Памятники литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства и архитектуры Чернигово-Брянской епархии во второй половине XIII-XV вв.
Цементирующая основа всякой культуры - мировоззрение. Для туры на канонической территории Чернигово-Брянской епархии во в половине XIII-XV вв. это прежде всего христианское мировоззрение. И христианское вероучение и ценности языком образов и символов прь была выразить молодая русская культура. Еще в домонгольский перис приятие христианства на Руси произошло творчески, без слепого кош ния и продолжительного ученичества, и здесь был выработан свой ху ственный стиль.
Обращение к зрелому искусству XIII-XVbb. позволило исследовател ворить о том, что духовная жизнь русского народа и разнообразные ху ственные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобра переживания христианства. Суровый аскетизм, столь свойственный для туры зрелой Византии, сменился в русском искусстве гармонией и челоЕ стью. Русская культура этой эпохи окрашена в иные, более мягкие и cbi тона. Она глубоко символична. Символизм был одним из главных среде шения задачи средневековой культуры -достижения духовного единсп единения божественного и мирского. Каждая деталь иконы, каждый эл< храма имели для средневекового жителя Брянской земли глубокий cmi само искусство было знаком, символом, выражением высшего и священ Отсюда и безымянность большинства русских вообще и брянских в часть церковных памятников.
Сердоликовый каменный крестик в серебряной обоймице. Граница Черниговской и Брянской областей
В творениях мастеров того времени улс двойственное восприятие мира, дуализм земн небесного. Однако дуализм вовсе не мешает ср вековому восприятию оставаться необычно ным, поскольку высшее и низшее, небесное и зе не только иерархично, а и неразрывно. В кул] тогда преобладает синтез, стремление к единс гармонии.
Литература. В литературе позднего средне вья нашли отражение как традиционные темы, новые, фиксирующие происходящие перемены. Конец XIII - начало XV века в истории Че гово-Брянской епархии ознаменовалось очень ными историко-культурными событиями - во новлением традиции черниговского летописа! Брянске. Летописная работа, в связи с ослабле общерусских связей и ростом самостоятельност дельных земель, возобновилась на Руси после
По мнению исследователей, «вполне вероятно существование с начала ека летописной работы в Брянске, имевшем собственную княжескую и проявлявшем большую политическую активность». О существовании иске епископско-княжеского летописания, по-видимому, в виде неболь-ю объему местной хроники, свидетельствует довольно часто приводя-[ цепочка фрагментов брянской политической истории, попавшая в Смо-ую летопись 1408 года, а затем в Московские летописные своды XV века, бщеизвестна замечательная художественная поэма «Задонщина», полная исторической победе над Мамаем на Куликовом поле в 1380 году, [ению ученых-филологов, основой и предшественницей «Задонщины» «Писание о Мамаевом побоище», сочиненное бывшим брянским бояри-^арцем Софонием, по-видимому, при дворе Дмитрия Ольгердовича Брян-Неизвестный автор «Задонщины» использовал его вместе со «Словом о Игореве» и другими источниками для создания своей поэмы, ще одним неординарным историко-литературным памятником являет-азание о зачатии (основании) Брянского Свинского Успенского Печер-монастыря в 5 поприщах от града Брянска». Оно сохранилось в списке ка, но написано было гораздо раньше и специальному исследованию е подвергалось. Брянской епископской кафедре несомненно существовала обширная го времени библиотека. О ее существовании уже в 50-е годы XIII века кос-свидетельствуют летописи, сообщая о блестящем образовании брянской ы, дочери Романа Михайловича Старого, Ольги Романовны, впослед-княгини Волынской. Она вместе со своим просвещенным мужем князем ушром Васильковичем Волынским посылала ценные подарки - иконы и епархиям Перемышльской, Луцкой, а также Черниговской и Брянской.
Живопись. Одной из самых древних и почитаемых святынь Р; Православной Церкви является чудотворная икона Богоматери Пече Свенской. Она датируется концом XI - началом XII века. Предполагаемь дателем Свенской Печерской иконы Божьей Матери является препод< Алипий(Алимпий) Печерский. О жизни Алипия, описание его деяний, с сах, творимых им и происходящих с его иконами, написано в Киево-Пече патерике.
Около 1083-1084 годов Алипий родителями был отдан в Печерский стырь для обучения иконописи у приезжих мастеров-греков, которые, п своего желания, были призваны расписывать Печерские церкви. По oi нии работ Алипий принял постриг в монастыре, а впоследствии был р} ложен игуменом Никоном в священный сан.
