Страницадом

БРЯНСКИЙ ДОМ СОВЕТОВ

Это здание — одна из немногих современных построек, удач­но проведенных в духе современных архитектурных требований. Не отличаясь какими-либо необычайными архитектурными дости­жениями и базируясь исключительно на реальных возможностях, здание все же дает образец новой архитектуры, безусловно отлич­ный от построек довоенного времени и являющийся переходом к воплощению новых архитектурных идей, осуществление которых, конечно, не может быть проведено без предварительного пере­ходного периода.

Вся история этой постройки интересна также, как нормальная постановка дела. Первоначальная идея здания получена путем устройства конкурса на широких общественных началах, затем составление окончательного проекта поручается автору первой премии, которому при ознакомлении с местными условиями при­шлось значительно видоизменить первоначальную композицию здания (явление почти неизбежное и потому нормальное). Затем к работе привлекаются специалисты по гражданскому строитель­ству, и им была предоставлена возможность применить беспре­пятственно свои знания и опыт.

В результате всего Брянск получает здание, которым справед­ливо гордится вся губерния, и которое представляется отрадным явлением на фоне современного строительства, архитектура ко­торого замучивается и искажается всякого рода обывательскими, теоретическими и бюрократическими соображениями или же на­ходится в руках строителей, не имеющих специальных архитек­турных знаний.

Редакция журнала "Строительная промышленность"

История постройки такова.

Брянск, превратившийся в 1920 г. из обыкновенного уездного городка в губернский центр, совершенно не был приспособлен для размещения в нем учреждений губернского характера. Занятие под учреждения жилых домов повлекло за собой жесткое уплот­нение населения, со всеми его последствиями. С другой стороны, сделавшись губернским центром, Брянск не имел ни театра, ни другого крупного здания общественного характера. Все это в со­вокупности еще ранее (в 1921 г.) поставило на очередь вопрос о постройке нового здания, могущего удовлетворить хотя бы основ­ные нужды города. Однако, из-за финансовых затруднений дело всё откладывалось; лишь в 1924 г. губисполком нашел возмож­ным приступить к первым подготовительным работам: выработке здания, составлению проекта, заготовке кирпича, а в дальнейшем и организации работ.

Ввиду отсутствия на брянском рынке хорошего качества обык­новенного кирпича в нужном количестве (до 3 млн.), было решено применить силикатный (песчано-известковый) кирпич, вырабатыва­емый заводом "Профинтерн" (в г. Бежице, Брянской губ.). Осно­ванием к этому послужили произведенные специальные испытания его (в том числе в Институте Силикатов), давшие благоприятные результаты, а также опыт применения этого кирпича для построек в Бежице. К сожалению, в дальнейшем при эксплуатации здания выявились некоторые отрицательные его свойства.

Одновременно, путем анкет и дальнейшей обработки их, было выявлено основное задание на проект, выбрано место для по­стройки и объявлен всесоюзный конкурс через Московской Архи­тектурное О-во на составление эскизного проекта.

В дальнейшем разработка проекта (кроме специальных обо­рудований) была переданы арх. А. 3. Гринбергу, получившему на конкурсе первую премию: он же был привлечен и в качестве постоянного консультанта при выполнении работ, которые были поручены солиднейшей московской организации - Мосстрою, но не как подряд, а по договору поручения, за определенное ко­миссионное вознаграждение. Хозяйственно-технический надзор за выполнением работ от губисполком был возложен на Управ­ление Губинжа.

Подобная организация работ оказалась вполне жизненной, как сочетание всех положительных сторон отдельных ее элементов. Так напр., договор поручения — при отсутствии точно установлен­ных кредитов на постройку — позволял в самом процессе ее вы­полнения варьировать, вводить изменения и улучшения, при чем вся экономия на материале оставалась в пользу губисполкома. С другой стороны, привлечение в качестве постоянного консультанта автора проекта, а также назначение уполномоченным от Мосстроя опытного практика, архитектора-художника М.Г. Шилянского, обе­спечило максимальный художественный эффект сооружения.

По заданию выполнение всей постройки было намечено в 2 се­зона (1925 и 1926 гг.), с тем, чтобы 1 октября 1926 г. здание было передано в эксплуатацию. Благодаря своевременной подготовке работ, план этот был выдержан почти полностью: работы были начаты фактически 8 апреля 1925 г. и закончены (за отдельными недоделками) 6 ноября 1926 г., когда, в годовщину Октябрьской революции, и состоялось торжественное открытие.

При производстве работ пришлось столкнуться с целым рядом современных затруднений. Главные трудности были с получением некоторых материалов, в особенности железа всех видов и ча­стей оборудования. Несмотря на заключенные договоры заказы получались с опозданием: некоторых предметов совершенно не оказывалось на рынке. Приходилось всячески изощряться, заме­нять одно другим, комбинировать и даже изготовлять, что воз­можно, на постройке.

Значительные трудности встретились и с подбором рабочих нужных квалификаций. Целого ряда квалификаций не оказыва­лось на местной бирже и, несмотря на проводимый принцип ис­пользования местной рабсилы, целые артели рабочих приходилось выписывать из Москвы и др. губерний.

В настоящее время все оставшиеся недоделки закончены, и составленная отчетность позволяет выявить цифры стоимости всех элементов постройки. Основная цифра - стоимость на 1 куб. са­жень - составляет около 280 руб., что при монументальном харак­тере здания и наличии ряда удорожающих моментов (применение естественного и искусственного мрамора, дорогой цокольной об­лицовки, специального оборудования сцены и пр.) следует при­знать невысокой. Значительную роль в этом отношении, помимо самого способа работ и планового их выполнения, следует отве­сти использованию губисполкомом всех удешевляющих местных возможностей. Напр., все столярные работы, включительно до обработки паркетной фризы и изготовления театральных кресел и прочей мебели, выполнялись хозяйственным способом на своей деревообделочной фабрике. Точно так же все мраморные изделия (облицовочные плиты, ступени, подоконники и пр.) изготовлялись хозяйственно на Шамардинском мраморном заводе, заарендован­ном для этой цели у Калужского ГСНХ.

В заключение небезынтересно привести вкратце некоторые данные, характеризующие возведенное сооружение.

Общая кубатура возведенных зданий с вспомогательными по­стройками — около 6000 куб. саж. Основные части сооружения - главное здание и дом съездов, соединенные между собою пе­реходом и составляющие по архитектуре одно целое. В главном здании размещается большая часть губ. учреждений, парт, и проф. организаций, с буфетом-столовой для сотрудников, отделением почтово-телеграфной конторы, междугородним телефоном, ради­останцией, несгораемыми кладовыми и несколькими жилыми по­мещениями для обслуживающего персонала.

Дом съездов имеет большой зал вместимостью с ярусами до 1200 чел., а также вполне оборудованную сцену, фойе, буфет и пр., каковые устройства дают возможность, помимо съездов и собраний, эксплуатировать здание как театр. Кроме того, в главном здании имеется прекрасно оборудованный малый зал на 180 чел. и три небольших зала заседаний при организациях. Все помещения обоих зданий обеспечены массой света и воздуха и удовлетворяют всем требованиям санитарии и гигиены, а своей выдержанной в одном стиле и простой отделкой оставляют при­ятное впечатление.

По конструкции здание из белого силикатного кирпича с желе­зобетонными перекрытиями между этажей, обеспечивающими ему полную несгораемость. Здания оборудованы центральным водяным отоплением с побудительной циркуляцией, центральной вытяжкой и частью приточной вентиляцией, пожарным водопроводом, спе­циальным электрооборудованием сцены, канализацией и пр.