ЗАБРАМА БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ (посёлок, деревня, село, населённый пункт)
ЗАБРАМА, п., Климов, р-на, Каменскохуторского с.п., в 3,5 км к В. от села Каменский Хутор, на правом берегу Снова (52°08'15" с.ш., 32°18'15" в .д.). 0,03 т.ж.; макс. 0,25 т.ж. (1926). Первонач. назв. - Подмонастырская слободка (при Каменском Успенском мон.; до наст. вр. сохр. собор XVIII в. и колокольня XIX в.), входила в Куршано- вичскую вол.. В сер. XX в. - колхоз "Серп и молот". Инд. 243053.
Успенский Каменский монастырь в поселке Забрама
Святой источник "Монахова криница" (с. Забрама)
Забрама - поселок Климовского района Брянской области, Каменскохуторского сельского поселения, в 3,5 км к востоку от села Каменский Хутор, на правом берегу Снова. Первоначальное название - Подмонастырская слободка (при Каменском Успенском монастыре; до настоящего времени сохранился собор XVIII века и колокольня XIX века), входила в Куршановичскую волость. В середине ХХ века - колхоз "Серп и молот". Максимальное число жителей 250 человек (1926).
2010 год Поселок Забрама: общая численность населения – 33 человека
Царь Петр и кузнец Брянщина
Случай этот произошел, когда царь Петр воевал со шведами. Ехал он тогда со своими генералами на Полтаву. Километрах в пяти от Забрамы остановились они на отдых. А в карете царя, как сказывали, был установлен особый прибор - верстомер (им раньше расстояние измеряли). И вот так случилось, что этот верстомер сломался.
Приказал царь разыскать знающего кузнеца. Нашли кузнеца в небольшой деревеньке, и тот удачно починил верстомер. Царь остался доволен и спросил у кузнеца, что он хочет в награду. Кузнец упал на колени и сказал, что высшая награда для него -видеть русского царя. Петр поблагодарил кузнеца и дал ему вексель, по которому тот мог купить всё, что угодно.
Так и жил кузнец, не горюя, на царёв вексель какое-то время. Но вот случилось несчастье: по пьянке потерял кузнец этот вексель. Обыскался, но так и не нашел.
И вот: после знаменитой Полтавской битвы возвращается царь Петр через те же места. И, словно по воле судьбы, на том же самом месте опять у него сломался верстомер. Разыскали кузнеца, и он вновь исправил поломку. Царь у него и спросил, где его вексель. Кузнец честно признался, что потерял. Тогда царь приказал выжечь около уха кузнеца букву П (она литерой, кажись, тогда называлась). Этого, мол, кузнец уже никогда не потеряет. А кузнецу-то что?! Поболело немного и зажило. Зато в любом шинке ему всегда вина отпускали.
- Балабан Степан Иванович - с. Забрама Климовского р-на; 75 х, 7 кл. Записали Кулак Н. и Федосеенко О. в 1990 г.
Монахова криница Брянщина
В места, где теперь наша Забрама, пришел, сказывали, когда-то один монах из Ливорнова. Для своей обители выбрал он место очень красивое. Человек он был грамотный и благочинный. Своими благими делами монах быстро завоевал доверие всех жителей: при нужде приходили они к нему за помощью и за советами. Слава о нем разошлась по всей округе добрая; и вскоре поселились у него и другие монахи.
Вот говорили: в своей обители монах обычно сидел за молитвой, спиной к двери. И что интересно: он всегда безошибочно называл имя человека, который приходил к нему. Все считали: дал, мол, Бог человеку дар провидения. Праведным и благочинным стали его называть.
И еще: недалеко от обители оставил монах после себя небольшую криничку. Вода в ней очень чистая, вкусная и, сказывают, целебная. Сам Бог, видно, подсказал монаху, где этот ключик выходит. Своей целительной силы вода в этой кринице не утратила до сих пор. Многие у нас считают ее святой. Она, вроде бы, даже радиацию лечит. Кто ее знает?! А люди верят!..
Каждый год на праздник Ивана Купалы собираются к кринице люди со всей округи и окропляют себя этой водой. А вода всем помогает: и верующим, и неверующим - излечиться от многих болезней.
А тут я как-то и про другое слышал: монах будто бы очень даже хитрил. Обитель свою он, вроде бы, устроил необычно, с хитринкой. В одну из стен вставлены были невидимые трубочки. Прихожане об этом, конечно, ничего не знали. А через эти самые трубочки помощники тайно докладывали своему батюшке, кто и зачем пришел. Так что провидение монаха объяснялось де очень просто. Так неверующие считали.
Но верующие отрицают это, даже возмущаются. Они ссылаются на то, что благоверный старец
действительно помогал людям, а главное - на его святую криницу.
Вот и пойми, кто тут прав!
- Балабан Степан Иванович - с. Забрама Климовского р-на; 75 л., 7 кл. Записали Кулак Н. и Федосеенко О. в 1990 г.