Взрыв Голубого моста
8 марта 1943 года была успешно проведена операция по взрыву Выгоничского моста. В операции участвовали партизанские бригады, им. Кравцова, им. Щорса, «Смерть немецким оккупантам», Ворошилова № 1. Общее руководство операцией осуществлял командир партизанской бригады им. Щорса М.П. Ромашин.
Центральным штабом партизанского движения был разработан план проведения операции по подрыву Выгоничского моста. Партизанской разведкой было установлено, что железнодорожный мост служил для снабжения орловской группировки противника, через мост ежедневно проходило до 34 эшелонов. Подступы к мосту были оплетены проволокой и заминированы. Общая длина моста составляла 280 метров.
В ходе операции партизанами был уничтожен железнодорожный мост через реку Десну, разгромлен гарнизон противника и истреблено до 300 солдат и офицеров, взорваны четыре деревянных моста на большаках Брянск-Почеп, разрушены две казармы, телефоно-телеграфная связь на протяжении 3,5 км, взорвана вышка с расчётом крупнокалиберного пулемёта, взорвано три дзота с их огневыми точками, уничтожены 2 станковых, 1 крупнокалиберный, 2 ручных пулемёта, 73 винтовки и 1 радиостанция. Захвачены трофеи: 3 станковых, 5 ручных пулемётов, 3 винтовки и 30 комплектов обмундирования. Взят в плен немецкий комендант моста. Железная дорога не работала в течение месяца.
взрыв Выгоничского моста
Голубой мост Брянск
Над серебристой Десной, как входные ворота в огромный массив Брянского леса, с ажурными сплетениями и четкими узорами величаво стоит Голубой мост. Три темно-голубые, громадных размеров ребристые фермы на мощных опорах с южной стороны полудугами замыкали берега, продолжая прямую линию железнодорожной магистрали.
Железнодорожный мост через Десну вовсе не голубого цвета, а серого. А вот издали, когда его контуры выделяются на горизонте, создается впечатление, что он голубой. Так в народе его и называют - Голубой мост.
Этот мост в годы войны имел огромное значение для немецкой армии. Из Германии по дороге Гомель - Брянск по мосту круглосуточно проходили эшелоны с живой силой и техникой. В обратную сторону фашисты везли все то, что успели награбить на захваченных территориях. Дорога эксплуатировалась с предельной нагрузкой.
Понимая стратегическую важность данного объекта, немцы усиленно его охраняли. У моста были сооружены оборонительные укрепления: окопы, доты, дзоты. Подходы к мосту были заминированы. Окопы между собой сообщались и имели заграждения из колючей проволоки. Все деревья и кусты у Десны были вырублены. По краю леса была протянута проволока с нанизанными пустыми консервными банками. При любом шорохе или звоне консервных банок фашисты открывали уничтожающий огонь. Попробуй пройти эти полосы! Даже заяц не мог незаметно проскочить. Мост можно было взорвать, лишь имея большие силы и хорошо подготовленных специалистов.
Взрыв Голубого моста
Неизвестное фото Голубого моста, взорванного брянскими партизанами 8 марта 1943 года
Брянский краевед Павел Марченков передал в Центр документации новейшей истории Брянской области серию подлинных немецких снимков железнодорожного моста, взорванного партизанами в 1943 году в районе станции Выгоничи.
В операции, проведенной под руководством Героя Советского Союза Михаила Ромашина, приняли участие около 1200 партизан. Они использовали более 1000 кг взрывчатки.
В результате взрыва регулярное движение немецких составов с техникой и боеприпасами по мосту было прервано почти на месяц. Операция стала одной из крупнейших диверсий, проведенных партизанами в тылу врага в годы Великой Отечественной войны.
Операция по взрыву Голубого моста
1943 г. В конце февраля, когда 2-й гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерала В.В. Крюкова вел бои под Севском, командующий Центральным фронтом К.К. Рокоссовский обратился к начальнику Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко: - Предлагаю поставить задачу брянским партизанам: взорвать в районе Выгоничи железнодорожный мост, пропускающий к фронту десятки вражеских эшелонов в сутки.
Главная роль по подготовке и проведению операции отводилась партизанам Выгоничского района, бригаде им. Щорса. Тщательным образом разрабатывался план захвата моста. Из многих вариантов операции определился один, с которым были согласны и командиры отрядов, и представитель начальника Штаба партизанского движения при Военном Совете фронта. К операции были привлечены партизаны из Брянского и Навлинского районов. Действовать решили комбинированно, нанося удары по мосту и другим немецким объектам. Перед операцией, несмотря на то, что про Голубой мост знали много, все-таки решили взять "языка", чтобы получить дополнительную информацию.
