СЕЛО ВЩИЖ. Брянщина.
Публикуемый материал был напечатан в газете «Санкт-Петербургские ведомости» еще в 1844 году и представляет несомненный интерес в качестве свидетельства столь давнего внимания к древнему памятнику, расположенному на территории современной Брянской области. Иллюстрации, приведенные здесь, были подготовлены для издания А.А. Мартынова (1820-1895 гг.) архитектора, историка архитектуры, археолога. Книга содержала описания российских археологических древностей.
Село Вщиж называлось прежде Вжище, Щиж и было пребыванием удельных князей Вщижских. Имя его встречается в первый раз в 1142 г., когда князь Изяслав отдает его Давыдовичам, князьям Черниговским, а Ольговичи (Святослав и Игорь) негодуют за то, что этот богатый город достался не им; а в 1156 г. он в станах своих скрыл племянника Изяслава Владимира, бежавшего из Березова.
По словам Нестора, Святослав Владимирович Черниговский был в 1159 г. осажден во Вщиже; и только помощь, присланная ему от дяди его Изяслава и от тестя Андрея, принудила снять осаду, а в 1160 г. тот же князь, там же был осажден князьями Давидовичами. Осада тщетно продолжалась пять недель, потому что по толстоте стен они ничего не могли сделать и ушли домой.
Между 1164-1167 гг. Святослав Владимирович умер, а князь Киевский Святослав Всеволодович отдал Вщиж сыну своему Олегу, что и произвело междоусобные войны.
Вот все, что наши летописи говорят о Вщиже. Кто владел им потом - неизвестно; во время же нашествия Батыя он претерпел равную, если не ужаснейшую, участь многих городов Русских; самое имя его изгладилось, и только народное предание гласит, что Вщижем владели князья под зависимостью Москвы. Но все это темно до 1680 г., до того именно времени, когда царями Иоанном и Петром Вщиж был пожалован, за особые услуги, Ивану Яковлевичу Зиновьеву. Подлинная жалованная грамота и теперь еще хранится у владетелей этого села.
Что Вщиж был некогда богат и обширен - это доказывается самым положением двух курганов: «Заветного» и «Благовещенского», - лежащих внутри вала, в расстоянии один от другого на три версты1; то же подтверждают остатки каменной стены, множество мраморных плитрк, находимых в грудах отрываемого кирпича; посуда, домашняя утварь, иконы, кресты и проч. (Недавно найден большой кованый сундук с истлевшим платьем). Все это сильно убеждает в богатстве и обширности прежнего города. В самом селе еще разбросано много других курганов, но мы займемся замечательнейшими из них:
1. Курган «Заветный» находится в середине села на крутом берегу р. Десны, возвышаясь над поверхностью земли сажени на три; народное суеверие соединило с ним что-то таинственное, а предания, хотя малоправдоподобные, говорят о его древности. Около кургана идет вал, перекопанный во многих местах; этому валу жители приписывают целебные действия, и во время скотского падежа делают новый прокоп, через который перегоняют скот, со слепой уверенностью, что так должен прекратиться падеж.
До 1840 г. курган был весь покрыт густой травой; на вершине его стояла часовня, обнесенная деревянным забором, впоследствии разрушенная и временем и раскапыванием кургана: осталась одна только ветхая калитка с деревянным крестом. Сама часовня построена была лет сорок назад по следующему случаю: предание гласило, что если кто возьмет с этого кургана хоть один кирпич, тому не миновать пожара. Какой-то поселянин-смельчак, вопреки общему убеждению, брал для своих построек оттуда кирпич, и в тот же год сгорел, ослеп и, умирая, завещал сыну своему построить на этом кургане часовню (строитель жив еще и теперь).
Года два назад любопытные владельцы села решились разрыть курган, и труды их увенчались немаловажным успехом: открыта часть здания, разные металлические вещи, посуда, кости человеческие, гусиные, куриные и др.
А). Открытая часть здания обращена на восток, состоит из трех полукруглых отделений и по расположению своему принадлежит алтарю. Главное отделение 5 аршин и составляет самый алтарь, что доказывается круглым камнем, лежащим на середине, где, вероятно, был престол, выступом в передней стене и гнездами в четвероугольных колоннах для балки, которая вместе с тем выступом служила основанием помоста; остальной пол кирпичный, кладенный тычком1.
Другие два придела (ширина каждого 13/4 аршина) расположены симметрически относительно среднего алтаря и, конечно, составляли его принадлежность; против простенков, отделяющих их от главного алтаря, находятся две четырехугольные колонны, а против них, в глубине церкви, две круглые колонны; на все эти четыре колонны, как можно предполагать, опирались церковные своды; между колоннами были двери южные и северные - так ограничивается открытая часть здания. Стены оштукатурены и раскрашены изображениями человеческих фигур в массивном виде, птиц и зверей - все это, как и само здание, по архитектуре своей соединяет изящное византийское зодчество с младенчест-
венным незнанием и носит на себе следы язычества, еще не изглаженного христианском.
В). Два литых медных, грубо отделанных украшения с фигурами птиц и цветов самым видом своим доказывают свою древность. На задней стороне одного из них есть надпись, смысл которой разобрать трудно или только возможно гадательно; однако начало с «Господи, помози...» говорит, что здесь была церковь Православная.
С). Подсвечник желтой меди, резной, по характеру резьбы принадлежит Византии.
D). Подсвечник красной меди с мозаиковыми украшениями, местами раскрашенный красной краской, весьма хорошо сохранившейся, тоже принадлежит Востоку.Е). Подобие паникадила, из желтой меди, резное и грубо отделанное, прорези на нем совершенно лишены правильности, его нельзя назвать утвердительно паникадилом, как по самому размеру, так и потому, что на нем нет места для свечей — правильнее назовем лампадой или кадильницей
F). Еще несколько подсвечников, дурно отделанных: кресты, медные гвозди и пр.
