Страницавода

Холодный душ Брянск

Влед за электроэнергией готовят соцнормы на воду

Концепцию «водной» реформы минрегион должен разработать до конца года. Задача осложняется тем, что нормы на свет неко­торые регионы раньше уже вводили, а вот с водой подобных опытов не было. Придется экспериментировать.

В распоряжении правительства о переходе на соцнормы потребления коммунальных услуг в качестве даты старта эксперимента по воде значится 1 января 2015 года. Но первый этап реформы —введение норм на электро­энергию, намеченный на начало 2014 года для всей страны,—затянулся. 1 сентября экспери­мент стартует лишь в пилотных регионах. Так что с водой, возможно, власти спешить не будут.

Тем не менее минрегион уже готовит до­кументы. Конкретных цифр пока нет, но об­щая логика понятна.

Как рассказала «РГ» заместитель испол­нительного директора НП «ЖКХ Развитие» Елена Солнцева, базовые нормы воды пла­нируется определять на основании данных о реальном фактическом потреблении на­селения, как и в случае со светом.

«Причем здесь важно будет детально проработать разделение домохозяйств на группы. Если применительно к электро­энергии было принято решение опреде­лить 6 таких групп, то в случае с соцнормой на воду может потребоваться более гибкая дифференциация, — говорит Солн­цева.—Не исключено, что регионам будет дано право при необходимости вводить до­полнительные категории».

Плюс, по ее словам, обязательно должны быть сохранены такие категории потреби­телей, как жильцы аварийных и сильно из­ношенных домов. Для них нормы потребле­ния воды должны быть больше, как и в слу­чае с электроэнергией.

Главным аргументом в пользу перехода на соцнормы в сфере электроснабжения был большой объем перекрестного субси­дирования, когда тарифная нагрузка пере­кладывается с населения на других потре­бителей—промышленные предприятия.

В случае с водой ситуация другая. Здесь главная проблема—высокий уровень износа основных срондов и несоответствие воды стандартам качества. По разным оценкам, требованиям не отвечает от 50 до 64% проб.

«Основное загрязнение воды идет в про­цессе ее транспортировки по сети и по тру­бам уже внутри самого дома, особенно если он относится к старому фонду,—констати­рует Солнцева.—За счет того, что неболь­шая часть населения будет тратить больше воды, чем предусмотрено нормой, и больше платить, появятся средства, которые мож­но будет направить на решение проблемы износа инфраструктуры».

Сами коммунальщики реформу подде­рживают. По мнению Георгия Болдина, замгендиректора по сбыту, закупкам и тарифообразованию «Росводоканала», введение социальной нормы потребления холодной воды позволит стимулировать экономное отношение к воде среди частных потреби­телей и, как следствие, снизить нагрузку на сети. «Такой подход существует в мире, в частности в Израиле. Тенденция к эконо­мии ресурсов давно наблюдается в разви­тых странах, и ее актуальность для России растет»,—замечает Болдин.

Конечно, снижение полезного отпуска воды приводит к снижению выручки ресурсоснабжающих организаций, а значит, и к ограничению их возможности по модерни­зации сетей водоснабжения и водоотведения. Но разница в оплате в пределах соци­альной нормы и выше, по словам Болдина, позволит компенсировать выпадающие до­ходы предприятий.

В Институте экономики города в полез­ности нового эксперимента сомневаются. Ведущий юрисконсульт Дмитрий Гордеев напоминает, что недавно в правила предо­ставления комуслуг внесли изменения, ко­торые снимают с населения обязанность каждый месяц предоставлять сведения об объемах потребления коммунальных ре­сурсов. При этом, чтобы начислять плате­жи по соцнорме, нужно каждый месяц не просто снимать показания, а еще и разде­лять, сколько света или воды человек пот­ратил в пределах нормы и сколько сверху.

