СтраницаБояна

На земле Бояна. Брянская область.

ХХХIII-й Межрегиональный праздник славянской письменности и культуры «На земле Бояна»

Администрация Трубчевского муниципального района, Отдел по делам культуры, физической культуре и спорту администрации Трубчевского муниципального района

В 1985 году в стране и за рубежом широко отмечалось 800-летие «Слова». Это событие и послужило толчком для проведения в городе Трубчевске праздника «На земле Бояна». Впервые он прошел в мае 1986 г. Уже в следующем году праздник расширил свои тематические границы. Образ сказителя, поэта, певца Бояна, бронзовая скульптура, которому была установлена в городском парке в дни празднования 1000-летнего юбилея Трубчевска, в сентябре 1975 символизирует собой все виды самобытного народного творчества: старинную народную песню, поэтическое слово, народные танцы, декоративно-прикладное искусство, живопись. Поэтому праздник «На земле Бояна» все шире и шире стал представлять собой эти виды народного искусства.
«Слово о полку Игореве» - по праву считают своим духовным достоянием все братские славянские народы: русские, украинцы, белорусы. Поэтому в празднике ежегодно принимают участие представительные делегации из соседних Черниговской и Гомельской областей, Украины и Беларуси. В их составе - народные творческие коллективы, поэты, прозаики, певцы, композиторы, мастера прикладного искусства, представители духовенства и руководящих органов соседних славянских областей.
Тематическим стержнем праздника, его скрепой является сохранение и развитиесамобытной культуры и художественных традиций славянства, духовное единение славянских народов. Их, как известно, роднят общая история и культура, уходящая своими корнями в глубокую древность.
Заложенный глубокий смысл в «Слове о полку Игореве» - это не только наша седая история. Само «Слово», символ Бояна, служат сближению соседних славянских народов. Праздник «На земле Бояна» все больше приобретает межгосударственное звучание и признание, призывающее к единению. Единение народа не может быть ограничено рамками праздника,. Оно должно стать неотъемлемой частью нашего национального самосознания и жизни, глубокой нравственности и высокого православного мировоззрения.

Праздник славянской письменности и культуры «На земле Бояна»

Историческое развитие славянской письменности на Брянщине

Зарождение письменности относится к славянскому периоду, когда для выражения каких-либо понятий или образов использовалось рисунчатое письмо, получившее название пиктографии. В то время появился один из ранних письменных инструментов - писало, представлявшее заострённый металлический стержень. Писало применялось для письма на деревянных дощечках, покрытых воском; на сырой глине (керамике), а также, на бересте.

Первые, дошедшие до нашего времени алфавиты - кириллица и глаголица были разработаны христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием, жившими в IX веке. Сначала два алфавита существовали параллельно, а затем, вследствие сложного написания, глаголица уступила место кириллице, на основании которой возникло три формы письма: устав, полуустав и скоропись.

Устав являлся древнейшей формой кириллицы, характерной для рукописей XI – XIII вв. Он предполагал геометричность графики, один знак препинания – точку, которая могла ставиться в произвольных местах; сокращения слов путём исключения гласных.

Уставом писались, как правило, рукописные книги и деловые бумаги. Материалом для письма служил пергамен, в основе которого была выделанная телячья кожа.

К наиболее ранним рукописным источникам, написанным на пергамене уставным текстом, относятся: «Остромирово евангелие» (1056 – 1057), два изборника Святослава (1073, 1076) и «Мстиславово евангелие».

Полуустав – новая форма письма, предполагавшая более мелкий и округлый почерк, слитные буквы и надстрочные знаки – титлы. Полуустав был характерен для книжного письма и применялся в XIV – XV вв.

Но самое широкое распространение получила скоропись, которая начала развиваться с XIV века и постепенно вытеснила полуустав. Скоропись отличалась индивидуальностью письма и использовалась в самых различных документах: деловой переписке, актах, грамотах, письмах и т.д. Эту форму отличала каллиграфичность, округлость букв, плавность их написания и т.д.

В XIV веке в России появилась бумага. До 18 века она была привозной, поскольку попытки наладить собственное производство не имели успеха. Первоначально бумага была итальянская, затем – французская и немецкая. Одной из первых книг, написанных на бумаге, стало «Поучение Исаака Сирина» (1381 г.). С начала XVIII века бумага стала изготавливаться и в России. В это же время Петр I провёл реформу алфавита и шрифта, направленную на усовершенствование письма.

Основным письменным инструментом на протяжении почти девяти веков (X – сер.XIX вв.) служило гусиное перо, а обязательным приложением к нему – чернила.

С первой трети XIX века в России стали появляться металлические перья, привозимые из Европы. В это же время распространился и карандаш.

В Брянском архиве хранится комплекс дореволюционных рукописных документов XVII – нач. XX вв., написанных, в основном, скорописью при помощи всех перечисленных выше инструментов для письма. К ним относятся переписные, метрические, административные, судебные и др. документы.