Страница Трубчевского

        Храмы Трубчевского уезда (Олег Вязьмитин  Аркадий Шатохин )

Брянский краевед Олег Вязьмитин вместе с московским любителем истории и фотографом Аркадием Шатохиным выпустили книгу «Храмы Трубчевского уезда». Недавно она была отмечена Брянской областной библиотекой как лучшая брянская книга года.

По словам Вязьмитина, с Шатохиным они познако­мились случайно. Московский историк издал книгу по истории храмов Жиздринского уезда, в который во время оно входи­ла и часть селений Брянщины. Встретились, переговорили и решили сделать такую же книж­ку по Трубчевскому уезду. За Вязьмитиным осталась работа в архивах и библиотеках, за Шато­хиным — поездки по деревням, фотографии и встречи с местны­ми жителями. Очень помогли авторам, как они сами признают, архивные наработки и обмеры ряда сельских храмов, сделан­ные сорок лет назад знаменитым брянским архитектором и крае­ведом Василием Городковым.

В результате по содержанию книга несколько отошла от при­вычного канона историко-ар-хитектурных описаний, была пополнена живыми свидетель­ствами селян и фотографиями. В книгу вошли описания истории 11 сельских храмов не только Трубчевского, но и Выгоничско-го, Жирятинского, Навлинского, Почепского, Суземского, По-гарского районов в селениях, по старому административному де­лению входивших в состав уезда.

Одно из открытий для чи­тателя — образ тотальной ка­тастрофы, которая постигла трубчевские храмы. Чудом в Пензенской области, свиде­тельствую авторы, в запасни­ках местного музея обнаружен старый список Чолнской иконы. Да и вообще. Не считая чудом уцелевшей иконы Свенской Божьей матери, находящейся ныне в Третьяковке, да икон старообрядцев из Стародубья, почти все в советское время было уничтожено, переплавле­но, разрушено, сожжено. Каза­лось, что и память сожжена, но, оказалось, это не так.

Сильной оказалась историче­ская, дореволюционная часть, которую можно проследить по выходившим на рубеже XIX-XX веков брошюрам — церков­ным описаниям. Эти книжки, совершенно недоступные сегод­ня, ранее переиздал на радость любителям тот же Вязьмитин. История драматического со­ветского периода бытования трубчевских храмов по книжке просматривается более скупо. Немногочисленные старожилы чаще всего мало что могут рас­сказать. Зато ярче многих от­кровений говорят сделанные Шатохиным фотографии старых храмов. Уцелели в огне времени только некоторые из них. Где-то фотограф снимал просто «места бывших храмов». И это выглядит печально и горько. Впечатляет и прием сравнения фотографий, там, где имелась возможность получить старые фото: что было — что стало.

Можно высказать к книге пре­тензии по языку, который порой стремится к церковному, а это вряд ли уместно для такого се­рьезного, в полной мере науч­ного и светского издания. Сама идея выпуска книжек «по уез­дам» сегодня не кажется впол­не понятной. Жаль, что авторы прошли в описании мимо не­которых ярких сюжетов, напри­мер, трубчевского «восстания на религиозной подкладке» в на­чале двадцатых годов. Оно слу­чилось после расстрела пьяным комиссаром во время крестного хода чтимой иконы Чолнской Божьей матери. Наверно, стоило бы рассказать и про трубчевских священников-новомученников, погибших в тридцатые годы. Но при всех замечаниях нельзя не отметить огромный и беско­рыстный труд авторов. На книгу они потратили два с половиной года. Как это модно ныне го­ворить, проект был реализован исключительно на личном энту­зиазме и за счет средств самих краеведов. И странно, что мест­ная светская и церковная власть с равнодушием отнеслись к тру­ду историков.

Как бы то ни было, история создания этой книги, которая, по нашему разумению, должна быть в каждой библиотеке ре­гиона, в полной мере подтверж­дает правило. Мгла забвения отступает только перед трудом и подвигом истинных энтузиастов. Вот нашлись таковые и по кру­пицам возвратили нам, казалось бы, давно исчезнувшую картину старого крестьянского мира.

Говорят, что из прежних (Прим.: на территории области) семиста храмов ныне восста­новлено или восстанавливается около двухсот. Кстати, в книге в цветных вкладках приведены изображения, как знаменитых, чудом сохранившихся старых, так и заново построенных храмов. Многие из упомянутых в книге деревень сегодня почти утратили своих жителей: привычный счет —  налицо один дом от былых
десяти. Значение этих невероят­
ных перемен нам еще предстоит
понять и осознать. А пока новые
храмы растут только в поселках,
деревнях, сохранивших произ­
водство и жажду развития, и это
также по-своему логично.

Это уже другая жизнь. Не луч­ше, не хуже прежней, но другая — в которую помогли нам загля­
нуть и вспомнить прошлое авто­
ры книги «Храмы Трубчевского
уезда».

Юрий ВАСИЛЬЕВ