СтраницаВ СЕВСКОМ КРАЕ

КАК УЧИЛИСЬ В СЕВСКОМ КРАЕ

КАК УЧИЛИСЬ В СЕВСКОМ КРАЕ

Российское образование прошло длительный исторический путь развития. Зарождение образования на Руси тесно связано с событиями 988 года, а именно с крещением Руси. Князь Владимир Святославович издает указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение», где учеников делили на небольшие группы и в каждой был свой учитель грамоты и чтения. Впоследствии первые учебные заведения стали открываться при монастырях в Киеве, Суздале и Курске. История развития образования нашего края неразрывно связана с историей России. В Севском уезде работали школы грамоты. В них преподавались Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское и русское чтение, письмо и начальное счисление. Школы грамоты должны были служить широкому распространению грамотности среди народа. Крестьянские общества оплачивали часть вознаграждения учителям, давали помещения для школ, принимали на себя обязательства по отоплению и освещению школьных помещений. Сочувствие частных лиц выражалось в том, что многие из них по добровольному желанию принимали на себя обязанности попечителей церковно-приходских школ, заботились об их материальном благоустройстве и оказывали им как нравственную, так и материальную поддержку. В 1788 году в Севске в Спасо-Преображенском монастыре была открыта Севская духовная семинария, являвшаяся в течение полувека (до 1827 г.) крупнейшим учебным заведением для всей Брянской – Орловской – Курской округи. Семинария стала средним учебным заведением с серьезной и строго обдуманной программой, с достаточно подготовленными преподавателями. В семинарии обучались чтению на русском и латинском языках, чистописанию, священной истории и катехизису. Был открыт грамматический класс, в котором, кроме грамматики, географии и арифметики, преподавали греческий и немецкий языки. В жизни и организации быта семинаристов были трудности. Скупость средств, отпускаемых на содержание семинарии, не позволяла обеспечивать семинаристов нормальным питанием, что отрицательно сказывалось на состоянии их здоровья. Положение с учебой осложнилось после пожара, произошедшего в октябре 1810 года. Занятия возобновились лишь в конце 1811 года во временных помещениях, без отопления. В сентябре 1825 года проездом на юг России Александр I сделал непродолжительную остановку в Севске. На встрече с императором присутствовали семинаристы, которые произвели хорошее впечатление, проявив свои способности. Через два года семинария полностью переехала из Севска в Орел. Хотя Севская семинария и давала богословское образование, но не все ее выпускники становились служителями религиозного культа. Часть из них продолжала учебу в светских заведениях, посвящая свою жизнь науке, литературной и педагогической деятельности. После переезда семинарии в Орел в Спасо-Преображенском монастыре осталось духовное училище. Оно находилось в монастыре до тех пор, пока для него не построили в 1890 году новое здание в городе Севске. Училище размещалось напротив церкви Вознесения. Кирпичное двухэтажное здание было одним из виднейших в городе. Каждый этаж делился продольным коридором на две части, по обе стороны которого находились учебные классы. На втором этаже располагалась церковь с алтарем. Содержалось духовное училище за счет духовенства училищного округа. В училище учились в основном дети духовенства. На базе малого народного училища в 1811 году основано Севское уездное училище с приготовительным классом (специальные классы для подготовки детей к поступлению в первый класс). По положению 1828 года Севское уездное училище преобразовалось в трехклассное. Для него в 1833 году было построено новое одноэтажное здание. Содержалось оно за счет средств, отпускаемых уездным казначейством. 1 января 1834 года открылось Севское приходское мужское училище. Состояло оно из одного класса. В штате было два человека: один преподавал Закон Божий, а второй – чтение и письмо. Содержалось приходское училище за счет городской Думы. Размещалось в наемном деревянном одноэтажном доме, за что вносилась плата. На основе учебного устава 1828 года Министерство государственных имуществ начало учреждать сельские училища. Они открывались в тех приходах, которые были населены государственными крестьянами и в которых были способные к тому духовные лица. В отчете за 1843 год по Севскому уезду отмечалось, что в городе Севске имеется одно приходское училище, а также открыто два сельских приходских училища. Севское женское приходское училище предположительно открылось в середине 1864 года. Летом 1886 года Севское уездное училище было преобразовано в городское трехклассное училище. Наряду с общеобразовательными предметами учащиеся начали получать и прикладные знания. Обучение в городском училище было платным. Курс первого и второго классов продолжался по два года, а третьего – один год. Шло время. Менялись названия училищ, иным становилось обучение и воспитание детей и подростков. В 1896 году была открыта женская прогимназия для приходящих девиц всех