СтраницаДом Советов

Дом Советов в городе Брянске, архитектура

Так, в 1924 году архитектор А.З. Гринберг участвует в конкурсе, а затем получает право на строительство ряда зданий. Одним из значимых был Дом Советов с залом на две тысячи мест. Объемная композиция четырехэтажного с высоким цокольным этажом здания соединялась аркой с обособленным большим залом съездов и конференций. Простор и свет — главные достоинства простых по отделке интерьеров. Взаимно перпендикулярное расположение корпусов и зала заседаний позволяло образовать перед Домом Советов городскую площадь, которую они охватывали с двух сторон.
«Приносим свои искренние поздравления ко дню открытия первого в Союзе Дома Советов... и почти единственного примера высокого архитектурно-художественного оформления...» — гласила поздравительная телеграмма от 5 ноября 1926 года архитектурной секции Всерабис Брянскому губисполкому в честь завершения строительства в городе Дома Советов.

Великая отечественная.......

БРЯНСКИЙ ДОМ СОВЕТОВ

Это здание - одна из немногих современных построек, удач­но проведенных в духе современных архитектурных требований. Не отличаясь какими-либо необычайными архитектурными дости­жениями и базируясь исключительно на реальных возможностях, здание все же дает образец новой архитектуры, безусловно отлич­ный от построек довоенного времени и являющийся переходом к воплощению новых архитектурных идей, осуществление которых, конечно, не может быть проведено без предварительного пере­ходного периода.

Вся история этой постройки интересна также, как нормальная постановка дела. Первоначальная идея здания получена путем устройства конкурса на широких общественных началах, затем составление окончательного проекта поручается автору первой премии, которому при ознакомлении с местными условиями при­шлось значительно видоизменить первоначальную композицию здания (явление почти неизбежное и потому нормальное). Затем к работе привлекаются специалисты по гражданскому строитель­ству, и им была предоставлена возможность применить беспре­пятственно свои знания и опыт.

В результате всего Брянск получает здание, которым справед­ливо гордится вся губерния, и которое представляется отрадным явлением на фоне современного строительства, архитектура ко­торого замучивается и искажается всякого рода обывательскими, теоретическими и бюрократическими соображениями или же на­ходится в руках строителей, не имеющих специальных архитек­турных знаний.

Редакция журнала "Строительная промышленность"

История постройки такова.

Брянск, превратившийся в 1920 г. из обыкновенного уездного городка в губернский центр, совершенно не был приспособлен для размещения в нем учреждений губернского характера. Занятие под учреждения жилых домов повлекло за собой жесткое уплот­нение населения, со всеми его последствиями. С другой стороны, сделавшись губернским центром, Брянск не имел ни театра, ни другого крупного здания общественного характера. Все это в со­вокупности еще ранее (в 1921 г.) поставило на очередь вопрос о постройке нового здания, могущего удовлетворить хотя бы основ­ные нужды города. Однако, из-за финансовых затруднений дело всё откладывалось; лишь в 1924 г. губисполком нашел возмож­ным приступить к первым подготовительным работам: выработке здания, составлению проекта, заготовке кирпича, а в дальнейшем и организации работ.

Ввиду отсутствия на брянском рынке хорошего качества обык­новенного кирпича в нужном количестве (до 3 млн.), было решено применить силикатный (песчано-известковый) кирпич, вырабатыва­емый заводом "Профинтерн" (в г. Бежице, Брянской губ.). Осно­ванием к этому послужили произведенные специальные испытания его (в том числе в Институте Силикатов), давшие благоприятные результаты, а также опыт применения этого кирпича для построек в Бежице. К сожалению, в дальнейшем при эксплуатации здания выявились некоторые отрицательные его свойства.

Одновременно, путем анкет и дальнейшей обработки их, было выявлено основное задание на проект, выбрано место для по­стройки и объявлен всесоюзный конкурс через Московской Архи­тектурное О-во на составление эскизного проекта.

В дальнейшем разработка проекта (кроме специальных обо­рудований) была переданы арх. А. 3. Гринбергу, получившему на конкурсе первую премию: он же был привлечен и в качестве постоянного консультанта при выполнении работ, которые были поручены солиднейшей московской организации — Мосстрою, но не как подряд, а по договору поручения, за определенное ко­миссионное вознаграждение. Хозяйственно-технический надзор за выполнением работ от губисполком был возложен на Управ­ление Губинжа.

