Спасо-Преображенский монастырь
В XVII-XVIII веках Севск был одним из самых значимых центров на юго-западе России, играющим важную роль в административной, военной, экономической и религиозной жизни, включая монастырскую.
Строительство новой крепости в Севске, чтобы заменить разрушенную в период "смуты", было завершено в 1620 году, и скорее всего новый монастырь возник около этого времени. Он получил название Спасо-Преображенский, чтобы сохранить связь с одноименным монастырем в Новгороде-Северском, откуда прибыли архимандрит и остальные иноки.
Новый монастырь в первые десятилетия своего существования был довольно скромным, но со временем значение возрастало. Он получил земли от государства, и наряду с подмонастырской слободкой здесь появились еще три селения, жители которых подчинялись монастырю.
О самом Спасо-Преображенском монастыре этого времени известно очень мало. Монастырь не отличался большим богатством и украшениями. Две имевшиеся здесь деревянные церкви, Преображенская и Ильинская, которые были упоминались уже в 1646 году, постепенно ветшали, и поэтому в конце 1680-х годов у архимандрита Николая и братий возникла идея построить каменный храм Преображения Господня.
Начало каменному строительству на территории Спасо-Преображенского монастыря было положено в 1713 г. В мае этого года вместо прежних деревянных церквей начали строить каменный соборный Спасо-Преображенский храм. Основное строительство было завершено в 1715 году, а после окончания всех отделочных работ и росписей в январе 1717 года собор был освящен архимандритом Игнатием. Архитектор, разработавший проект собора, остался неизвестным. Стиль и декор собора достаточно близки к "нарышкинскому" барокко, преобладавшему в Москве и окрестностях в то время.
К середине XVIII века на территории монастыря появились еще два каменных здания: длинный двухэтажный корпус кельи и небольшая одноэтажная просфорная с подвалом под нею.
В 1764 году, после образования Севского и Брянского викариатства Московской епархии, Севск был выбран центром пребывания викарных епископов. Местом, где жительствовали и занимались своей деятельностью севские епископы и обслуживающие их лица, стал упраздненный с этого времени Спасо-Преображенский монастырь, получивший название архиерейского дома. Архимандрит Иакинф (Карпинский) был последним настоятелем монастыря и был известен своей ученостью. Основное строительство на территории бывшего монастыря проходило уже когда здесь уже не было монахов и находилась резиденция севских епископов.
Во второй половине XVIII века были проведены реставрационные работы, а также построена каменная ограда с угловыми башнями и живописная надвратная колокольня. Это создало единый архитектурный комплекс зданий, который до сих пор называется Спасо-Преображенским монастырем, хотя самого монастыря там уже не было. Строения комплекса имели в большей степени символическое значение: толстые стены с бойницами и башнями продолжали традиции русских средневековых оборонительных монастырей, а верхушки стен в виде ласточкиного хвоста напоминали стены Московского Кремля.
В июле 2018 года монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и с благословения митрополита Брянского и Севского Александра возродился в качестве женской обители.
Источник: Из истории монастырей Севского уезда в 1620-1760-х гг.. В.В. Крашенинников
Севский Спасо-Преображенский монастырь является уникальным памятником истории и архитектуры и привлекает паломников и туристов из разных уголков страны. Что же известно о первом периоде существования монастыря? После подписания в 1618 году Деулинского перемирия, по которому основная часть Северской земли перешла от Московского государства к Речи Посполитой, часть русских жителей с отходивших к полякам территорий стала переселяться в соседние места, оставшиеся за Москвой. В числе покинувших г. Новгород-Северский, также отошедший к Речи Посполитой, были архимандрит Корнилий и несколько других монахов Новгород-северского Спасо-Преображенского монастыря. Захватив с собой кое-что из монастырского имущества, они сначала переселились в Рыльск, а затем в Севск, где архимандрит Корнилий получает патриаршее благословение на устройство монастыря. Назван монастырь был Спасо-Преображенским в знак преемственной связи с одноимённым монастырём в Новгороде-Северском, откуда прибыли архимандрит Корнилий и остальные иноки. В документах, относящихся к Севску, Спасо-Преображенский монастырь впервые упомянут в 1622 году. Возник и начал свое обустройство новый монастырь в полутора верстах от Севска, на небольшой возвышенности среди заливного луга за рекой Сев, где находился участок смешанного леса, среди которого и были построены деревянная церковь, монашеские кельи, хозяйственные и другие сооружения. Постепенно значение монастыря росло. На полученных от государства землях, помимо подмонастырской слободки, появились ещё три селения, жители