Храмы Трубчевского уезда (Олег Вязьмитин Аркадий Шатохин )
Брянский краевед Олег Вязьмитин вместе с московским любителем истории и фотографом Аркадием Шатохиным выпустили книгу «Храмы Трубчевского уезда». Недавно она была отмечена Брянской областной библиотекой как лучшая брянская книга года.
По словам Вязьмитина, с Шатохиным они познакомились случайно. Московский историк издал книгу по истории храмов Жиздринского уезда, в который во время оно входила и часть селений Брянщины. Встретились, переговорили и решили сделать такую же книжку по Трубчевскому уезду. За Вязьмитиным осталась работа в архивах и библиотеках, за Шатохиным — поездки по деревням, фотографии и встречи с местными жителями. Очень помогли авторам, как они сами признают, архивные наработки и обмеры ряда сельских храмов, сделанные сорок лет назад знаменитым брянским архитектором и краеведом Василием Городковым.
В результате по содержанию книга несколько отошла от привычного канона историко-ар-хитектурных описаний, была пополнена живыми свидетельствами селян и фотографиями. В книгу вошли описания истории 11 сельских храмов не только Трубчевского, но и Выгоничско-го, Жирятинского, Навлинского, Почепского, Суземского, По-гарского районов в селениях, по старому административному делению входивших в состав уезда.
Одно из открытий для читателя — образ тотальной катастрофы, которая постигла трубчевские храмы. Чудом в Пензенской области, свидетельствую авторы, в запасниках местного музея обнаружен старый список Чолнской иконы. Да и вообще. Не считая чудом уцелевшей иконы Свенской Божьей матери, находящейся ныне в Третьяковке, да икон старообрядцев из Стародубья, почти все в советское время было уничтожено, переплавлено, разрушено, сожжено. Казалось, что и память сожжена, но, оказалось, это не так.
Сильной оказалась историческая, дореволюционная часть, которую можно проследить по выходившим на рубеже XIX-XX веков брошюрам — церковным описаниям. Эти книжки, совершенно недоступные сегодня, ранее переиздал на радость любителям тот же Вязьмитин. История драматического советского периода бытования трубчевских храмов по книжке просматривается более скупо. Немногочисленные старожилы чаще всего мало что могут рассказать. Зато ярче многих откровений говорят сделанные Шатохиным фотографии старых храмов. Уцелели в огне времени только некоторые из них. Где-то фотограф снимал просто «места бывших храмов». И это выглядит печально и горько. Впечатляет и прием сравнения фотографий, там, где имелась возможность получить старые фото: что было — что стало.
Можно высказать к книге претензии по языку, который порой стремится к церковному, а это вряд ли уместно для такого серьезного, в полной мере научного и светского издания. Сама идея выпуска книжек «по уездам» сегодня не кажется вполне понятной. Жаль, что авторы прошли в описании мимо некоторых ярких сюжетов, например, трубчевского «восстания на религиозной подкладке» в начале двадцатых годов. Оно случилось после расстрела пьяным комиссаром во время крестного хода чтимой иконы Чолнской Божьей матери. Наверно, стоило бы рассказать и про трубчевских священников-новомученников, погибших в тридцатые годы. Но при всех замечаниях нельзя не отметить огромный и бескорыстный труд авторов. На книгу они потратили два с половиной года. Как это модно ныне говорить, проект был реализован исключительно на личном энтузиазме и за счет средств самих краеведов. И странно, что местная светская и церковная власть с равнодушием отнеслись к труду историков.
Как бы то ни было, история создания этой книги, которая, по нашему разумению, должна быть в каждой библиотеке региона, в полной мере подтверждает правило. Мгла забвения отступает только перед трудом и подвигом истинных энтузиастов. Вот нашлись таковые и по крупицам возвратили нам, казалось бы, давно исчезнувшую картину старого крестьянского мира.
Говорят, что из прежних (Прим.: на территории области) семиста храмов ныне восстановлено или восстанавливается около двухсот. Кстати, в книге в цветных вкладках приведены изображения, как знаменитых, чудом сохранившихся старых, так и заново построенных храмов. Многие из упомянутых в книге деревень сегодня почти утратили своих жителей: привычный счет — налицо один дом от былых
десяти. Значение этих невероят
ных перемен нам еще предстоит
понять и осознать. А пока новые
храмы растут только в поселках,
деревнях, сохранивших произ
водство и жажду развития, и это
также по-своему логично.
Это уже другая жизнь. Не лучше, не хуже прежней, но другая — в которую помогли нам загля
нуть и вспомнить прошлое авто
ры книги «Храмы Трубчевского
уезда».
Юрий ВАСИЛЬЕВ