Подобная организация работ оказалась вполне жизненной, как сочетание всех положительных сторон отдельных ее элементов. Так напр., договор поручения - при отсутствии точно установлен­ных кредитов на постройку - позволял в самом процессе ее вы­полнения варьировать, вводить изменения и улучшения, при чем вся экономия на материале оставалась в пользу губисполкома. С другой стороны, привлечение в качестве постоянного консультанта автора проекта, а также назначение уполномоченным от Мосстроя опытного практика, архитектора-художника М.Г. Шилянского, обе­спечило максимальный художественный эффект сооружения.

По заданию выполнение всей постройки было намечено в 2 се­зона (1925 и 1926 гг.), с тем, чтобы 1 октября 1926 г. здание было передано в эксплуатацию. Благодаря своевременной подготовке работ, план этот был выдержан почти полностью: работы были начаты фактически 8 апреля 1925 г. и закончены (за отдельными недоделками) 6 ноября 1926 г., когда, в годовщину Октябрьской революции, и состоялось торжественное открытие.

При производстве работ пришлось столкнуться с целым рядом современных затруднений. Главные трудности были с получением некоторых материалов, в особенности железа всех видов и ча­стей оборудования. Несмотря на заключенные договоры заказы получались с опозданием: некоторых предметов совершенно не оказывалось на рынке. Приходилось всячески изощряться, заме­нять одно другим, комбинировать и даже изготовлять, что воз­можно, на постройке.

Значительные трудности встретились и с подбором рабочих нужных квалификаций. Целого ряда квалификаций не оказыва­лось на местной бирже и, несмотря на проводимый принцип ис­пользования местной рабсилы, целые артели рабочих приходилось выписывать из Москвы и др. губерний.

В настоящее время все оставшиеся недоделки закончены, и составленная отчетность позволяет выявить цифры стоимости всех элементов постройки. Основная цифра — стоимость на 1 куб. са­жень — составляет около 280 руб., что при монументальном харак­тере здания и наличии ряда удорожающих моментов (применение естественного и искусственного мрамора, дорогой цокольной об­лицовки, специального оборудования сцены и пр.) следует признать невысокой. Значительную роль в этом отношении, помимо самого способа работ и планового их выполнения, следует отве­сти использованию губисполкомом всех удешевляющих местных возможностей. Напр., все столярные работы, включительно до обработки паркетной фризы и изготовления театральных кресел и прочей мебели, выполнялись хозяйственным способом на своей деревообделочной фабрике. Точно так же все мраморные изделия (облицовочные плиты, ступени, подоконники и пр.) изготовлялись хозяйственно на Шамардинском мраморном заводе, заарендован­ном для этой цели у Калужского ГСНХ.

В заключение небезынтересно привести вкратце некоторые данные, характеризующие возведенное сооружение.

Общая кубатура возведенных зданий с вспомогательными по­стройками - около 6000 куб. саж. Основные части сооружения - главное здание и дом съездов, соединенные между собою пе­реходом и составляющие по архитектуре одно целое. В главном здании размещается большая часть губ. учреждений, парт, и проф. организаций, с буфетом-столовой для сотрудников, отделением почтово-телеграфной конторы, междугородним телефоном, ради­останцией, несгораемыми кладовыми и несколькими жилыми по­мещениями для обслуживающего персонала.

Дом съездов имеет большой зал вместимостью с ярусами до 1200 чел., а также вполне оборудованную сцену, фойе, буфет и пр., каковые устройства дают возможность, помимо съездов и собраний, эксплуатировать здание как театр. Кроме того, в главном здании имеется прекрасно оборудованный малый зал на 180 чел. и три небольших зала заседаний при организациях. Все помещения обоих зданий обеспечены массой света и воздуха и удовлетворяют всем требованиям санитарии и гигиены, а своей выдержанной в одном стиле и простой отделкой оставляют при­ятное впечатление.

По конструкции здание из белого силикатного кирпича с желе­зобетонными перекрытиями между этажей, обеспечивающими ему полную несгораемость. Здания оборудованы центральным водяным отоплением с побудительной циркуляцией, центральной вытяжкой и частью приточной вентиляцией, пожарным водопроводом, спе­циальным электрооборудованием сцены, канализацией и пр.

Так как Брянск не имел городской канализации, для Дома Со­ветов выстроена специальная аэро-биологическая станция очистки сточных вод по проекту инж. Н.А. Преображенского, одобренно­му Наркомздравом. Пропускная способность станции рассчитана на 20000 ведер в сутки, что дает возможность в ближайшие годы включить в канализацию весь центральный район города.

Следует отметить, что в связи с постройкой Дома Советов прилежащие к нему улицы, буквально утопавшие в грязи, сейчас спланированы, замощены и в полном смысле благоустроены, а все сооружение в целом дает начало новому советскому "Боль­шому Брянску".

