Страницаарсенал

ОАО «Брянский Арсенал»

Брянский орденов Ленина и Трудового Красного Знамени завод дорожных машин имени 50-летия Великого Октября.

На старинном гербе Брянска — золотая мортира с двумя пирамидами ядер. Этот символ связан со старейшим предприятием города—бывшим Брянским Арсеналом.

25 января 1783 года Екатерина II подписала указ о сооружении Брянского Арсенала для производства пушек. Этот день считается днем рождения предприятия, недавно отметившего свое 200-летие. Фактически Арсенал в Брянске был создан еще при Петре I. Тогда построены мастерские для производства холодного оружия: пик, сабель, алебард. Этим оружием русская армия била шведов в знаменитом Полтавском сражении.

На месте петровского литейного дома по указу Екатерины II и началось в 1783 году строительство Брянского Арсенала. Перед новым заводом стояла задача заменить собой Московский Арсенал, который отныне должен был стать только музеем — хранилищем исторического оружия. Заводы Брянска.

Через несколько дней после екатерининского указа в Брянск направляется обоз с материалами, полк в 222 солдата, 60 мастеровых. Строительство возглавил капитан русской армии Федор Михайлович Иванов.

Тяжела была жизнь строителей Арсенала. Полуголодное состояние, работа от темна до темна, болезни уносили десятки жизней. На костях и крови встали над Десной мастерские, «литейный дом», казенные магазины нового завода, который наравне с Киевским и Петербургским Арсеналами стал одним из крупнейших в России. Брянск заводы.

Не успела еще завершиться постройка Арсенала, как началась подготовка к выпуску пушек. Из Московского Арсенала прибыли специалисты-литейщики для обучения местных мастеров литейному делу. В 1785 году на Брянском Арсенале была произведена первая отливка медных пушек. С тех пор медные орудия отливали здесь непрерывно на протяжении целого столетия, вплоть до 1882 года, когда медная артиллерия была окончательно заменена стальной.

Орудия, изготовленные на Брянском Арсенале, громили врага на полях всех великих сражений прошлого века. Его клеймо имела каждая четвертая пушка, участвовавшая в Бородинском сражении. Недаром М. И. Кутузов, отдавая приказ об обороне важнейших стратегических объектов, первостепенное внимание уделил обороне «величайшего и важнейшего после Тульского оружейного завода» Брянского Арсенала. Для охраны его на подступы к городу был переброшен 5-тысячный корпус генерал-лейтенанта Шепелева. Попытки Наполеона силами передвижных отрядов уничтожить Брянский Арсенал потерпели неудачу. Брянские оружейники продолжали отливать орудия для победы.

Гремели брянские пушки, обороняя Севастополь во время русско-турецкой войны 1853—1856 гг. Они освобождали от османского ига в 1877—1878 гг. братскую Болгарию. Недаром как памятники русской славы стоят орудия Брянского Арсенала на Шипке в Болгарии, у мемориала героям войны 1812 года в Смоленске. Они украшают вход в Ленинградский музей артиллерии.

В конце XIX—начале XX веков стены Арсенала дрогнули от первых классовых битв пролетариата со своими угнетателями. Особенно памятны для истории всего рабочего движения в нашем крае события марта 1905 года. Забастовала кузнечная мастерская Арсенала. За ней поднялись рабочие других мастерских и служб. Администрация была вынуждена выслушать требования рабочих. Однако это была лишь уловка, чтобы оттянуть время. Войска жестоко подавили забастовку.

22 октября 1905 года черносотенный «Союз Михаила Архангела» решил организовать «патриотическую» демонстрацию в честь дарования царского манифеста. На эту провокацию рабочие ответили многочисленным митингом у заводских ворот. Большевики разоблачили лживость манифеста и призвали рабочих к политической забастовке. Затем началась демонстрация, но совсем не такая, как мечталось черносотенцам. Рабочие Арсенала и Бежицы шли под красными знаменами, пели революционные песни.

К Арсеналу были стянуты воинские пехотные части и эскадроны казаков. Лавочники, купцы, полицейские с портретами царя и трехцветным флагом, благословляемые попами, пытались разрушить ряды демонстрантов. На помощь черной сотне подоспели казаки. В этой схватке погибли рабочий Арсенала Ручкин и учащийся Васильев, было ранено 50 демонстрантов.

Февральская революция была с радостью встречена трудящимися Арсенала. В первых числах марта здесь создается Совет рабочих депутатов, отстранены от власти начальник Арсенала генерал Лукашов и другие чиновники.

16 марта 1917 года Совет по предложению большевика Антона Карпешина принял решение о введении впервые в нашем крае 8-часового рабочего дня, что явилось крупным социальным завоеванием рабочего класса на Брянщине. А в сентябре арсенальцы установили на своем предприятии рабочий контроль.