сословий. Конкретных сведений о ее работе нет. В соответствии с указом 1864 года положением о начальной школе предусматривалось открытие начальных школ в сельской местности. Одной из первых в Севском уезде была построена на средства Министерства народного просвещения в 1869 году школа в селе Голышина. В 1888 году в Севске была открыта церковноприходская школа при Варваринской кладбищенской церкви. В школе училось 120 мальчиков. Предметом особой заботы Севской городской управы было открытие реального училища. За содействие в открытии в Севске реального училища Севская городская Дума 7 августа 1908 года постановила: «ходатайствовать о присвоении Марии Михайловне Голицыной звания Почетного гражданина г. Севска». В июле 1909 года было объявлено об открытии в Севске полного семиклассного училища и о начале занятий в первом и втором классах 1909/10 учебного года. В октябре 1909 года городская управа и комиссия пришли к выводу, что наиболее подходящим и удобным местом для строительства нового реального училища будет городское место против Казанской церкви. 28 сентября 1913 года большое двухэтажное кирпичное здание поступило в распоряжение директора реального училища Я.И. Зезина. Оно включало вестибюль, два больших коридора, актовый зал, 10 классных комнат, учительскую, директорскую, библиотеку, аудиторию с рабочей комнатой, физический кабинет, химическую лабораторию, кабинет с теплицей, гимнастический зал, фотографическую комнату, кухню, комнату швейцара, уборные, раздевальню. Реальное училище было образовательным и культурным центром города Севска. В нем проходили литературные вечера, устраивались концерты, ставились любительские спектакли. Севская женская прогимназия в 1908 году преобразовалась в гимназию. Находилась она в собственном доме на Киевской улице. На Вознесенской улице в собственном доме размещалось четырехклассное училище. В городе Севске в этот период в числе действующих было три приходских училища – два мужских и одно женское. Первое мужское училище находилось в Замарицкой части, второе – на Киевской улице. Женское приходское училище размещалось в городском доме на Набережной улице. Также в городе работали женская гимназия, духовное училище, высшее начальное училище. Общее число учащихся составляло около1800 человек. О развитии школьного дела в Севском уезде в конце 19-го – начале 20-го века можно судить по таким цифрам: в уезде работало 3 министерских училища, 3 частных народных училища и 42 церковно-приходские школы, а общее число учащихся в сельских школах приближалось к 9000. После изгнания деникинцев в 1919 году в здании духовного училища был размещен детский дом. Он был назван в честь Октябрьской революции. Затем дом был переведен в более просторное здание бывшего Спасо-Преображенского монастыря, а школа 2-й ступени осталась в здании бывшего училища. Она сохранилась до 1930 года, потом была реорганизована в школу крестьянской молодежи. В 1933 году она стала средней школой. В 30–40-е годы в городе уже работали педагогическое училище, финансовоэкономический техникум, школа медсестер, автошкола. Из 66 школ, работавших в предвоенные годы, ко времени освобождения Севского края от немецко-фашистских захватчиков уцелело лишь 12, да и те требовали капитального ремонта. В условиях голода, холода, нехватки материалов, отсутствия транспорта удалось к началу 1944/45 учебного года восстановить 57 школ и начать их работу. Много в них было сделано на скорую руку, не хватало топлива, мебели, почти не было тетрадей, учебников, письменных принадлежностей, учебных пособий. Но в этих труднейших условиях, когда еще не окончилась война, почти 9 тысяч городских и сельских ребятишек из Севска и района приходили в школы, согреваемые теплом учительских сердец. Рассказывая об учебных заведениях Севского края, нельзя не вспомнить имена учителей, посвятивших всю свою жизнь обучению и воспитанию детей. Сын священника В.В. Воскресенский после окончания семинарии вернулся в родное училище в качестве преподавателя русского языка и литературы и стал любимцем учеников. Бывшие воспитанницы женской гимназии В.А. Теличко, Л.А. Зайцева, О.А. Славянина работали учителями и оставили добрую память о себе. Директор Севского педагогического училища С.К. Сережников вместе со своим педагогическим коллективом обучил целую плеяду талантливых педагогов. Замечательными педагогами, наставниками были Е.Н. Колеошкина, Ф.М. Лапина, С.А. и Н.А. Богачевы, Г.И. Золотарев, Е.Н. Ближенский, Н.Е. Бацуев, Л.И. Косенков, И.С. Трошкин, Г.Н. Латышев, З.П. Попова, Я.Я. Финин, Б.Ф. Шатохин и многие другие. Каждый, бывший учеником, помнит многих свои учителей, вспоминая их с уважением и благодарностью… Обращая свой взгляд в прошлое, мы видим, что многовековое развитие человеческого общества переживало разные этапы становления образования, отражая все особенности определенного времени, вобрав в себя все лучшее от известных педагогов. Е. ЗЕМЛЯНЫХ, библиограф МБУК «ЦБС» Севского муниципального района. Статья подготовлена по материалам Н.Ф. Заболотнова, В.В. Крашенинникова.