которых подчинялись монастырю. О положении самого Спасо-Преображенского монастыря в это время известно мало. Заметным богатством и благоустройством монастырь не отличался. Две имевшиеся здесь деревянные церкви (Преображенская и Ильинская, упоминаемая в 1646 году) постепенно ветшали, поэтому в конце 1680-х годов у архимандрита Николая и братии появилась мысль о возведении каменного храма Преображения Господня. В принципе, её поддержал Патриарший приказ, но осуществление задуманного задержалось. В 1711 году здесь попрежнему действовали две названные деревянные церкви, на хозяйственном дворе находилось 4 лошади, 3 коровы, 5 овец, имелись монастырские сад и огород, но в целом уровень хозяйственного благосостояния был невысок. В относившихся к монастырю селениях числилось 28 крестьянских дворов (в 1700 году таковых было 38), но, как отмечалось в переписи, «с тех монастырских крестьян денежных доходов и столовых и иных всяких припасов и хлеба за их скудостью не имеется; только пашут де в тот монастырь под рожь по 10 десятин, да под яровой хлеб по 10 десятин, да сена косят на общих лугах по 50 возов и делают всякое сделье». Дополнительным источником доходов были мельницы: «на реке Севи мельница, прозванием Рождественская, на трех поставах, да ступ с гонными колёсами (с помощью мельничных ступ из зерна гречихи и проса получали крупу); другая же мельница ниже деревни Княгининой, о двух поставах, да ступ с гонными колёсами, третья в слободке Демьяновке об одном поставе». Неподалеку от Рождественской мельницы была поселена маленькая слободка и устроена часовня. Проживали в монастыре в это время 24 инока. Начало каменному строительству на территории Спасо-Преображенского монастыря было положено в 1713 году, когда по благословению митрополита Стефана (Яворского) вместо прежних деревянных церквей начали строить каменный соборный Спасо-Преображенский храм. Основное строительство было завершено в 1715 году, а после окончания всех отделочных и живописных работ в январе 1717 года собор был освящён архимандритом Игнатием. Имя архитектора, по проекту которого строился собор, осталось неизвестным, но скорее всего это был ктото из представителей московской школы зодчества рубежа XVII-XVIII веков. И основные объёмы храмового здания, и элементы декора достаточно близки господствовавшему тогда в Москве и её окрестностях стилю «нарышкинского» барокко с его нарядностью. Севск и окружавшая его Комарицкая волость с 1625 года в церковном отношении входили в состав Патриаршей области (с 1721 года её называли Синодальной). Таким образом, здешнее духовенство напрямую подчинялось московским церковным иерархам, которые через патриаршую контору и финансировали строительство собора, и осуществляли контроль за его ходом. Ближе к середине XVIII века на территории СпасоПреображенского монастыря появилось ещё два сохранившихся каменных здания: двухэтажный вытянутый в длину корпус келий и одноэтажная небольшая просфорная с подвалом под нею. К середине XVIII века за Спасо-Преображенским монастырём насчитывалось уже около 500 мужских крестьянских душ, относившихся к перечисленным ранее Демьяновке, Лукинке и Семёновке, а также к селу Юшино. В 1764 году после создания Севского и Брянского викариатства Московской епархии Севск был назначен центром пребывания викарных епископов. Местом, где жительствовали и занимались своей деятельностью севские епископы и обслуживающие их лица, стал упразднённый с этого времени Спасо-Преображенский монастырь, названный архиерейским домом. Последним настоятелем монастыря был архимандрит Иоакинф (Карпинский), пользовавшийся известностью за учёность и издавший позднее сборник своих произведений. Основное каменное строительство на бывшей монастырской территории велось, когда здесь находилась резиденция севских епископов. Во второй половине XVIII века, особенно в период епископа Кирилла (Флоринского), здесь был обновлён собор, сооружены каменная ограда с угловыми башнями, высокая и живописная надвратная колокольня. Так сложился единый архитектурный комплекс зданий, который продолжали называть (и называют до сих пор) Спасо-Преображенским монастырём, хотя в реальности монастыря там уже не было. Сооружения комплекса имели в значительной степени символическое значение: толстые стены с бойницами и башнями продолжали традиции тех русских средневековых монастырей, которые вплоть до XVII века играли оборонную роль, а навершия стен типа ласточкиного хвоста были аналогичны стенам московского Кремля. Переезд епископов из Севска в Орел в связи с образованием Орловской епархии, а также сильный пожар в 1824 году, серьёзно повредивший многие здания, привели к запустению монастырской территории, тем более что отдельные находившиеся здесь здания стали продаваться на слом. Бывший монастырь сохранял статус архиерейского подворья, но навещался епископами очень редко. История Спасо-Преображенского монастыря остаётся