СтраницаАлексеев Ростислав Евгеньевич

Алексеев Ростислав Евгеньевич Брянск

Подводные крылья Ростислава Алексеева.
Вдоль берега Черного моря мчится красавец теплоход. Он будто парит над водой. Уютно, комфортно в нем пассажиром. Приятно на нем прокатиться по морю и реке. Конструктором этого чудо-творения был брянец Ростислав Алексеев. Ведь ему суждено было стать одним из самых «засекреченных ученых», который сделал два великих открытия, изменивших судьбу водного транспорта.
В автобиографии, написанной в 1940 году, Ростислав Евгеньевич Алексеев писал: «Я родился 19 декабря 1916 года в семье Алексеева Евгения Кузьмича, сельского агронома. Мать, Алексеева Серафима Павловна, была сельской учительницей. Родился в г. Новозыбкове...» Отец Ростислава — один из руководителей  Новозыбковской  сельскохозяйственной  опытной  станции.  Вблизи станции протекает Ипуть. Здесь, будучи мальчишкой, будущий конструктор мастерил кораблики и пускал их плавать по речной глади.
Сложилась его судьба так, что он поступил на кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института. Будучи студентом, возглавил городскую парусную станцию. Был председателем жюри Всесоюзного конкурса по проектированию парусных судов. Увлеченный любимым делом, он не раз выходил победителем в соревнованиях по парусному спорту. Тема его дипломной работы «Глиссер на подводных крыльях». Защита прошла успешно. Выпускной вечер в институте совпал с началом Великой Отечественно войны. На фронт его не взяли. Добровольцем не пустили. Молодой инженер получил целевое распределение на местный завод «Красное Сормово».
Предприятие экстренно осваивало выпуск новых боевых машин — танков Т-34. Трудиться приходилось много. И все же Ростислава Евгеньевича не покидала мысль о скоростных судах. Идея подводных крыльев была запатентована еще в конце девятнадцатого столетия. Но жестко прикрепленные крылья не давали ожидаемого эффекта. А механизм изменения их угла в зависимости от скорости был громоздким и мешал судну двигаться «самому по себе». Вода слишком вязкая стихия для движения. А что если корабль приподнять над ней? Возрастет скорость судна многократно. Молодой инженер высказывает свое мнение высокому начальству. Москва не поддержала. Зато руководство завода идею приняло. В трудном сорок втором году ему разрешили работать по два-три часа в день над новым военным кораблем в гидролаборатории. Мучения. Сомнения. Переделки. Не так-то просто дается все новое, передовое. Потребовались годы. В сорок шестом «Красное Сормово» предлагает катер на основе модели А-5, развивающий скорость до восьмидесяти километров в час. Это был уже успех. И немалый. Вскоре было принято решение: выделить средства под проект скоростного торпедного катера. И такой катер был создан. Летом 1948 года катер «123-бис» при испытаниях под Севастополем достиг скорости 120 километров в час. Это была победа. И она, конечно, хранилась, как военная тайна.
Первая «Ракета», сделанная сормовчанами в городе Горьком, нынешнем Нижнем Новгороде, пришла в порт Москвы в 1957 году к открытию Всемирного фестиваля молодежи и студентов. На следующий год «Ракеты» пополнили волжский речной флот. Вскоре они стали обычным явлением. «Метеоры» и «Кометы» закупили страны Европы, Японии, США... «Мне радостно видеть, как бурно развивается сегодня наш транспорт. Верю, что совсем скоро появятся новые виды судов — грузовые ракетопланы, другие аппараты, основанные на иных принципах движения...» — говорил Ростислав Евгеньевич Алексеев, выступая на научно-технической конференции, посвященной двадцатилетию создания первого скоростного судна «Ракета».
Р.Е. Алексеев продолжал разрабатывать суда будущего — экранопланы. Однако в январе 1980 года произошло непредвиденное. Предстояло испытать экраноплан «СМ-9». Модель неожиданно сорвалась, Ростислав Евгеньевич принял удар на себя и погиб. Вклад великого конструктора в развитие водного транспорта велик. Имя лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, доктора технических наук Ростислава Евгеньевича Алексеева увековечено в названии конструкторского бюро предприятия, где он трудился многие годы, улиц в Нижнем Новгороде и Новозыбкове.
 

Я. Соколов

Алексеев