Инж. А. Тарасов, Брянск

Дом советов

В 1920-х находилось на том месте, где сейчас центральная площадь Ленина, где до сих пор сто­ит памятник вождю пролетариата.  Сюда выходили окна тыльной сто­роны Дома советов. Рядом, на месте нынешней городской администрации, располагался парк. А вместо памят­ника Ленину стоял особняк Вален­тины Могилевцевой. Особняк — по­сле войны заброшенный и полуразру­шенный пробыл на этом месте до 1970-х.

 

Дом советов «потеснил» особняк Могилевцевых..

Дом Советов расположен на главной площади города, обращен к ней основным фасадом, торцом к проспекту. Построен в 1925-1926 гг. по премированному на Всероссийском конкурсе проекту архитектора А.З. Гринберга для размещения губернских организаций - партийной, советской и профсоюзной (первое в России здание такого рода). После Великой Отечественной войны, в 1947-1948 гг., здание восстановлено и реконструировано. Большой зал для съездов и конференций, связанный первоначально с основным корпусом переходом, превращен в самостоятельное сооружение - Областной драматический театр. В 1950-1951 гг. по проекту инженера К.И. Могута декор фасадов, выходящих на площадь и проспект, обогащен в духе "ретроспективной классики", внутренняя планировка частично изменена, четырехстолопные портики основных входов снесены. В 1971-1973 гг. к правому крылу пристроен новый административный корпус.

Планировка здания коридорная с односторонним, частично двухсторонним размещением помещений. Простор и свет - главное достоинство аскетически простых по отделке интерьеров. Взаимоперпендикулярное расположение корпусов и зала заседаний позволило образовать перед Домом Советов городскую площадь, которую они охватывают с двух сторон.

 

Дом Советов в городе Брянске на проспекте Ленина (первоначальный исторический вид) - образец стиля конструктивизм. Архитектор А. Гринберг, 1925-1926 гг.

Современный вид Дома Советов

6 ноября исполнилось 90 лет Дому
Советов, ныне зданию правительства
Брянской области. Стройка велась
ударными темпами. Всего за пол-
тора года рабочие возвели здание
по премированному на всероссий-
ском конкурсе проекту архитектора
А. З. Гринберга. В «Брянском рабо-
чем» регулярно печатались репорта-
жи с объекта. Сдача здания в эксплу-
атацию стала поводом для торжеств,
о которых н аша газета рассказала
в номере 257 от 10 ноября 1926 года.

Дом Советов в Брянске (арх. А.З. Гринберг), 1927 г.

вид фасада и отдельные элементы. План Дома Советов в Брянске

*************************

Конкурс на составление проекта Дома Советов в г. Брянске

Основные положения.

  1. Дом Советов имеет вместить в себе губернские советские, партийные и профессиональные учреждения и организации с общим числом сотрудников, пользующихся служебными помещениями для постоянных занятий, до 1000 чел. и общей наружной кубатурой до 5000 куб. саж.
  2. Здание проектируется каменное из белого силикатного нормальных размеров кирпича. Фасадная отделка – из того же силикатного кирпича в окрашенном виде, с употреблением (если потребуется) для отдельных частей фасада фасонных кирпичей. Конструкции перекрытий над цокольным этажом и лестничными клетками должны быть несгораемые. Центральный зал со сценой должен отвечать требованиям, предъявленным к театральным помещениям.
  3. Здание предполагается 4-х этажное. Под зданием, в виду уклона улиц, расположить цокольным полуподвальный и, если потребуется, подвальный этажи.
  4. Высота помещений цокольного и полуподвального этажей – 4 ½ аршина, служебных помещений всех других этажей – 5 арш. от пола до потолка.
  5. При проектировании коридоров и лестниц чистых и черных, расположенных в достаточном количестве, должно быть предусмотрено их освещение непосредственным дневным светом.
  6. При проектировании клозетов следует иметь в виду отсутствие в городе канализационной сети, а потому – отвести место на свободной территории участка для устройства предполагаемой биологической очистки нечистот.
  7. При здании (в самом здании или в отдельных постройках) д. б. предусмотрены все обслуживающие помещения, как-то: кладовые, котельные, склады минерального топлива (угля), с запасом на 4 месяца (с угольной ямой с загрузкой через верхние люки), мусоросжигательная печь, гараж на 4 машины, помещение для хранения бензина (50 пуд.), конюшня на 10 лошадей, экипажная и фуражная.
  8. Покрытие кровель д. б. предусмотрено асбест-цементной черепицей.

Комплекс зданий «Дома Советов» и «Дома съездов», построенный по проекту московского архитектора-конструктивиста Александра Гринберга, был открыт весной 1926 года, а 29 июля Брянский Губернский исполком издал постановление: «Об использовании здания Дома съездов в период между съездами под театр».

