регионе появились различные общественные казачьи организации: в 1996 году зарегистри-рован «Брянский отдел Всевеликого войска Донского», который в 1999 году переименован в «Брян-ский округ Всевеликого войска Донского» и в 2000 году вошел в состав Международного обще-ственного объединения «Союз казачьих войск России и зарубежья». В 2006 году по инициативе меж-региональной организации «Войсковое казачье общество Резервное казачье войско» в составе «Вой-скового казачьего общества Всевеликое войско Донское» на территории Брянского региона создана «Региональная общественная организация Брянский (Северский) казачий округ».
Постановлением администрации Брянской области № 485 от 22 мая 2009г. создана рабочая группа Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества в Брянской области, утверждено Положение о рабочей группе и ее состав. Группу возглавляет заместитель губернатора. Основные направления деятельности рабочей группы определяются действующим федеральным за-конодательством, законом Российской Федерации «О государственной службе Российского казаче-ства» и «Концепцией государственной политики в отношении российского казачества», утвержден-ной 2 июля 2008г. Президентом РФ.
В настоящее время на территории региона действуют следующие крупные казачьи организа-ции: «Брянский отдел Центрального казачьего войска» в составе войскового казачьего общества «Центральное казачье войско»; общественная организация «Стародубский казачий полк» в составе общероссийской общественной организации «Союз казаков России»; «Брянский округ Всевеликого войска Донского» в составе «Международного союза общественных объединений ŖВсевеликое вой-ско Донскоеŗ»; региональная общественная организация Брянский (Северский) казачий округ  под-разделение межрегиональной организации «Войсковое казачье общество Резервное казачье вой-скоŗ» в составе «Войскового казачьего общества Всевеликое войско Донскоеŗ». Уже это, даже не-полное перечисление, вызывает затруднение в понимании происходящего.
Общий цивилизационный исторический подход указывает на то, что география казачества складывалась с развитием российской и соседних государственностей на их границе. Как известно, были и частично сохранились в современных условиях казаки донские, кубанские, запорожские, си-бирские и т.п. Они возникали как «вольные» казачьи сообщества и как «служилые» части. Но в лю-бом случае сообщества возникали исторически разными способами, однако при сохранении осново-полагающих характеристик: воинских, трудовых и социокультурных одновременно. В периоды опас-ности верх брало первое, в периоды мирной жизни  второе, а сплавлялось в третье.
Таким образом, казачество, прежде всего, самоуправляемая структура и система само-бытных социальных, социокультурных внутренних отношений и отношений с государством.
Казачество  уникальное образование, появление которого определялось множеством факторов, складывавшихся столетия, а может быть и тысячелетия назад, на границах сообщества Руси  России. Оно возникало на границе цивилизаций, географических регионов, на стыке религиозных конфессий, культур. По мнению многих авторов, казачество стало субэтносом, субкультурой, «народом внутри наро-да». Причем ни в одной стране мира казаки в том качестве, в котором они были в России, не появлялись.
Казачество условно можно разделить на две части: вольные казачьи формирования и казачьи войска на службе государства. Кратко осветим основные этапы развития вольных казачьих сооб-ществ на Дону и на Днепре, как наиболее известных в истории, с целью формирования общего пред-ставления о предпосылках возникновения казачества, факторах, влиявших на его генезис в исследуе-мом Брянском регионе.

Еще раз рассмотрим проблему с точки зрения возникновения казачества в исследуемом реги-оне. Например, Ян Потоцкий считал, что предками казаков данного региона были потомки касогов, поселившихся в XI веке на севере Черниговщины, то есть в Северской земле, в которую регион вхо-дил до двадцатого века [17]. Л.Н.Гумилев предполагал, что это коренное население территории - се-веряне (предки ославянившихся савиров, севрюков [8]. Н.И. Костомаров полагал, что это «сиверские вольницы, наподобие запорожской», то есть он не включал местное казачество в запорожское, а счи-тал его подобным ему, что очень важно [12]. В 1863г. профессор В.Б.Антонович высказал мысль об образовании здесь казачества благодаря раздачам земель на границах Литовского княжества, которые «предоставляли сельским общинам или отдельным лицам нешляхетского происхождения с обязанно-стью нести военную службу» [2].
Есть точка зрения, которая, по сути, не разделяет казаков по регионам. Так, М.К.Любавский в 1895г. в статье «Начальная история Малорусского казачества» утверждал, что история малоруссого каза-чества «не представляла процесса, отличного от истории великорусского казачества» [15]. Как в Велико-россии, так и в Малороссии казак являлся сначала отхожим промышленником, ищущим заработков на стороне, затем стали появляться казацкие хутора, слободы, домовитые казаки, начинается земледелие.
Таким образом, вопрос о возникновении казачества в исследуемом регионе (который ранее назывался Северская земля, а Брянский регион является ее частью) и раннем самоопределении жите-лей региона, их ранней самоидентификации далеко не выяснен, хотя и живет в исторической памяти народа и сегодня влияет на схожие социокультурные процессы.

Первые организованные казачьи отряды на Стародубщине (издавна признанном центре мест-ного казачества и ныне городом Брянской области) появились в середине XVI века [10]. В этот исто-рический период московское правительство привлекало на службу «вольных» казаков и «охочих» людей по своим границам, особенно южным и восточным, что достаточно изучено. На юго-западных границах процесс шел сложнее и с точки зрения генезиса местного казачества изучен менее.

Если воспринимать казаков изначально как «вольницу», а уже потом как регулярное войско (а традиционная история предполагает именно так), то, видимо, познакомились жители юго-запада со-временной РФ (Брянщина, Стародуб и вся Северщина) с казаками, как «вольным гуляйством» или «гультяйством» из Речи Посполитой, в 1574г. во время Ливонской войны, когда под руководством пропольских атаманов Франциска Суки и Микиты Бирули был сожжен Стародуб. Войну вел Иван Грозный против Речи Посполитой за Балтику, Белоруссию и Украину. «Засечная черта» как раз тут и проходила среди брянско-черниговских северских лесов. В записке в апреле 1589г. Московский царь Федор Иоанович, последний Рюрикович, приказывает путивльскому воеводе Афанасию Зиновьеву с Рыльскими и Стародубскими казаками идти на Поле и Донец против крымских татар. Здесь и прохо-дит в двадцать первом веке снова граница Российской Федерации и вновь возникает социокультурная проблема регионального казачества.
Таким образом, местное казачество не является изначально частью запорожского или еще ка-кого-либо другого казацкого сообщества. Оно возникало под влиянием происходящих исторических событий из местного и приходящего населения, а также под воздействием соседних казацких сооб-ществ и государственных образований, на границе которых оно находилось. Необходимоизучениее-гоистории.

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА КАЗАЧЕСТВА СЕВЕРЩИНЫ (БРЯНСКОГО РЕГИОНА И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ)
Я.Ю. Трифанков, Ю.Т. Трифанков
Определяется проблема современного исследования истории регионального казачества на примере Брянской области и сопредельных территорий, возникшем между Россией и Речью Посполитой, между Запорожьем и Доном, и сохранившем социокультурные особенности, которые стали актуальными в настоящее время.