«Электросчетчики в большинстве домов стоят на площадках, и представителям энергоснабжающих организаций, чтобу снять показания, не надо входить в кварти­ры. Домов, где бы приборы учета воды были установлены за пределами квартиры, я, на­пример, не знаю, —замечает эксперт.—То есть коммунальщикам либо придется хо­дить по квартирам, причем каждый месяц в одно и то же время, либо внедрять системы дистанционного сбора показаний. И тo и другое связано с большими издержками, которые не смогут перекрыть эффекта от перехода на соцнормы».

Если мы хотим пить нормальную воду, нужно приводить в порядок инфраструкту­ру, а значит, повышать тарифы, уверен Гор­деев. Те, кому платежи будут не по карману, должны получать адресную поддержку от государства. «Сейчас субсидии из-за массы существующих ограничений выплачива­ются 10% жителей. А должны как минимум 25—30%»,—считает он.

Кстати, если счетчики электроэнергии в России установлены практически во всех домах и квартирах, то с приборами учета воды ситуация гораздо хуже: в лучшем слу­чае их 50%. Срок, до которого нужно было установить счетчики, прошел, но, так как никаких санкций за нарушение этого тре­бования не предусмотрено, граждане не то­ропятся.

А как у них:

Канада. Местные жители не слишком эко­номят. Обитатели многоквартирных домов не спешат массово устанавливать у себя ин­дивидуальные счетчики. Ведь никаких лими­тов и повышенныхтарифов на «сверхпот­ребление» воды в Канаде нет. И все же в Кве­беке еще два года назад приступили к более тщательному сбору данных о том, сколько все-таки воды у них «утекает» в прямом и пе­реносном смысле. Во всех жилых домах ус­тановили спецоборудование. Власти под­считали: эта и другие меры позволят сэконо­мить за 20 лет 2 млрд долларов.

Франция. В год французская семья из 3 че­ловек потребляет 120 кубов воды, что ей об­ходится в 320-330 евро. Конкретно же сум­ма фиксируется с помощью индивидуальных счетчиков: ими оборудованы все квартиры и частные дома. В некоторых департаментах страны по решению муниципалитетов вве­дены тарифы, которые призваны побуждать людей бережно относиться к воде. Так в Дюнкерке с октября прошлого года действу­ет три тарифа. Первые 75 кубов годового потребления воды оплачиваются из расчета 0,83 евро за один, следующие 125 кубов по 1,53 евро, а свыше-2,04 евро за кубический метр. К тому же дополнительная скидка пре­доставляется семьям с низкими доходами, а тем, где 4 детей и больше, полагается еще и бонус в 12 евро.

 США Воду потребляют про­мышленность и сельское хозяйство. На жи­лые помещения приходится лишь 5%. Платят за них везде по-разному, так как американс­кий ЖКХ—это обычный частный конкуриру­ющий бизнес. Где-то платишь в месяц фикси­рованную сумму, если не превышаешь опре­деленный лимит потребления. Где-то счита­ют каждый литр. В результате стоимость воды может отличаться значительно как в самом штате, так и от штата к штату. К при­меру, в жарком Финиксе семья из 4 человек в среднем платит 35 долл. в месяц (около 1150 руб.). А в умеренном Бостоне-66 (2150 рублей). При этом в том же Бостоне са­мое низкое среднесуточное потребление воды на человека —155 литров. Самое боль­шое в калифорнийском Фресно-798 лит­ров.

Германия. В расчетной ведомости, кото­рую среднестатистическая немецкая семья получает раз в год, будет стоять 1000 евро за обеспечение водой и утилизацию стоков. Формирование цены может быть различ­ным. К примеру, в Берлине 10% составляет «базовый тариф» за доставку и отвод, а ос­тальные деньги взимаются за конкретное ко­личество использованной воды. В различ­ных областях страны цены разнятся в зави­симости от способов добычи и доставки, в том числе геологических особенностей и глубины источников. В некоторых местах су­ществуют модели «80% твердого базового тарифа и 20% за потребление». Несмотря на избыток водных ресурсов и отсутствие ка­ких бы то ни было норм, потребление воды в ФРГ за последние 20 лет уменьшилось на 30 литров и теперь составляет 120 литров на человека в день.