Группе партизан отряда им. Баумана было дано задание выйти на участок дороги Бородино - Хмелево, взорвать железнодорожное полотно и разрушить связь.
Взрыв Голубого моста Брянская
Для нанесения основного удара по гарнизону противника, его полной ликвидации было создано две группызахвата. Первая группа, правое крыло, из Брянского районного партизанского отряда - 60 человек и отряда им. 26 бакинских комиссаров - 30 человек. Командиром группы назначен А.Т. Писарев, его заместителем - Н.Д. Тарасов. Им нужно было в 00.30 минут 8 марта 43 г. сосредоточиться на исходном положении (в районе изгиба Десны, на расстоянии 1км северо-восточнее моста). В 1.00 в ходе стремительной атаки уничтожить охрану на правой стороне моста и обеспечить диверсионным группам условия для его взрыва.
Вторая группа, левое крыло, - отряды им. Щорса - 50 человек, им. Лазо - 30 человек. Командиром назначен Б.Ф. Ильин, его заместителем - В.И. Кодача. В 1.00 8.03.43 уничтожить охрану на левой стороне моста, обеспечить отсюда прикрытие диверсионных групп. Командиру партизанского отряда им. Баумана Н.Н. Черненкову с группой 60 человек в 00.30 занять оборону в пункте Выгоничи - Клинок на дороге Брянск - Почеп, чтобы не допустить переброски противником резервов со стороны Брянска. Второй группе этого отряда - 30 человек под командованием Н.И. Воробьева в 1.00 взорвать железнодорожное полотно в районе Хмелево - Бородино, уничтожить телефонно-телеграфную связь, заминировать грунтовую дорогу Брянск - Почеп, не допустить подхода по ней вражеского резерва.
Диверсионная группа по взрыву моста состояла из двух взводов - 60 человек. Командир группы - СМ. Матюхин, командиры взводов - Ш.В. Локтюшов, В.Б. Шанин. Инструкторы-подрывники - СИ. Лапшин, Н.П. Аржакин.
Основная группа в 350 человек под командованием майора Г.Ф. Покровского в 1.00 должна была атаковать Выгоничи и Кресты, парализовать противника в селе Лопушь. Вторая группа в 100 человек под командованием Б.В. Волкова 7 марта 1943 г. в 23.00 должна атаковать противника в Полужье, прервать телефонно-телеграфную связь, взорвать в двух местах железнодорожное полотно, не допустить переброски вражеского резерва к мосту.
Итак, время нападения - 1.00 8 марта 1943 г. Конец операции после взрыва моста - через 30 минут. Пароль и пропуск на время операции вводится с 18.00 7 марта 1943 г. Пароль: "Десять". Пропуск: "Ты куришь?", отзыв: "Огня нет". Командный пункт командира всей операции - 300 метров севернее моста к излучине Десны.
Закончился отдых, и все тронулись дальше. Перейдя с трудом болотистую речку Большую Ловчу, партизаны остановились: впереди проходила железная дорога. Активно действовали группы разведки. Комбриг постоянно получал их доклады. Стояла тишина. Но вот зашевелились партизаны из группы захвата и осторожно двинулись вслед за разведчиками. За ними тронулись подводы с толом. У самой дороги в болоте стали проваливаться лошади. Застучали вражеские пулеметы. Вдоль полотна появились струи трассирующих пуль. Ромашин приказал подрывникам принять на свои плечи 800 килограммов тола, увязанного в плотные пакеты, убрать лошадей от дороги.
Из дзотов и будок продолжали бить пулеметы. От второй будки начался минометный обстрел, но сотни партизан ушли из-под огня, прорвались на северную сторону дороги и двинулись к пойме Десны. Комбриг вызвал главных подрывников - Лапшина и Аржакина, уточнил состав их контрольного отделения, наличие с ними первой и второй катушек проводов, взрывной аккумуляторной машины и дополнительных батарей для ее усиления.
В 24.00 группы захвата правого и левого крыла - 170 партизан - достигли места сосредоточения. Начальник штаба Власов, заместитель комбрига по разведке Николашин, командиры групп осторожно двинулись к мосту. Увидев его очертания, остановились, прислушались. Тихо. Ромашину докладывали шепотом. Он приказал всем выходить на исходное положение, а сам вместе с помощниками и связными направился к своему командному пункту. Заняли свои позиции группы флангового и тылового прикрытия КП.
Комбриг потребовал радиосвязи с Покровским, но радист доложил, что связи не будет: замерзли водоналивные батареи.
Ромашин смотрит на часы. Наступает время атаки, а в районе моста и Выгонич царит тишина...
