Страницавлксм33

Долой неграмотность

Тяжелое наследство оставил после себя царизм. Абсолютное большинство населения России было не­грамотным. На Брянщине до революции лишь пятая часть населения была грамотной. Гимназий и реальных училищ насчитывалось единицы. В них главным обра­зом учились дети дворян, купцов и духовенства. Выс­ших учебных заведений не было вовсе. В бывшем Брян­ском уезде на обучение одного человека тратилась в год мизерная сумма — 1 рубль 70 копеек. В то время в крае работало всего 57 врачей, 172 фельдшера и 43 акушерки. В городах и тем более в деревнях не было или почти не было клубов, библиотек, спортивных со­оружений.

Вполне понятно, что в такой безграмотной и некуль­турной стране коммунизм строить очень трудно.

Чтобы предоставить возможность всему населению республики сознательно участвовать в политической жизни страны, в строительстве социализма, партия и правительство издали в 1919 году декрет за подписью В. И. Ленина «О ликвидации безграмотности среди на­селения РСФСР». В центре и на местах были созданы чрезвычайные комиссии, в обязанности которых входи­ла организация обучения взрослого населения.

Учителей не хватало. Чтобы вовлечь в работу ши­рокие массы грамотного населения, в 1923 году в РСФСР создается добровольное общество «Долой не­грамотность» (ОДН), председателем его был М. И, Калинин. Ячейки этого общества создавались и в на­шей губернии. Первые 48 ячеек были созданы в Бежицком уезде в 1924 году и насчитывали они 2.710 че­ловек.

По переписи 1920 года в городах Брянской губернии было 59 процентов, а на селе — всего 21 процент гра­мотного населения. Опорным пунктом ликвидации не­грамотности и просветительной работы среди сельского населения стали избы-читальни. Коллегия губернского отдела народного образования приняла решение о по­сылке комсомольцев и грамотной молодежи городов для организации изб-читален в помощь культурной ре­волюции на селе.

Активисты Брянщины активно включились в эту ра­боту. Они создавали в деревнях избы-читальни, вели учет неграмотного населения, организовывали ликбезы и школы малограмотных, сами становились учителями, проводили сбор средств и литературы для отправки на село, распространяли в деревнях газеты «Беднота». «Набат молодежи», «Крестьянская газета», устраивали громкие читки и обсуждения газет и книг.

К 10-летию Октября в губернии работало 200 изб-читален, 975 ликбезов и школ малограмотных, 85 школ повышенного типа. Было обучено 25 тысяч трудя­щихся.

Обучение и просвещение бедняков вызывало беше­ную ненависть деревенских богатеев и их приспешни­ков. В селе Рековичи Дубровской волости кулацкие сынки, вооружившись палками, избивали крестьян, при­ходивших на занятия в избу-читальню. А в деревне По­лянка Маклаковской волости крестьянин Головачев был убит за то, что обучился грамоте и стал селькором. Нелегко было тогда учиться. Полуголодный паек, недостаток топлива, плохая одежда и обувь — все это сказывалось на учебе. Студенты выполняли многие хо­зяйственные дела, проводили общественно-политиче­скую работу среди населения. Кроме этого, они помо­гали органам ВЧК в борьбе с бандитизмом. Им часто приходилось оставлять учебу и с оружием в руках идти уничтожать банды, мешавшие строить новую жизнь.

В Севске ликвидацией неграмотности занимались 40 ячеек. В Карачеве комсомольцы организовали 10 пунктов ликбеза, в которых обучалось более 300 чело­век. В Трубчевске комсомольцы обучали грамоте 200 юношей и девушек, в Брянске работать по ликбезу изъявили желание 200 комсомольцев, в Дятькове — 140, в Стародубе — 94, в Почепе — 37.

Задача — обучить 10000 неграмотных — вскоре бы­ла в основном решена.

В июле 1330 года в стране ввели всеобщее началь­ное образование. Учитывая громадное значение этого дела, комсомол в августе 1930 года принял шефство над всеобучем. Очень много сделали комсомольцы и молодежь в эти годы. Они строили новые и ремонтиро­вали старые школы, собирали средства в помощь де­тям-сиротам и детям малообеспеченных родителей.