Анатолий Зуенко Брянск
У каждого творческого человека наступает момент, когда он «встречается» со своими юбилейными датами и, хочет он этого или нет, ему приходится подводить определённые итоги своей деятельности, оценивать уже достигнутое и, как результат, делать отчёт перед окружающими. Если он литератор или артист, то такие отчёты принимают форму творческих вечеров, если художник — персональной выставки и, как правило, ретроспективной.
Сейчас такой период переживает и Анатолий Зуенко — один из ведущих художников-графиков Брянска. Он — автор интересный, своеобразный и многоплановый. Когда соприкасаешься с его творчеством, то «разбегаются» не только глаза, но и мысли. Не знаешь, с какой гранью его дарования в первую очередь начинать знакомиться.
И всё-таки, как мне кажется, главной визитной карточкой его творчества является плакат, о котором в своё время точно и ёмко сказал В. Маяковский:
Плакат должен быть ясен и прост.
Таков у плаката пост!
Взглянул на плакат — и мыслью объят.
Это и есть плакат!
И эти слова в полной мере можно отнести к Зуенко-пла- катисту. Именно в плакате он выступает наиболее весомо, ярко и новаторски. По воспоминаниям художника, решение вплотную заняться этим видом графики созрело во время учёбы в Харьковском художественно-промышленном институте, но окончательно укрепилось в середине 80-х в Доме творчества «Челюскинская» в Подмосковье, где он познакомился с ведущими плакатистами нашей страны. Было у кого поучиться и кому показать свои опыты.
Молодого автора сразу же привлекли образная метафоричность, композиционная динамика, островыразительный изобразительный язык плакатного искусства. Забегая вперёд, скажем, что в дальнейшем именно они и станут отличительными особенностями его работ. Их и надо брать за основу, оценивая его как плакатиста. Впоследствии, в одном из интервью, он сформулирует: «Мой принцип — максимум информации в лаконизме изображения». И этому правилу он следует неукоснительно.
Большое значение художник придаёт и шрифту. Как-то он сказал: «Люблю шрифтовые композиции, для меня это счастье — поиграть со шрифтом». В упоминавшихся выше «Фаворитах» историческое исследование затрагивает допетровскую Русь и Россию XVIII столетия, поэтому в названии первая часть слова стилизована под древнерусскую вязь, вторая — выполнена четким петровским шрифтом. К месту будет сказать, что недавно на моем творческом вечере он подарил мне мой портрет. Изображение «окаймляет» орнаментально-шрифтовой мотив, то есть сам текст «построен» на основе древнегреческого геометрического орнамента — меандра, что определило всей композиции торжественно-приподнятое настроение.
Шрифт как таковой, как правило, является и составной частью его прикладной графики (здесь следует напомнить, что Зуенко по образованию — художник промышленной графики, или, как сейчас эта профессия именуется более солидно, графического дизайна). В ней он настолько разнопланов и многообразен, что даже трудно очертить круг его интересов. Это марки, логотипы, визитки, фирменные знаки, грамоты, буклеты, эмблемы праздников, учреждений, организаций и многое, многое другое. Немногие знают, что тот самый герб нашей области, к котором мы так привыкли, также создан Анатолием.
В одном из интервью он обронил фразу, которая, я думаю, могла бы стать эпиграфом ко всему его творчеству: «...у меня каждый штрих имеет свой смысл».Такое отношение он распространяет на все виды изобразительного творчества, которыми занимается, но в большей степени оно характерно для его прикладной графики.
Анатолий Зуенко. График, член Союза художников СССР и России с 1989 года, Член международной ассоциации «Союз дизайнеров» с 2008 года. Заслуженный работник культчры Российской Федерации.
Родился 17 нюня 1951 года в селе Вегеровка (Ровное) Путивльского района Сумской области. После службы в армии обучался в 1972—1977 годах на отделении Промышленная графика» (графический дизайн) Харьковского художественно-промышленного института.
После окончания института работает преподаватёлем в Ставропольском художественном училище.
В 1978 году переехал в Брянск, где преподавал в художественном училище, совмещая творческую и производственную работу в мастерских Художественного фонда СССР.
С 1977 года за время преподавания в художественном училище и высших учебных заведениях подготовил десятки художников и дизайнеров, успешно работающих в Брянске, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Ставрополе, Благовещенске, Дюссельдорфе (Германия), Мессине (Италия) и в других городах ближнего и дальнего зарубежья.
В 1982—1990 годах работал художником в Брянских художественно-производственных мастерских Художественного фонда СССР.
С 1990 по 1991 годы — главный художник БХПМ Худфонда СССР, исполняющий обязанности директора БХПМ. В 1989 году вступил в Союз художников СССР, ныне — ВТОО «Союз художников России». С 1998 по 2005 года работал главным художником в Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Брянска. В 1999 году — присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры России».
С 2008 года — член международной ассоциации «Союз дизайнеров».
В выставках участвует с 1976 года, участник более 60 художественных выставок, конкурсов и выставок дизайна разного уровня.
Работает в плакате, книжной, станковой и прикладной графике, живописи.