Советская власть в Брянске была установлена 26 октября 1917 года при участии Красной гвардии Арсенала. Получив известие о свержении Временного правительства, отряд арсенальской Красной гвардии занял почту, телеграф, казначейство, склады оружия и железнодорожные вокзалы.

В ноябре 1917 года Арсенал был национализирован.

Сразу же после революции началась перестройка предприятия на мирную продукцию. Завод стал выпускать части для вагонов и паровозов, муфты и шкивы для локомотивов, оси для молотилок. С 1925 года здесь впервые в стране началось изготовление текстильных машин для первичной обработки льна.

За годы первых пятилеток завод, насчитывавший в начале 20-х годов всего шесть цехов, был значительно расширен и реконструирован. Рос и объем производства. За годы второй пятилетки валовая продукция выросла на 402 процента, производительность труда — на 270 процентов.

Мирный труд прервала война. С первых дней ее на заводе начался экстренный демонтаж оборудования. В июле—августе 1941 года на Урал были отправлены эшелоны с оборудованием, около 10 тысяч рабочих и служащих.

А уже в октябре созданный на новом месте в кратчайшие сроки завод стал снабжать Красную Армию артиллерийской продукцией. За самоотверженный труд коллектив предприятия был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

В руинах нашли свой родной завод вернувшиеся в Брянск после освобождения кадровые рабочие. В восстановлении предприятия участвовал весь город. 17 сентября 1944 года, в день первой годовщины освобождения города, была дана первая плавка стали.

Восстановление разрушенного войной хозяйства, огромные темпы ведущегося в стране строительства потребовали новых высокопроизводительных дорожных машин. По заданию партии и правительства завод переходит на производство дорожной техники. В 1947 году коллектив осваивает первые грейдеры Д-20, а в 1949 уже выпускаются элеваторные грейдеры, мощные асфальтосмесители, битумные насосы, многоковшовые погрузчики. Послевоенная пятилетка была выполнена за четыре года и полтора месяца.

С 1953 года завод специализируется на производстве автогрейдеров. Одновременно осваивается производство скрепера Д-523, бульдозера Д-521, опытных образцов ирригационных машин. Список выпускаемых заводом машин ежегодно растет. Здесь изготовили, испытали и запустили в производство высокопроизводительный автогрейдер Д-710А, дорожную фрезу Д-73, экскаватор-дреноукладчик Д-659А, комплект машин для бетонирования каналов, завод освоил серийный выпуск уникального в стране оборудования — комплектов машин, предназначенных для скоростного строительства автомобильных дорог шириной 7,5 метра и производительностью до тысячи погонных метров полотна в сутки, обеспечивающих комплексную механизацию дорожного строительства с применением современных систем гидропривода и автоматики. Многие дорожные машины, изготовленные коллективом, завоевали Дипломы представительных международных выставок. В 18 стран мира экспортирует завод свою продукцию. Машины с его маркой работают почти во всех социалистических странах, а также в Ливии, Сирии, Афганистане.

Государственный Знак качества присвоен роторному экскаватору  ЭТР-253А,  экскаватору-дреноукладчику ЭТЦ-406, битумному насосу и станции. Завод — постоянный участник ВДНХ СССР.

За успешное освоение новых машин для дорожного и мелиоративного строительства в 1971 году завод награжден орденом Ленина. В 1983 году к этому ордену на знамени завода прибавился орден Трудового Красного Знамени.

ВЫПУСКАЕМАЯ ПРОДУКЦИЯ: автогрейдеры, асфальтоукладчики, фрезы дорожные для холодного фрезерования асфальтобетонных покрытий, полуприцепы, запчасти к дорожным машинам.
Завод «Брянский Арсенал» был основан по указу Екатерины II в 1783 году. Сначала он выпускал артиллерийские орудия и запасные части к ним, в дальнейшем перешел на производство мирной продукции, в частности, дорожно-строительной техники.
Свыше 130 типов и моделей машин для дорожного, коммунального и мелиоративного строительства вышли из ворот завода. Сегодня он специализируется на производстве автогрейдеров ГС-10.01, ГС-10.07, ГС 14.02, ГС 14.03, ГС 18.05, ГС 18.07, ГС 25.09, которые можно встретить на строительстве дорог не только в России, но и во многих странах мира.
Арсенальцы также успешно производят дорожные фрезы, асфальтоукладчики, тяжелые низкорамные трейлеры и прицепную технику для перевозки дорожно- строительных машин.
Предприятие входит в состав компании «Группа ГАЗ» — крупнейшего в России производителя автомобильной и дорожно-строительной техники.

 

   ЗАО «Брянс­кий арсенал» - открытии нового производственного комплекса

Н.Г. Высочанский – работа на Брянском арсенале

Начальники Брянского арсенала