В это время группа Писарева обходила проволочные заграждения и приближалась к мосту с западной стороны, откуда противник никогда не ожидал нападения. Подходили к казарме и высокой железнодорожной насыпи. Впереди - командиры взводов И.Г. Косолапов, А.Ф. Сапин, З.П. Мартыненко. С резким шипением взлетают немецкие осветительные ракеты. Нападающие бросаются вперед. Атакованы казармы. В ходах сообщений, в жилых помещениях рвутся наши гранаты. На мост ворвались автоматчики. Закипел ближний бой. Вражеский пулеметчик срезает комиссара отряда им. Щорса Т.В. Жиляева. Гибнет от взрыва гранаты Иван Кривов. Падает от штыкового удара Георгий Зубцов, стреляет немецкий офицер из "парабеллума" в Заки Хазиева. Свалил немецкий автоматчик Петра Зятикова. Несут потери партизаны. И все же немцы не выдерживают, их охватывает страх, начинается паника. Кто-то из них бросает оружие, кто-то падает с моста, сдается в плен.
Ворошиловцы под командованием Покровского завязали бой на участке Выгоничи - Кресты - Лопушь. Противник применяет пушки и минометы. Снаряды и мины разрываются у южной стороны моста и командного пункта комбрига. Группы прикрытия взрывают железнодорожное полотно со стороны Брянска и Почепа. Левое крыло группы захвата под командованием Ильина сковало противника с восточной стороны. Практически в это же время шли бои и на других объектах от Полужья до Хмелева. Со стороны Выгонич доносились взрывы - это взлетали в воздух шоссейные мосты, пути подхода вражеским резервам были отрезаны. Партизаны настолько ошеломили врага, что, как потом выяснилось на допросах пленных, фашисты решили, что это регулярные советские войска прорвали фронт.
Мост взят, но бой продолжается, а два взвода подрывников под контролем Лапшина и Аржакина уже укладывают под фермы моста по 400 килограммов взрывчатки. Все делается надежно, без суеты. Лапшин проверяет плотность крепления основных электровзрывателей, закрепляет в четырех гнездах дополнительные взрыватели с бикфордовыми шнурами. При отказе первых подрывники контрольного отделения взорвут мост посредством вторых. Строго проверяются прокладка проводов, контакты соединения их с "адской машиной".
Слышится команда: "Всем отойти от моста! К взрыву подготовились!" - кричит Лапшин и снимает шапку. Через несколько минут раздался оглушительный взрыв. Взметнувшееся огромное багровое пламя рассекло темное небо, озарило широкую пойму Десны, а могучий гул взрыва, долго не утихая, все катился по ее берегам.
С группой партизан Ромашин подошел к мосту. С высоты 19 метров северная ферма рухнула и проломила лед, южная опустилась вниз. Комбриг взглянул на часы - было 2 часа 20 минут. Власов доложил, что группы нападения, подрывники и другие подразделения свои задачи выполнили и готовы к отходу. Предстоит путь перехода железной дороги под охраной групп прикрытия. Тыловое охранение обеспечено.
Заканчивалась ночь. Рассеялась серая дымка. Заблестело утро. Партизаны, уставшие до предела, укрыв в санях 36 тяжелораненых, возвращались в свои отряды. С правого берега Десны били пушки, минометы и крупнокалиберные пулеметы. Вдалеке слышались отрывистые сигналы паровоза.
немецкие военные на фоне взорванного Голубого моста. 1943 год.
Дандыкин, Т.К. Во имя павших и живых: Партизан. борьба на Брянщине, 1941 - 1943 гг / Т.К. Дандыкин. - Брянск, 2000. - 255, [1] с. : ил.
В книге можно познакомиться с биографией Героя Советского Союза Михаила Петровича Ромашина. Высокое звание ему было присвоено в сентябре 1942 года. В ноябре 1942 года он был назначен командиром партизанской бригады имени Щорса, объединявшей силы нескольких отрядов. Под руководством Ромашина была успешно проведена в марте 1943 года подрыв моста через Десну у станции Выгоничи. На целый месяц прекратилось движение по железной дороге Брянск-Гомель. За эту операцию М.П. Ромашин получил благодарность командования Брянского фронта.
Земля Брянская / [ред.-сост. И.В. Полякова]. - Брянск, 2010. - 244, [11] с.: ил., цв. ил., карт., портр.
В новом издании, которое представляет собой визитную карточку Брянской области, читатели могут увидеть диораму «Взрыв Голубого моста», которая является частью экспозиции музея мемориального комплекса «Партизанская поляна».
Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.
Над Десною и над Сожем
Смертью паханы поля,
И забыть войну не может
До сих пор сама земля.