Усадьба помещика Шведа Климовский район Брянской области
Усадьба помещика Шведа (с. Лакомая Буда)
В начале нашего века старый барский дом сгорел. Новые владельцы заменили потерю в 1903 году небольшим деревянным домом, разместив его не на старом месте, а в центре "щита".
Остался парк.
На территории около пяти гектаров в первой четверти прошлого века по заданию помещика Шведа была осуществлена своеобразная парковая композиция. Если перенестись мысленно в те далекие времена, мы увидим события 1812 года, победоносное изгнание из России наполеоновских полчищ, распространение идей патриотизма в русском обществе, охватившего весь народ. Патриотические идеи ярко отражались в творчестве русских зодчих и определяли торжественный героический облик их произведений. Отблеск этих идей озарил закладку парка в Лакомой Буде.
ЛАКОМАЯ БУДА
УСАДЬБА, 19 - нач. 20 в.
Расположена на краю села, играет важную роль в его планировке. В нач. 19 в. село принадлежало помещику Шведу, а затем перешло к другим владельцам. В 1-й трети 19 в. здесь была создана усадьба - построен господский дом и разбит парк, задуманный как памятник Отечественной войне 1812 г. Вместо сгоревшего на рубеже 19-20 вв. дома несколько севернее его, уже в самом парке, в 1903 г. выстроен новый, деревянный. В настоящее время к нему сделаны небольшие пристройки (частично кирпичные); часть территории парка занята фруктовым садом и зданием школы. Усадьба представляет собой своеобразный ансамбль, состоящий из уникального по планировке регулярного парка периода позднего классицизма и небольшого дома-дачи нач. 20 в. с нарядным декором в духе народной резьбы.
Парк. Небольшой по размерам (ок. 5 га), расположен к северу от первоначального местоположения дома, ограничен с запада р. Кривлянка, а с севера впадающим в нее ручьем. Относительно ровная территория парка расчленена системой прямых липовых аллей, создающих геометрически правильный рисунок необычной формы. Этот рисунок условно изображает щит и меч - символы победоносной защиты Отечества. Система аллей, образующих восьмиугольник с уширенной средней частью,составляет "щит", расположенный первоначально перед парковым фасадом бывшего ма. На восьмиугольник наложена "рукоять" меча в виде прямой аллеи. За пределами "щита" ее пересекала поперечная короткая аллея с овальными площадками на концах, выступавшая как "эфес". Далее шла более длинная и широкая аллея - продольная ось всего парка. Она начиналась от середины "эфеса", фланкированная по сторонам двумя узкими аллеями, которые расходились под углом до излома, а затем вновь сходились у самого ручья. Эти аллеи очерчивали "лезвие" с "острием" на конце, где ручей был расширен малым овальным прудом, который замыкал перспективу главной аллеи. Напротив поперечной аллеи ("эфеса") речка перегорожена плотиной и образует большой пруд с островом посредине.
Дом. Расположен в центре "щита" и прекрасно вписан в природное окружение парка, весь увитый лозой дикого винограда. Здание на кирпичном основании рублено из бревен и обшито снаружи тесом. Характерный для своего времени образец дачной архитектуры, отличающийся свободной объемно-пространственной композицией и нарядным резным декором, выполненным местными мастерами Асимметричный одноэтажный объем выглядит очень живописно благодаря разной высоте отдельных частей с фигурными покрытиями и всевозможными выступами на фасадах. Основной, южный фасад имеет прямоугольный выступ в правой части, над которым возвышается башенка с крутой шатро-вой кровлей и шпилем. Аналогичное завершение шатрового типа со шпилем, опирающееся на два столбика, устроено и над крыльцом входа в левой части этого фасада. Над остальными частями дома пологие скатные кровли.
Нарядность фасадам придает тесовая обшивка стен "в елку", дополненная внизу и вверху вертикальными досками. Она хорошо сочетается с украшенными несколькими рядами кружевных подзоров карнизами и пышными наличниками окон, имеющими развитые над- и подоконные части. В этих деталях широко использована пропильная, сквозная и накладная резьба, характерная для юго-западных районов Брянской обл.
Вход через крыльцо с лестницей ведет в сени, небольшим тамбуром соединенные с передней центральной комнатой, вокруг которой свободно сгруппированы остальные помещения. К ней примыкают две жилые комнаты и еще одна общая, через которую попадают в угловую гостиную. Лестница из сеней ведет в неболыпую светелку в башенке, находящуюся над гостиной. В комнатах частично сохранилась скромная отделка; в гостиной, кроме того, была изразцовая печь (утрачена).
Лазаревский. 1888. с. 424; Городков, 1983, с. 30-35.