Внимательно рассматривая самое здание и найденные в нем вещи, можно безошибочно все отнести ко временам XI в.; но причины разрушения положительно определить нельзя. В этом отношении достойно внимания одно из народных преданий, которое говорит так: «Под Светлый праздник, во время утрени, церковь вместе с причетом и народом провалилась». Суеверным и поныне слышатся колокольный гул и служебное пение, что объяснить можно причинами естественными: звуки богослужения и колокольного звона в нынешней церкви, лежащей также на крутом берегу Десны в расстоянии от кургана 300 сажен, ниспадая на поверхность воды или льда, по физическим законам могут отражаться на кургане. Действие разрушения отнести должно или к пожару, или к набегу татар: в первом утверждают обожженные кирпичи, металлические сплавки и множество угля, а также и то, что не найдено ни одного куска дерева, хотя бы истлевшего; во втором убеждает следующее: стены целы только по окна и со всех сторон одинаковы1, чего не могло случиться при падении от ветхости, или от пожара, а только от правильных действий таранов - тем более, что обломки лежат внутри здания. Нет сомнения, что жители, осажденные неприятелем, укрылись и заперлись в церкви, а озлобленные татары обложили церковь огнем и разрушили таранами стены, под которыми погибли верные сыны отечества; то же подтверждается множеством человеческих скелетов, найденных у самых дверей, с простертыми вперед руками, как бы желавших вырваться, а равно и разбитой посудой, остатками костей животных, употребленных в пищу; из чего заключить должно, что церковь служила защитой продолжительной.
Впрочем, все это только предположения, заставляющие сожалеть о том, что до сих пор оставался и остается без должного внимания такой важный предмет для русской истории и археологии. Кроме сказанных преданий о курганах, сохранились в народе еще другие не менее любопытные.
Одно из них говорит, что от этого кургана был подземный ход, который вел к какой-то горе, называвшейся Москвой, и что князья Вщижские, в то время как князья Московские вызывали их для исполнения обязанностей, уклонялись, по лености своей, от трудов, уходили через то подземелье на гору Москву, приказывая говорить посланным, что они уже в Москве.
Второе предание относится к другому подземному ходу, который вел к селению Дядьковичам и к подошве какой-то горы. О нем сохранилась следующая народная сказка: «...и на той горе стояла липа чудная, и у липы той был большой подвал с сокровищами несметными; дремучий лес покрывал все кругом и гора та была недоступная. Но лет сто назад, или больше, какой-то колдун прозрел великую тайну и замыслил овладеть тем сокровищем. Вот в одну страшную ночь пошел колдун на свой страшный промысел: нечистый дух был помощником ему. Видит колдун пещеру и входит в нее, и - что же? - цепенеет от страха: ему предстало чудовище страшное, в железо закованное и цепями к стене прикованное! Затрепетал наш колдун всем телом, и ни слова сказать он не может: знать оставили его и нечистые духи... Чудовище грозно потом возопило: "Видишь - здесь есть и серебро, и золото, и камни самоцветные, и хартии пергаментные, и печать Царя Соломона; но знай, - продолжало оно, осклабляясь, -что до поры да до времени никто не коснется сокровищ моих... Ступай и не смей ты впредь беспокоить меня".
Побрел наш колдун в обратный путь и, воротясь домой, рассказал своему соседу-помещику про всё, что слышал и видел в прошедшую ночь. Позавидовал тот такому богатству и стал с колдуном совет держать, как бы богатство то к рукам прибрать. И вот, за три дня до Купалы* пустились они в опасный путь; три дня и три ночи блуждали они понапрасну; на четвертые сутки завидел колдун знакомое место и с заклятиями вошел он с товарищем в пещеру заветную. Тут чудовище страшно стонать начало... Колдун наш пуще прежнего струсил, а помещик забыл и себя, и волосы дыбом стоят у него. Заговорило чудовище голосом могильным, выпучась злобно на колдуна помертвевшего: "Много учился ты, да знаешь-то мало; слышал ты от меня уж однажды, что до известной поры никто не коснется сокровищ моих, и эта пора тогда лишь настанет, когда церковь откроют в кургане Заветном, да найдут там двери железные, а через эти-то двери и ход в подземелье мое; и тогда мне будет свобода, а людям эти сокровища; но знай ты еще и то, что кто начнет рыть, до конца всей работы тому не дожить1. А ты, дерзновенный, смеешь меня искушать и испытывать? Так будь же свидетелем мук моих вечных!"
И с этим словом чудовище адски дохнуло на колдуна-несчастливца, и превратился колдун в каменный столб; а помещик понесся стрелой восвояси, не смея и вспомнить о кладе, что так возмутил в нем корыстные грешные мысли. И с той поры нет более слуха ни о колдуне несчастном, ни о подвале Заветном,
- Курганы Кольницкие числом 15, лежат около рощи того же имени.
- Благовещенские.
- Курган молодых, в вершине которого стоят два гранитных креста, грубой отделки; от них к селу стоит еще крест и в самом огороде священника еще один. Об этом кургане нелепое предание рассказывает, что будто в эти кресты злобные колдуны превратили людей, и стоящие на кургане два креста суть муж и жена, а остальные два - дружка и сваха. Поселяне имеют обыкновение обвешивать эти кресты лоскутами и лентами.
(Прляновский. Село Вщиж // Санкт-Петербургские ведомости. 1844. № 93. 27 апреля. 1844. № 94. 28 апреля).