Страницаямщики

Брянщина, в конце XVII века. Ямщики челом бьют.

Интересная в ту пору сложилась ситуация с брян­скими ямщиками. Брянские историки посчитали тогдашних ямщиков и с удивлением обнаружили, что в конце XVII века ямщик — одна из. популяр­нейших профессий в Брянске. 44 охотника (так еще называли ямщиков) усердно занимались этим делом.

Как-то моей внучке, девятилетней Сане, было поручено выучить стихотворение Пушкина. Она прочитала строки «Ямщик сидит на облучке, в ту­лупе, в красном кушаке» и заплакала. И сказала, что ничего не понимает. Не знает, что такое ямщик, облучок и красный кушак.

И действительно, ушла профессия. Ушли старые слова, вроде гоньбы и ямы (Прим.: поездка по ка­зенным делам и почтовая станция). Но суть занятия осталась: ямщики— это старинные водители, кото­рые везут людей власти, почту и за это получают деньги. В приграничном Брянске стать ямщиком — обрести неплохой по тем временам способ про­жить за счет казенной службы. Как в трудные 90-е конца XX века, когда нигде работы не было, многие брянцы шли в таксисты: небольшие, но деньги. Но получить деньги от клиента куда проще, чем от вла­сти. С брянскими ямщиками случилась такая обида: возили они, возили по первой российской по­чтовой линии казенных людей и почту, в том числе проезжавших седоков с Украины, а награды за то им никакой не было. Прогонных денег украинские казенные люди им не платили, а как жить, чем ло­шадей кормить? Одно разорение. И не ехать нельзя — воевода заставляет.

Тогда ямщик Гурко Леонов и его товарищи со­брались и послали жалобу царю Петру Алексееви­чу, сообщив, что они, государевы люди, «великими долгами одолжали и лошадьми опали». Вот-вот мо­жет встать первая линия государственной почты. И попросили назначить им казенное жалованье.

Интересно, что власть с брянскими ямщиками согласилась. Прогонные деньги им стали платить из казны, а перечень чиновников, перевозимых за казенный счет, существенно ограничили.

Вот что такое правильно пожаловаться.