Персональная выставка. Брянская художница Елена Попхадзе.
Известная брянская художница Елена Попхадзе 13 октября пригласила друзей на открытие своей персональной выставки.
В городском выставочном зале на бульваре Гагарина, показалось, стало светлее — от солнечных бликов на лазури морской воды, бирюзы небес, золота пляжей, сиреневой дымки приморских бульваров. Большинство пейзажей Елены Попхад-зе передают экспрессию и очарование моря, его изменчивую красоту. Рожденная в Севастополе и влюбленная в море, Елена Сергеевна сама подобна этой чарующей стихии — вольная, свободная, импульсивная, не признающая никаких рамок и границ.
В творчестве для нее главное — порыв, эмоция, настроение. По словам искусствоведа Ольги Симан-ковой, которую с Попхад-зе связывает многолетняя дружба, Елена Сергеевна не зацикливается на направлении, тематике, стиле. Она в постоянном поиске оттенков, нюансов, атмосферы.
Е. Попхадзе — художник многогранный и самобытный. Экспозиция, в которой собрано 80 работ, охватывает половину творческого пути Елены Сергеевны (с середины 1970-х до дня сегодняшнего) и позволяет судить о масштабе дарования мастера. На выставке представлены натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые картины. Акварель, станковая живопись, графика. Есть даже цветные витражи из стекла. Разные жанры, направления, техника. К примеру, рядышком экспонируются два натюрморта — каждый в своей манере. «Хризантемы» — в пастозной технике (мазок густой, широкий, передающий пышность и объем цветка). А яблоки и гроздья рябины на «Бархатном» выполнены в технике гладкого письма с тщательной проработкой фона и прорисовкой деталей.
Известная поэтесса Людмила Ашеко призналась, что ей по душе картина Попхадзе «Провинция». На ней — дом с хорошо освещенными окошками, в которые так и тянет заглянуть. К досужему любопытству можно относиться по-разному. Кто-то порицает его, кто-то умиляется. Но таковы уж провинциальные нравы: все друг у друга на виду... Брянской глубинке посвящен и совсем свежий пейзаж «Демьяни-чи», написанный Еленой Сергеевной в этом году. Деревенское лето напоено солнцем и покоем, настоящая благодать. Настроение лирическое, сиреневое.
Меня же привлекают ее философские работы, наполненные символами и метафорами. Такие как «Спас Ярое око», над которым Елена Сергеевна с паузами работала не один десяток лет, изменив интерпретацию ряда деталей. Икона помещена Попхадзе в центр композиции, справа и слева от нее расположились группами святые и грешники. Лик Спаса — суровый и грозный. «Не мир, но меч принес я вам», — сказал Христос в Писании. Иоанн Кронштадтский так писал об этой иконе: «Всевидец Господь... видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от которого ничто утаиться не может!» Когда-то иконой этой благословляли на ратные подвиги, вдохновляя русское воинство перед битвами. Сегодня она защищает нас от другого врага, который пытается одолеть наши души, - неверия, сомнения, порока.
Не смогла я пройти мимо и «Корабля дураков», плывущего без руля ветрил и капитана. Эта работа — аллюзия на из вестную картину Иерони ма Босха. Елена Попхадзе также прибегла к языку символов, чтобы в сати рическом виде показать современную нам реаль ность, где немало «чудес» творится под флагом глу пости.
А ведь есть среди нас избранники, с которыми создатель поделился своей тварной силой, божественной искрой, имя которой талант. Не дать этому огню погаснуть, превратить в пламень, освещающий жизнь других людей, — вот высокая цель любого творца. Об этом аллегория «Греция» и диптих «Театр». Метафорами наполнены и картины «Страсти по Булгакову» и «Ночь. Читая Булгакова». Они - о непостоянстве толпы, готовой легко и бездумно следовать и за лже-пророком, и за истинным мессией, вознести его и предать.
Картины Елены Попхадзе требуют от зрителя не столько созерцания, сколько работы ума. Не поленитесь, возьмите на себя такой труд. Поверьте, не пожалеете!
Ирина МАРЧЕНКОБА.