СтраницаВарвары

Храм во имя Святой Великомученицы Варвары Мглинский район Брянской области

По соседству с Успенским собором, внутри его ограды, во второй половине XIX века построен другой памятник архитектуры - Храм во имя Святой Великомученицы Варвары. Как и собор, она построена на средства прихожан. Ее архитектура - это уже другая архитектурная эпоха в городе, отразившая искания новых национальных путей развития русской архитектуры и получившая неправильное название псевдорусского стиля. Для этого стиля характерным является декоративное убранство фасадов, использующее мотивы и детали древнерусской архитектуры второй половины ХVII века. Даже после утраты завершений фасадов здания выглядят нарядными и живописными. Несмотря на стилевое отличие, церковь Варвары вписалась в соборный комплекс на правах подчиненного элемента.

Храм во имя Святой Великомученицы Варвары построен в 1874 году вместо прежнего, деревянного. Он входил в комплекс Успенского собора города Мглин. Предназначен для зимних Богослужений, в нем было три металлических печи, обложенных кирпичом. Две печи находились в храме, одна в Алтаре. Храм был закрыт в 1960 году, а с 1995 года началась его реставрация.

Мглин. Церковь Варвары. 1874

Зимняя церковь Варвары построена на средства прихожан в 1874 г. вместо деревянной. В 1980-х гг. реставрирована по проекту архитекторов А.Г. Азарова и Г.П. Степаненко. Ныне действует.

Архитектура Варваринской церкви - это уже другая архитектурная эпоха в городе. Церковь построена в новорусском стиле, распространенном в России во второй половине XIX века. Для этого стиля характерно декоративное убранство фасадов, использующее мотивы и детали древнерусской архитектуры второй половины XVII века.
      Углы здания закреплены пучками из трех полуколонн. Такие же полуколонны с кубоватыми капителями расчленяют на три части стены боковых фасадов, а углы алтарной апсиды отмечены малыми одиночными полуколонками. Стены между колоннами украшены нишами-филенками с аркатурным завершением на уровне капителей полуколонн. В середину ниши вписаны окна с арочным верхом. Все это придает нарядность облику здания.
      Несмотря на стилевое отличие, церковь Варвары вписалась в соборный комплекс, будучи подчиненной более мощному и выразительному соседу - Успенскому собору. Своим сравнительно небольшим объемом она играет роль связующего звена между монументальной величественной архитектурой собора и рядовой малоэтажной застройкой. Эта ее важная градостроительная роль в последнее двадцатилетие XIX века утвердилась постройкой поблизости нескольких каменных одно- и двухэтажных зданий, близких по стилю архитектуре церкви.

 Спустя полвека рядом с собором построили зимнюю церковь святой Варвары.

Храм во имя Святой Великомученицы Варвары построен в 1874 году вместо прежнего, деревянного. Он входил в комплекс Успенского собора г. Мглин. Предназначен для зимних Богослужений, в нем было три металлических печи, обложенных кирпичом. Две печи находились в храме, одна в Алтаре.
Храм был закрыт в 1960 году, а с 1995 года началась его реставрация.

Своеобразный бесстолпный трехчастный пятиглавый храм в русском стиле. Сооружен из кирпича и побелен по кладке. В композиции доминирует основной объем - слегка вытянутый по оси восток-запад четверик, увенчанный пятью небольшими широко расставленными главами на постаментах (средняя световая, расположенные над углами глухие). К нему примыкают пониженные: пятигранная растянутая по ширине апсида и маленькая прямоугольная паперть с фронтоном. Кирпичное убранство фасадов, подражающее формам русской архитектуры 17 в., отличается некоторой тяжеловесностью. Стены имеют высокий, отделенный профилированным поясом цоколь с крупными ширинками. На его выступы, как на пьедесталы, опираются украшающие фасады полуколонки с капителями (на углах тройные, собранные в пучки), которые членят боковые стороны четверика на три прясла, обработанные неглубокими нишами-филенками с аркатурой в завершении. Аналогичные полуколонки поставлены на углах апсиды. Венчает стены антаблемент с городчатым фризом и простым карнизом, перебитый на западном и восточном фасадах арочными киотами. Основное помещение храма, перекрытое коробовым сводом, соединено широким проемом с алтарной апсидой, имеющей лотковый свод. В кон. 19 - нач. 20 в. в алтарной нише написана масляными красками в духе позднего академизма композиция "Моление о чаше". Тем же временем датируется трехъярусный иконостас - типичный памятник русского стиля. Его декоративное убранство состоит из килевид-ных и трехлопастных обрамлений икон верхнего яруса, разнообразной формы колонок, отделяющих иконы друг от друга, и фризов с накладной резьбой геометрического рисунка. (Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1997)