«Он научился искусству иконного писания не ради богатства, а ра, брого употребления своего дара, ибо он работал, рисуя иконы, сколькс надо было, - всем, игумену и братии, ничего не беря за свой труд». По с, Поликарпа, инока и автора Печерского патерика (сборник жизнеописа изречений отцов-монахов), Алипий трудился не ради корысти, если дал случалось выручить что-нибудь за работу, треть денег он расходовал ш ды икон, треть отдавал в милостыню и треть расходовал на монасты нужды. Когда у Алипия не было работы, он брал взаймы золото и серебр изготовления оклада и все, что нужно для икон, делал икону тому, ком должен, и отдавал ее обратно заимодавцу. Часто просил своих друзей увидят в церкви обветшалые иконы, то чтобы приносили их к нему, и, вив, ставил их на свои места. Год кончины преподобного Алипия неизв< в церковной традиции называется 1114 год, но на каком основании, н< Его мощи находятся в Ближней, или Антониевой, пещере Киево-Печер монастыря.
Свенская (Печерская) икона Божьей Матери. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Размер Свенской (Печерской) иконы - 67x42см, доска липовая, на/ лена сверху и снизу по спиленным полям. Древнейший красочный слой с нился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими за ми. На окладе имеется текст: «В лето 6000 и семсотое 96 (1288г.). Оклада бысть ся икона благоверным великим князем Романом Михайловичем Ч говским и великою княжною Анастасиею месяца сентября в 26 день на ш Святого Апостола Иоанна Богослова».
Основатели Печерского монастыря Антоний и Феодосии изобра: в мантиях, скрепленных на груди золотыми застежками. Фон поля зол поля коричневые. Краски одежд - красновато-коричневые, коричневы ние, голубые, красные, желтоватого оттенка. Плотные широкие голубые белы наложены по голубому и синему фону. На коричневых одеждах то/ темные описи складок.
Богоматерь Свенская Печерская изображена сид на троне. Ее фигура укорочена, так передается ракурс, обусловленный i той трона. Она держит перед собой Христа, Младенец выпрямлен, Взгляд младенца - взрослый, осмысленный. Есть определенный затель духовной зрелости «идеальный возраст», который меньше всего :им от величины временного отрезка жизни. Именно из этой концепции 1кают изображения взрослых как детей и детей как взрослых
«Идеальный возраст» воспринимался не как отсутствие старости или ^нчества, а как совершенство, добродетель. Мать обеими руками поддер-1ет Сына. Ноги ее покоятся на высоком подножии трона, опирающемся на жую аркатуру, от нижнего яруса уцелели лишь фрагменты. По сторонам ной, украшенной золотом подушки стоит с непокрытой головой темново-1Й Феодосии, справа - Антоний в куколе. В руках преподобных - длинные Феодосия сохранился плохо, фрагменты надписи «оаг преп Фе..», а тек учения Антония, хотя и с утратами, гласит: «Молю вас так, чада, держимс держания и не поленимся, имея ведь о сем Господа помощником».
В 1974 году икона Богоматери Свенской Печерской была исслед рентгеном и инфракрасными лучами. И благодаря этому мы можем увр что первоначально в руках Антония и Феодосия были почти одинаков: форме и длине свитки. «Трон же Богоматери имел в подножии три ар Композиция иконы была устойчивой и уравновешенной». Так она бы/ писана первоначально. «Видимо, в XIII веке, желая придать ей какое-то i значение, написали новый текст на широком свитке». И это доказывав' икона была написана не в XIII веке, а раньше.
По гипотезе искусствоведа Никодима Павловича Кондакова, икона матери Свенской-Печерской является списком с заалтарного образа мо ного образа Богоматери (1083-1089 годов) в алтаре Печерского Успен< собора Киево-Печерского монастыря. Также вполне допустим и предлс ный искусствоведом Валентиной Ивановной Антоновой другой вариант исхождения Свенской иконы. Она, как считает исследователь, «является ском, исполненном в Киеве с одной из недошедших до нас древних печер икон». Эту версию разделял и искусствовед академик Виктор Никитич J рев. Возможно, что печерский образ повторил икону, находившуюся в со Софии в Константинополе.
В опубликованной исследователем истории русской литературы Ле дом Михайловичем Майковым «Беседе о святынях Цареграда», датиру< концом XII - началом XIV века, приведена любопытная подробность: в Со< ском соборе «по левой стороне есть теремецъ чудно устроенъ; въ нем и] Пречистая Царица Богородица; та икона посылав мастеры на Киевъ ста] церковь в Печере ко святому Антонию и Феодосию».
Мнения исследователей в настоящее время расходятся - является ли ная икона списком с прославленной древней святыни или это сам первооб
Таким образом, среди исследователей сформировалось два направле Сторонники первого считают, что икона была написана в конце XI века и i надлежит кисти Алипия. Другие, что этот список 1288 года, который мог Киево-Печерского монастыря прислали в Брянск. Если до 1974 года и сан ватели руководствовались искусствоведческим анализом и текстовыми точниками, то в 1974 г., после упомянутого рентгеновского обследования i ны, было установлено, что она является подлинником рубежа XI-XII веко 1288 году Киево-Печерский монастырь, как и Киев, стоял разрушенный -опустел, лучшие мастера были угнаны в Орду и маловероятно, что среди мс шествующих нашелся бы иконописец такого уровня, который смог бы сдел такую копию иконы, не дошедшей до нас.