Фото комплекса Дома Советов 1926 –1927 годы

8-го ноября собрались в обширном зале заседаний Дома Советов – рабочие – строители этого дома, главный инженер тов. Шилянский, зампредгубисполкома тов. Бобков и представители Мосстроя. Крепко связанные между собой одним – тожественной радостью – любовно и горделиво оценивали взглядами изящно отделанные стены зала, потолок, сцену, сверкающие новизной. Так художник восторженно смотрит на великолепно удавшуюся ему картину, так скульптор, свыкшийся, сроднившийся с образом, который он долго лепил, закончив работу, глядит на свое ваяние, ощущая себя в каждой линии, проведенной резцом, в каждой едва заметной черточке своего произведения.

В это время в зале Дома Советов не было отдельных личностей, был один могучий художник-коллектив, с гордостью и восхищением смотревший на дело своих рук, на плод двухгодичного неустанного творчества.

Собрались, выбрали для порядка президиум и стали делиться радостью достигнутого. Вспоминать, как строили, как клали, камень за камнем, фундамент, кирпич за кирпичиком – стены. Как хихикал ехидный обыватель, говоря: «Разрушать – мастера, а построить не так-то легко, не удастся».

— В прошлый сезон, — рассказывает тов. Бобков, когда остов здания уже вполне определился, когда можно было сказать, что здание наполовину готово, случилось побывать мне в Москве. Там задают мне вдруг вопрос: — «Скажите, неужели треснул? В каком месте? И большая трещина?

Спрашиваю: — Кто треснул?

— Да Дом Советов..

Смешно было слышать такие небылицы – плод обывательского неверия в наши силы, плод обывательской уверенности в то, что мы умеем только разрушать.

— Вот мы собрались сейчас в построенном нами здании, какого прежде сами еще не видели, какого еще не видела наша губерния, — говорит рабочий строитель Кузнецов.

— Хороший подарок трудящимся Брянска в годовщину Октября преподнесли. Значит, есть у нас силы, значит, есть способности. И мы выражаем нашу бесконечную благодарность тов. Шилянскому, сумевшему направить наши способности на то, чтобы нашими руками было воздвигнуто такое огромное и художественное строение.

— Поздравляю, товарищи, от души поздравляю, — весело и бодро приветствовал своих соратников по постройке инженер Шилянский.

— Сколько трудностей преодолено, но сейчас все искуплено, все невзгоды забыли. Большое дело сделано, и мы собрались здесь для того, чтобы друг перед другом выразить нашу гордость. Пусть не омрачается она теми небольшими шероховатостями, какие встречались в наших отношениях на работе. В таком огромном и трудном деле без них обойтись нельзя было. Бывал и я неправ перед вами. Ошибался. Но тот не ошибается, кто ничего не делает. Обиды не должно существовать. Надо только припомнить ту нервную напряженность, ту лихорадочность, с какой нам всем приходилось работать, чтобы сдать здание в срок. Надо только вдуматься в то колоссальное достижение, какое добыто вашими руками, для того, чтобы кроме гордости и кроме благодарности инициатору здания Губисполкому, в наших сердцах ничего не оставалось…

— Теперь мы разъедемся по домам, — говорит рабочий Лефоров, с приятным сознанием исполненного долга. Но значит ли это, что мы все уже сделали? Мы едем отдыхать, и мы еще вернемся. Работы на наш век хватит. Еще настанет время, когда мы весь Брянск застроим такими домами, как Дом Советов, и станет совершенно новым Брянск.

И много еще горячих, искренних слов и пожеланий было высказано теми, кому по существу принадлежит первенство на участие в общем брянском торжестве.

Сама собой выплыла резолюция. И в резолюции, и в том, о чем говорили между собой строители, направляясь на специально устроенный для них торжественный обед, и в том, как беззаботно их мускулистые руки качали в воздухе инженера Шилянского, внеся его в столовую, в их не прекращавшихся горячих беседах за обедом о том же, о Доме Советов, чувствовалось, что огонь творческого энтузиазма, зажженный успехом, не погаснет в сердцах строителей. Что этот успех влил новую бодрую струю веры в свои собственные силы, в силы всего рабочего класса и, что при такой уверенности, с какой они разъедутся по домам, чтобы после вернуться и строить новый Брянск – огромное дело строительства социализма будет доведено до конца.

Ник. Ивин

Брянский Рабочий. — 1926. — 10 ноя. (№257)

Площадь Дома Советов. Октябрь 1941 г. Из коллекции группы "Брянск глазами разных поколений»