МОЛОДЁЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Выполняя решения партии и правительства о всеобщем среднем образовании молодежи, комитеты комсомола постоянно проявляют заботу о повышении общеобразовательного уровня членов BJIKCM.
Вузовский комсомол насчитывает в своих рядах 11404 студента.
Среди учащихся техникумов комсомольцев — 7088.
Среди учащихся учебных заведений профтехобразования 7989 комсомольцев.
В рядах школьного комсомола — 8725 человек.
Основой работы комсомольских организаций школ стали документы и материалы IV (май 1979 года) Пленума ЦК ВЛКСМ, XXVI съезда КПСС.
Участие школьников в патриотическом движении «Одиннадцатой пятилетке — ударный труд, знания, инициативу и творчество молодых» — это борьба за качество учебного труда, стремление к непрерывному пополнению знаний. Создано 53 кружка «Учись учиться», в 196 кружках технического творчества занимается свыше семи тысяч ребят.
Первостепенное значение за отчетный период придавалось усилению идейно-политического воспитания учащихся. Для старшеклассников города действует 5 общественно-политических лекториев, 45 клубов текущей политики. При комитетах комсомола школ созданы 53 лекторские группы, 54 агитбригады. Центрами военно-патриотического воспитания школьников стали 45 школьных музеев.
В летней трудовой четверти «Мой труд вливается в труд моей республики» приняло участие более 10 тысяч старшеклассников. В 58 лагерях труда и отдыха, 136 трудовых отрядах выполнено работ на сумму свыше 133 тысяч рублей.
В битве за уборку урожая 1981 года приняло участие свыше 20 тыс. школьников. В трудовой победе брянцев — 700 тоннах картофеля — есть вклад и школьников города.
«Живешь в Брянске — будь строителем!» — такое решение приняли выпускники 1980 года средней школы № 54, около тысячи выпускников связали свою жизнь со строительством.
С каждым годом крепнет содружество школ и базовых предприятий.
Волнующими, запоминающимися событиями в жизни школьников города стали Всесоюзная встреча партизан и подпольщиков, Всесоюзный финал на приз клуба ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч», празднование 40-летия начала партизанского движения на Брянщине. В городском смотре- конкурсе сочинений «Шумел сурово Брянский лес» приняло участие около 15 тысяч учащихся 7 —10 классов.
Дальнейшее развитие получило художественное творчество школьников. В городском смотре детской художественной самодеятельности приняло участие более 25 тыс. школьников. Прошел второй городской смотр агитбригад школьников.
В школах города работает 469 учителей-комсомольцев. Учителя города поддержали почин московских учителей «Каждому молодому учителю — высшее политическое образование». Учительские коллективы являются организаторами участия в движении «Образцовому городу — образцовые школы».
Около 1400 учителей являются классными руководителями комсомольских и пионерских классов. Совместно с горкомом профсоюза работников просвещения проведен смотр учительской художественной самодеятельности, туристический слет. Для старших пионерских вожатых организована поездка в город-герой Минск.
Бюро горкома ВЛКСМ одобрило опыт работы учительской комсомольской организации средней школы № 55 по совершенствованию деятельности пионерской дружины.
Комсомольские организации вузов и техникумов постоянно совершенствуют формы и методы учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы, активно влияя на процесс подготовки молодых специалистов.
За годы десятой пятилетки вузы и средние специальные заведения Брянска подготовили более 16 тысяч молодых специалистов.
В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в подготовке специалистов для народного хозяйства и в связи с 50-летием технологический институт награжден орденом Трудового Красного Знамени. БИТМ и БГПИ им. академика И. Г. Петровского — орденами «Знак Почета», БТЖТ отметил свой 50-летний юбилей, БПТ — 60-летний, БСТ — 90-летний.
В каждом высшем учебном заведении созданы учебно-воспитательные комиссии, советы отличников. В летнюю сессию 1980/81 учебного года 740 студентов получили отличные оценки, 19 являются Ленинскими и именными стипендиатами.
Большой популярностью у студенческой молодежи пользуются конкурсы студенческих работ по проблемам общественных наук, истории ВЛКСМ и международного молодежного движения, школы молодого лектора, факультеты общественных профессий, агитпоход студенческой молодежи.
Комсомольские организации ведут активную работу по организации общественно-политической практики студентов.
Школой трудового воспитания, формирования общественной активности стали студенческие отряды. Летом 1981 года около 2 тысяч студентов провели свои каникулы в составе областного студенческого строительного отряда. Ими выполнен объем работ на сумму около 5 млн. рублей, 47 объектов производственного, специального и культурно-бытового назначения сданы в эксплуатацию и под монтаж оборудования. 4 объектам присвоен студенческий Знак качества.
Дальнейшее развитие получило самодеятельное творчество студентов. Традиционными стали городские смотры художественной самодеятельности и агитбригад, фестивали художественной самодеятельности «Студенческая весна» в БТИ. Большой популярностью у студентов пользуется клуб «Надежда» и литературная гостиная БИТМа.
Впервые в области студенческий отряд технологического института работал по принципу «Сами проектируем, сами строим!».
Бойцами отряда построен детский городок, благоустроен сквер им. 50- летия ВЛКСМ по проекту, разработанному студенческим конструкторским бюро.
За самоотверженную работу в студенческих отрядах студент БИТМа Александр Игнатенков награжден орденом «Знак Почета», студентка БТИ Нина Андреева — медалью «За трудовую доблесть», студентка БГГШ им. академика И. Г. Петровского Раиса Абрамова — медалью «За трудовое отличие».
Основной и быстро развивающийся путь формирования достойного пополнения рабочего класса — профессионально-технические училища. В 16 училищах обучается около 10 тысяч юношей и девушек по 70 профессиям.
По комсомольским путевкам за отчетный период направлено на учебу в профтехучилища около 900 человек.
Основной задачей комсомольских организаций ПТУ является проведение комплексной работы по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию учащихся, чтобы каждый молодой человек, прошедший обучение в профессионально-техническом училище, прочувствовал глубокую внутреннюю причастность к гордому слову — рабочий.