Брянск. Выпускница Дарья Баркова и ЕГЭ.
Выпускница брянского городского лицея №1, победитель региональных этапов Всероссийских олимпиад по биологии и химии Дарья БАРКОВА — одна из двух тысяч брянских старшеклассников, сдававших ЕГЭ. Так что сегодня о «страшном и ужасном ЕГЭ» мы можем узнать из первых уст.
- Даша, как успехи?
- Переменные. Биология и химия хорошо, баллы высокие. По русскому и математике хотелось бы более высоких результатов. Наверно, стресс на экзамене дал о себе знать, волновалась сильно и не смогла ответить, как должна бы.
- Почему волновалась-то? Ты закончила престижное учебное заведение, занималась с репетиторами.
- На самом деле сегодня нет разницы, что ты закончил — обычную школу или первый лицей. Условия, в которые поставлены выпускники, одинаковые. В итоге все, кто хочет сдать ЕГЭ лучше, вынуждены идти к репетиторам. Между прочим, у нас были ребята, которые перешли в лицей в последних классах из других школ. И у многих знания были на уровень выше, чем у тех, кто учился в лицее с пятого класса.
Натаскивание на сдачу ЕГЭ — вот что главное в выпускных классах. Тут не до знаний. Я завидую выпускникам лицея прошлых лет. Они рассказывают, что лицейскими конспектами успешно пользовались на подготовительных курсах в ВУЗах. То есть знания были заложены глубокие.
- Получается, ситуация сложная и для педагогов, и для учеников?
- Конечно. Преподаватели должны «выдать» необходимый объем знаний, но многие старшеклассники считают эти избыточные знания лишними, ведь на ЕГЭ потребуется совсем другое. Очень часто на этой почве у нас возникало противостояние между учителями и учениками. Кто прав? Сложно сказать. Учителя по-своему правы, и мы тоже правы. Нас поставили в такие условия, когда экзамен проверяет не уровень мышления, а требует умения решать тесты, желательно перерешать много, чтобы наверняка подобные попались. Даже по профильным предметам не стремятся больше знать. Зачем? Но как ЕГЭ может проверить реальный уровень знаний по предметам, где требуется способность мыслить и рассуждать? По биологии, например, литературе, истории?
- Ответы, выложенные ловкими людьми в интернете, помогли сдать экзамен?
- Думаю, что помогли: многие их просто списали. Не хочется оказаться в дураках, когда более слабый ученик прочитает ответы, напишет лучше и поступит в престижный вуз, а ты нет. Я надеялась, что, зная такую ситуацию, вузы введут хотя бы собеседования с абитуриентами. Но, к сожалению, ничего подобного не происходит.
- Какими, по твоему мнению, все же должны быть выпускные экзамены, как найти компромисс?
- У ЕГЭ есть одно преимущество. Единый госэкзамен дает независимую оценку. Плохие отношения с учителем никак не повлияют на результат. Думаю, надо пересмотреть образовательные программы в школах и сделать так, чтобы репетиторы были не нужны. Например, основной курс программы пройти к концу 9 класса. В 10-11 дать ребятам возможность спокойно готовиться к ЕГЭ и делать это в стенах школы, а не с помощью наемных педагогов. Иначе тогда зачем вообще учиться в общеобразовательном учебном заведении? И, конечно, я за возврат вступительных экзаменов в ВУЗы.