ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели несколько десятков памятников деревянного зодчества Брянского края. Много это или мало? И много, и мало. Мало потому, что это действительно малая часть из того, что когда-то было и под ударами времени и небрежения людей досрочно исчезло с земли. Много - потому, что это большое богатство истории культуры нашей области. Оно имеет непреходящее значение для ее изучения, освоения и использования для дальнейшего роста и развития культуры.
Иногда высказываются мнения, что памятники архитектуры XIX века - это не древние памятники и они значения для истории культуры не имеют. Вздорное мнение! Дерево не вечный материал. И если о памятниках деревянного зодчества не проявить заботу теперь, они исчезнут очень быстро. Получится брешь между древностью и современностью. Соглашаться на разрыв связи времён невозможно. Дать иссякнуть струе вечно живого источника народного творчества - это значит отказаться от бесценного клада, созданного умом и сердцем народа. Сам народ, конечно, не думает отказываться от своего прошлого, в том числе и от проявления народного духа в зодчестве. Можно сколько угодно привести примеров, когда народные умельцы украшают свои дома, общественные здания и многое другое, широко используя наследие предков. Это лучшее доказательство непрерывности развития народного духа, его творческих сил и эстетических идеалов.
Подчеркнём ещё раз: сохранение памятников деревянного зодчества, как и памятников архитектуры вообще, может быть успешным лишь при условии нахождения для них нового, современного использования. Это в первую очередь касается зданий бывших церквей. Их веками сложившаяся, объёмно-пространственная композиция, характерная крупными и сложными объёмами, великолепно развитым внутренним пространством, богатая красивыми формами и декором, часто представляет немалые затруднения в поисках нового функционального назначения этим памятникам. Проще всего такие здания занять под склад, под мастерскую или, доведённое таким неправильным использованием до аварийного состояния, бросить на произвол судьбы. Иногда пренебрежение к древнему зодчеству оправдывают тем, что многие старинные здания имели церковное назначение, хотя ценны они для нас не этим, а своими художественными достоинствами.
Иногда отказываются от ремонта таких зданий под предлогом экономии государственных средств, бросают памятники на произвол судьбы, забывают при этом, что эти самые памятники имеют огромную ценность и могут стать источниками дохода для государства. Забывают, наконец, что памятники имеют ещё и чисто хозяйственную ценность, которую надо беречь как общенародную.
Не боясь наскучить читателю, при описании памятников всюду обращалось внимание на их большое значение для застройки сел, для ландшафта, для историчности облика края, на тонкое взаимодействие архитектуры с природой. В наше время, когда ландшафт решительно преображается, необходимо заботиться о том, чтобы «все, что уже создано гением народа и еще живет величавой жизнью искусства на нашей земле», равноправно сохранялось в «волнующем и трогательном лике Родины».
В подзаголовке эта работа названа «Приглашением к изучению памятников деревянной архитектуры и народного зодчества». Это название не для красного словца. Дело в том, что памятники архитектуры Брянской области вообще и памятники деревянного зодчества в частности почти совершенно не изучены. Активистами Брянской областной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВО-ОПИиК) в последние годы проведена большая работа по выявлению, фиксации и паспортизации памятников архитектуры. Выявлено свыше трехсот объектов, часть из которых, после соответствующего изучения, может быть рекомендована к взятию на государственный учёт и охрану в качестве памятников архитектуры. Среди этих объектов более восьмидесяти являются произведениями деревянной архитектуры и народного зодчества. Семь десятков из них представлены в кратких описаниях в настоящей работе. Некоторые - около десятка - ввиду утраты ими весьма важных частей композиции, что привело к утрате их качеств, необходимых памятнику архитектуры, оставлены вне этого описания. Но далеко не все, что имеется еще на территории области, выявлено и учтено. Настоящая работа ставит целью побуждение активистов, ВООПИиК и всех, кому дорого культурное наследие, к продолжению работы по выявлению, фиксации, обследованию и изучению памятников деревянного зодчества, сохранившихся на территории Брянского края. Эта работа должна быть направлена в конечном итоге на сохранение и современное использование памятников деревянного зодчества.
Не следует предъявлять слишком больших требований и строго судить настоящую работу за вполне возможные ошибки, неполноту, недостаточную глубину и всесторонность представленного описания памятников. Это только начало большого и нужного дела, которое должно быть продолжено, расширено и углублено.
В работе сделана первая попытка по историко-архитектурной классификации памятников деревянного зодчества, попытка прочесть и объяснить их архитектурно-художественные и конструктивно-строительные качества, уяснить ценность для истории культуры области и пользу для работы по развитию национальной культуры.
Работа опирается на современные методы искусствоведения и исто-рико-архитектурного исследования, но написана она с расчетом не на специалистов-искусствоведов и архитекторов, а в помощь широкому кругу активистов ВООПИиК. Отсюда её популяризаторский характер и исключение из нее сугубо специальных подробных описаний, которые неизбежно увеличили бы объем и усложнили её восприятие широким кругом читателей.