мало изученной. Монастырь в середине XVIII века был закрыт в связи с передачей его территории и зданий архиерейскому дому – резиденции епископов Севских и Брянских. Архив монастыря, как и других закрытых в XVIII веке монастырей, был уничтожен вскоре после закрытия. Да и последующие события не способствовали сохранению памяти об этом интересном в религиозном и историко-культурном отношении месте. В декабре 1918 года монахинь потеснили воспитанники детского дома №1, разместившегося в двух корпусах Спасского монастыря. Остальные помещения вместе с земельными участками заняла коммуна «Роза Люксембург». Окончательно Спасо-Преображенский монастырь был закрыт 21 января 1921 года. Его опустевшие здания были заняты детской колонией до середины лета 1929 года, потом на смену ей пришел Стрелецкий совхоз. Многое было разорено и разрушено. В 1950-х годах уцелевшие и почти потерявшие свой первоначальный облик помещения бывшей обители приспособили для Севской коррекционной общеобразовательной школы-интерната. В июле 2018 года здания бывшего Спасо-Преображенского монастыря были переданы Брянской епархии. От прежнего величия монастыря остались полуразрушенный храм Преображения Господня начала XVIII века, келейный корпус, здание духовной консистории, просфорная и оградительная стена с башнями на углах. Монахини поселились в келейном корпусе. В течение полугода сёстры обустроили домовой храм во имя Всех Святых на втором этаже. Теперь здесь регулярно совершают богослужения иеромонахи Богородицкой Площанской мужской пустыни. В обители есть места для проживания паломников. Настоятельницей этой обители назначена монахиня Макария (Швец). Работы по благоустройству Спасо-Преображенского монастыря продолжаются и в настоящее время. И. ЛУЧКО, младший
Расположен на северо-восточной окраине города, среди низменной рав¬нины на левом берегу реки Сев, на старой Московской дороге.Основан в 1631 году. Не действует.
Спасо-Преображенский монастырь состоит из 6 исторических зданий и сооружений
Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в подклете было принято в 1690 году, однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 года. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 году и освятили 13 января 1717 года. В 1774 году к собору с юга пристроили ризницу, а с запада - паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 году при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены.
Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы "нарышкинского" стиля и барокко 18 века с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 века - бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной.
Спасо-Преображенский монастырь (г.Севск)
Собор Спаса Преображения. Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в подклете было принято в 1690 г., однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 г. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 г. и освятили 13 января 1717 г. В 1774 г. к собору с юга пристроили ризницу, а с запада - паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 г. при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены.
Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы "нарышкинского" стиля и барокко 18 в. с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 в. - бесстолпная, одноапсид-ая и одноглавая, с трапезной. Сооружена она из кирпича и была оштукатурена, с лепными деталями.
Спасо-Преображенский монастырь, виднеется на горизонте
Спасо-Преображенский монастырь основан архимандритом новгород-северского Преображенского монастыря Корнилием в 1636 г. До начала XVIII в. строения были деревянными. В 1713-17 гг. при игумене Игнатии возведён каменный собор.
Позже был резиденцией Севских архиепископов, в XVIII в. построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии (1788 г.) и пожара 1824 г. временно был закрыт, позже возобновлён как женский. После революции повторно закрыт, ныне пребывает в руинированном состоянии.
Редкий для Брянщины образец развитого барочного сооружения 1770-х годов подобного рода. От кирпичного трехъярусного здания сохранились лишь два нижних крупных четверика с широкими арочными проемами, ныне почти полностью утратившими прежнюю штукатурку и лепную отделку. Пластичен нарядный ордерный декор с парными, поставленными на пьедесталах колоннами по краям и раскрепованным над ними антаблементом. Ордера в ярусах применены по классическим канонам: в первом подобие дорического с оригинальными лепными капителями и метопно-триглифным фризом, во втором ионический и в третьем коринфский. Нижний четверик со срезанными углами и сквозным проездом по оси запад-восток, перекрытый цилиндрическим сводом, служил Святыми воротами. Над замком его широкой арки располагался лепной картуш, сохранившийся лишь фрагментарно. В толще южной стены была устроена лестница на второй ярус звона. Стройные арки последнего также имели прежде лепной декор.