СтраницаНа земле Бояна

На земле Бояна Трубчевский район Брянской области

На земле Бояна. Брянская область, 2021 год.

Образ Бояна - великого сказителя Древней Руси -отображен в "Слове о полку Игореве". Он  является воплощением духовно-нравственных традиций славянской цивилизации, воплощает национальную идею, которая объединяет славян. По преданию, именно здесь родился легендарный Боян, здесь  пел под звуки гуслей свои песни о дружбе и братстве соседних племен. И здесь ему поставлен замечательный памятник.

28-29 мая 2016 года ХХХI Межрегиональный праздник славянской письменности и культуры «На земле Бояна».

Признавая значимость дней славянской письменности и культуры в России, ежегодно празднуемых в последних числах мая, обращаем Ваше внимание на историческую и духовную миссию Межрегионального праздника славянской письменности и культуры «На земле Бояна» Тематическим стержнем праздника, его скрепой является сохранение и развитие самобытной культуры и художественных традиций славянства, духовное единение славянских народов. Их, как известно, роднят общая история и культура, уходящая своими корнями в глубокую древность.
 

По утверждению ряда ученых - Трубчевск, город, чья история начинается еще в первом тысячелетии - признан родиной певца Бояна. “Слово о полку Игореве” буквально испещрено славицами в честь Бояна:
Его роль можно было сравнить с ролью Гомера для Греции (с той только разницей, что реальность Гомера не доказана по сию пору). Про Бояна, “певца старого времени”, говорили многие, даже несмотря на то, что до наших времен дожила лишь слава о певце-сказителе, а вот ни одного его произведения не сохранилось; но реальное доказательство существования “вещего Бояна” обнаружилось относительно недавно. Ученые расчищали росписи Софийского собора в Киеве и наткнулись на древнюю надпись, согласно которой Мария Мстиславовна, супруга князя Всеволода, купила всю Боянову землю и заплатила за нее 700 гривен, причем одна десятая часть этой суммы, “церковная десятина”, внесена была собольими мехами. Землю продала вдова Бояна и вырученная сумма, надо сказать, была равна годовому доходу нескольких городов. Где именно находилась эта земля, историки так с точностью и не дознались.

Жаль, внуки мои твоих песен не помнят
И ты не придёшь в их рассветные сны.
Но я весь с тобою, деснянская пойма,
Но я сплю в объятьях излучин Десны.

(о Бояне. Трубчевск.)

 

ЛИКУЙ И ПОЙ, ЗЕМЛЯ БОЯНА!

Брянщина. XXVIII-го  Межрегионального праздника славянской  письменности  и  культуры  «На  земле Бояна»

В 34-й раз поднял свой флаг праздник славянского

братства, в основе которого Слово… «Слово о полку Иго-

реве» – памятник культуры, общий для украинцев, бе-

лорусов, русских.

25 мая Трубчевск принимал гостей и участников

34-го межрегионального праздника славянской пись-

менности и культуры «На земле Бояна».

В городском парке им. М. Горького работали «Город

мастеров», «Художественный вернисаж» и интерактив-

ные площадки сельских поселений, школ и учреждений

СПО Трубчевского района. На спортплощадке прошли

соревнования силачей, на летней эстраде – фестиваль

театральных коллективов, а также выступления твор-

ческих коллективов России и Белоруссии, у памятника

Бояну – поэтическая перекличка, а на главной сцене –

торжественная церемония открытия праздника. В ней

приняли участие представители областной и районной

власти, жители и гости города. Благословение празд-

нику и всем его участникам дал настоятель Троицкого

храма протоиерей Александр Слюнкин.

Гостей поприветствовали зам. губернатора Ю.В. Мо-

кренко, председатель Брянской областной Думы, почет-

ный гражданин Трубчевска В.И. Попков, главный феде-

ральный инспектор по Брянской области А.С. Дьячук,

глава Трубчевского района С.В. Ященко, зам. главного

редактора журнала «Воин России» В.А. Дандыкин и др.

Обладателями премии Бояна стали: О.А. Бобок –

мастер декоративно-прикладного искусства из Труб-

чевского района, поэты В.Л. Ветошкин – член Союза

писателей Беларуси и В.В. Володин – член Союза писа-

телей России. Литературная премия Брянского земляче-

ства в Москве им. поэта Н. Мельникова была вручена

брянским поэтессам Л.С. Ашеко и О.А. Шаблаковой.

С летней эстрады звучали стихи поэтов Беларуси,

Украины и России. Вел поэтический марафон руково-

дитель Брянской областной общественной писательской

организации СП России В.Е. Сорочкин.

Праздник в Трубчевске продолжался до позднего ве-

чера.

РАССКАЖИ МНЕ БОЯН. ВАЛЕНТИН ДИНАБУРГСКИЙ. Брянщина.

 

Историческое развитие славянской письменности.

Зарождение письменности относится к славянскому периоду, когда для выражения каких-либо понятий или образов использовалось рисунчатое письмо, получившее название пиктографии. В то время появился один из ранних письменных инструментов - писало, представлявшее заострённый металлический стержень. Писало применялось для письма на деревянных дощечках, покрытых воском; на сырой глине (керамике), а также, на бересте.

Первые, дошедшие до нашего времени алфавиты - кириллица и глаголица были разработаны христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием, жившими в IX веке. Сначала два алфавита существовали параллельно, а затем, вследствие сложного написания, глаголица уступила место кириллице, на основании которой возникло три формы письма: устав, полуустав и скоропись.

Устав являлся древнейшей формой кириллицы, характерной для рукописей XI – XIII вв. Он предполагал геометричность графики, один знак препинания – точку, которая могла ставиться в произвольных местах; сокращения слов путём исключения гласных.

Уставом писались, как правило, рукописные книги и деловые бумаги. Материалом для письма служил пергамен, в основе которого была выделанная телячья кожа.

К наиболее ранним рукописным источникам, написанным на пергамене уставным текстом, относятся: «Остромирово евангелие» (1056 – 1057), два изборника Святослава (1073, 1076) и «Мстиславово евангелие».

Полуустав – новая форма письма, предполагавшая более мелкий и округлый почерк, слитные буквы и надстрочные знаки – титлы. Полуустав был характерен для книжного письма и применялся в XIV – XV вв.

Но самое широкое распространение получила скоропись, которая начала развиваться с XIV века и постепенно вытеснила полуустав. Скоропись отличалась индивидуальностью письма и использовалась в самых различных документах: деловой переписке, актах, грамотах, письмах и т.д. Эту форму отличала каллиграфичность, округлость букв, плавность их написания и т.д.

В XIV веке в России появилась бумага. До 18 века она была привозной, поскольку попытки наладить собственное производство не имели успеха. Первоначально бумага была итальянская, затем – французская и немецкая. Одной из первых книг, написанных на бумаге, стало «Поучение Исаака Сирина» (1381 г.). С начала XVIII века бумага стала изготавливаться и в России. В это же время Петр I провёл реформу алфавита и шрифта, направленную на усовершенствование письма.

Основным письменным инструментом на протяжении почти девяти веков (X – сер.XIX вв.) служило гусиное перо, а обязательным приложением к нему – чернила.

С первой трети XIX века в России стали появляться металлические перья, привозимые из Европы. В это же время распространился и карандаш.

В Брянском архиве хранится комплекс дореволюционных рукописных документов XVII – нач. XX вв., написанных, в основном, скорописью при помощи всех перечисленных выше инструментов для письма. К ним относятся переписные, метрические, административные, судебные и др. документы.