Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове Выгоничский район Брянской области
Субботово (памятник архитектуры требует реставрации)
История храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове начинается с 15 марта 1728 года.
Село Субботово, одно из древнейших в Брянском крае, впервые упоминается в конце XV в. Каменный храм был построен в 1818 г. на месте старинной деревянной церкви местным помещиком поручиком Ефимом Вепрейским. В 1867 г. священник Ахтырский на свои средства пристроил деревянную колокольню, не дошедшую до нашего времени.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, начало 19 века
История храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове начинается с 15 марта 1728 года. Владелец деревни Василий Иванович Дуров подал в Синодальный казенный приказ прошение о построении церкви, обосновывая его дальностью Субботова от Лопуши и других сел. Деревянный храм был построен в 1735 году. Со временем церковь пришла в ветхость. К 1819 г. старанием местного помещика поручика Ефима Вепрейского вместо неё было выстроено кирпичное здание, а на месте разобранной деревянной церкви был поставлен дубовый восьмигранный часовенный столб.
В 1867 году на средства священника Ахтырского к церкви была пристроена деревянная колокольня, крытая железом. Из храмовых икон особенно почиталась прихожанами икона Святителя и Чудотворца Николая. Начало чествования иконы было положено в 1862 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. С 1892 года в селе работала церковно-приходская школа.
Храм Субботова действовал до 1930 года. В годы фашистской оккупации службы в церкви были возобновлены, но в 1948 году бывший храм уже снова использовался местным колхозом под склад.
В 1979 году здание Рождественской церкви было поставлено на государственную охрану и признано памятником архитектуры местного значения.
В 1990-х годах была сделана попытка консервации строения. Были начаты ремонтно-восстановительные работы, которые из-за крайнего недостатка сил и средств до сих пор находятся в начальной стадии. Здание интересного в архитектурном отношении памятника в аварийном состоянии.
Сохранились лишь фрагменты масляной живописи, выполненной во 2-й пол. 19 века - фигуры святых по сторонам боковых дверных проемов и евангелисты в круглых медальонах на южной и северной стенах.
Церковь Рождества Богородицы построена в 1819 г. в стиле ампир, закрыта в советское время, с тех пор утратила перекрытия и кровли. В интерьере сохранились фрагменты живописи 2-й пол. XIX в. В 1990-х г. проводилась частичная консервация строения.
В селе Мякишево (Субботово, Выгоничский район) в 1819 году построен один из интереснейших на Брянщине усадебных храмов в стиле ампир — церковь Рождества Богородицы, отличающаяся монументальностью классически строгих архитектурных форм и уравновешенностью композиции.
МЯКИШЕВО. Церковь Рождества, конец XVIII в.
Читатель, вероятно, заметил, что и на Брянской земле классицизм в архитектуре оставил сравнительно много каменных знаков видовой памяти народа. Рождественская церковь в селе Мякишеве (ныне Вы-гоничского района) — это своеобразный и очень ценный памятник классицизма. Композиция храма оригинальна и лаконична. В ее художественной основе лежит контраст горизонтально протяженных равновеликих объемов трапезной и алтаря с объемно-богатой вертикалью церкви, взмывающей вверх мощным световым цилиндрическим барабаном с красивым сферическим куполом.
Массивный барабан прорезан восемью прямоугольными окнами, чередующимися с нишами в простенках, заключенных между парами пилястр — все это выглядит и строго, и нарядно. Характерна для стиля храма обработка стен трапезной и алтаря горизонтальной «французской» рустикой, зрительно увеличивающей длину этих объемов.
Немногие архитектурные детали имеют чисто ордерные классические формы. Многие годы после исчезновения железной кровли храм «украшался» очень интересной конструкцией — скелетом кружально-сетчатого деревянного купола, пока последний не обрушился и не исчез бесследно.
Будет большой и невосполнимой потерей, если также исчезнети весь храм.
Расположен на краю села на возвышении и хорошо виден издали. По сведениям местных жителей, построен в 1819 году. Это один из усадебных храмов Брянщины.
Кирпичное, прежде оштукатуренное, здание состоит из основного объема с портиками по сторонам и примыкающих к нему трапезной и алтаря одинакового размера.
Храм был закрыт в годы гонений на Церковь советской властью в конце 20-х — начале 30-х годов XX века. К настоящему времени сохранились только стены храма. Членами приходской общины были проведены частичные ремонтно-возстановительные работы.
МЯКИШЕВО
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, 1-я четв. 19 в.
Расположена в стороне от деревни на возвышении, господствует над окружающей открытой местностью и хорошо видна издали. По сведениям местных жителей, построена в 1819 г.; к настоящему времени утратила ббль-пгую часть кровель и перекрытий. Один из интереснейших на Брянщине усадебных храмов в стиле ампир, отличающийся монументальностью классически строгих архитектурных форм и уравновешенностью композиции.
Кирпичное, прежде оштукатуренное здание состоит из основного кубического объема с портиками по сторонам и примыкающих к нему несколько суженных прямоугольных трапезной и алтаря одинакового размера. Куб венчает мощный, сравнительно низкий цилиндрический барабан, ранее завершенный высоким сферическим куполом и главой.
Контрастность геометрических объемов здания подчеркнута строгой обработкой фасадов. Алтарь и трапезная с фронтонами на торцах имеют горизонтально рустованные стеньг с плоскими филенчатыми нишами на углах.
В среднем интерколумнии расположены скромные порталы боковых входов, в крайних - прямоугольные окна. Выразительность портиков усиливают проемы второго света, полуциркульные над порталами и круглые над окнами. Увенчанный антаблементом барабан прорезан восемью прямоугольными окнами с пилястрами и большими плоскими нишами в простенках. Все карнизы и членения фасадов выполнены из кирпича и имеют небольшие выносы относительно поля стены.
Интерьер здания прост и отличается хорошо найденными пропорциями помещений, объединенных между собой широкими арочными проемами. Особенно эффектным было устремленное вверх светлое и просторное подкупольнор пространство храма с барабаном и на тромпах, завершенное куполом. Трапезная и алтарь имели плоские деревянные перекрытия.
Сохранились фрагменты масляной живописи, выполненной во 2-й пол. 19 в.: фигуры святых по сторонам боковых дверных проемов и евангелисты в круглых медальонах на южной и северной стенах.